|
|
|
|
|
Язычество и все что с ним связано. |
Предыдущая Следующая
Породило ли принятие или насаждение христианства аналогичные проблемы в менталитете других народов? Образ Христа, а вслед ему апостолов, несущих одно предание всем народам мира, относительно обесценивал для них национальную идею, которая, разумеется, не у одних только евреев отождествлялась с “родовым мифом”, комплексом священных ритуалов, пантеоном сакральных имен, свойственных именно этому народу. Израиль стал метафорой духовного посвящения и не мог для нееврея обозначать кровное родство, имя пра-отца, породившего многоплеменное семейство. Войны между христианами, за грубо материальные национальные интересы, не могли на духовном уровне вызвать ничего, кроме осуждения и отвращения, что в корне отличалось от отношения к крестовым походам, освященным знаменем религиозного идеала. М.Монтень приводит множество примеров, когда люди ставят убеждения выше не только материальных благ, но и самой жизни: “… Первый пункт той прекрасной и возвышенной клятвы, которую принесла и сдержала Греция во время греко-персидских войн, гласил, что каждый скорее сменит жизнь на смерть, чем законы своей страны на персидские. А сколь многие во время греко-турецких войн предпочитали умереть мучительной смертью, лишь бы не осквернить обрезания и не подвергнуться обряду крещения! И нет религии, которая не могла бы побудить к чему-либо подобному.”[6]
Тот же Монтень отстаивает скрытность основ вероучения от большинства христианского народа:
“Один из греческих историков-христиан справедливо порицает свое время за то, что тайны христианской веры свободно распространялись тогда на площадях, попадая в руки каких-нибудь ничтожных ремесленников, и что каждый мог обсуждать их и толковать по-своему. Он говорит также, что для нас, по благодати божией обладающих чистейшими тайнами благочестия, - величайший стыд допускать, чтобы тайны эти опошлялись в устах простых и невежественных людей, - ведь даже язычники запрещали Сократу, Платону и другим величайшим мудрецам говорить и рассуждать о предметах, порученных ведению дельфийских жрецов. … Другой историк, давая советы императору Феодосию, правильно указывал, что диспуты не столько устраняют несогласия в церкви, сколько возбуждают и воодушевляют еретические учения, и что поэтому следует избегать всяческих споров и словопрений и опираться исключительно на предписания и догматы, установленные древними. … некоторые язычники - ревностные идолопоклонники - о богах своих не ведают ничего, кроме их имен и статуй. Старинное начало "Меланиппы", трагедии Эврипида, гласило: “О Юпитер! Ибо ничего не знаю я о тебе, Кроме одного твоего имени.”[6]
Предыдущая Следующая
|
|
|
|
|
|