В. И. Извеков.
Из царства мрака.
По материалам музейного архива.
<- 8 страница
Вернуться в оглавление 10 страница ->
Федора Студита — весьма детально трактуется об этих иноческих
добродетелях и о методах их достижения.
Старчество появилось вместе с возникновением монашества
в знойных пустынях Фиваиды и в палестинских киновиях.
Интересные и часто своеобразно красивые предания и легенды
о древних старцах сохранились в таких своего рода шедеврах
монашеской литературы, как Египетский Патерик или „Луг духовный".
Вместе с основанием первых монастырей старчество появилось и у
нас в древней Руси, но конечно в более грубой и упрощенной форме,
чем в утонченной Византии, соответственно с условиями быта и уровнем культуры.
С течением времени, при упадке монастырской жизни в XVII и особенно
в XVIII веке традиции старчества были утрачены, но к концу XVIII
века старчество возрождается в России.
Главным деятелем по возрождению и насаждению старчества считается
Паисий Величковский, выходец из Юго-Западной Руси (он был уроженец Полтавы).
За русской границей, в Молдавии, этот Паисий основал монастырь на новых
началах и в качестве духовного руководителя воспитал целый ряд последователей,
которые и были распространителями старчества и у нас в России.
Ученики Паисия насадили старчество в ряде монастырей Курской и
Орловской губернии. Отсюда-то старчество перешло между прочим и
в нашу Оптину пустынь. В Оптиной пустыни старчество особенно привилось,
и здесь мы видим целый ряд последовательно сменявших друг друга старцев:
Леонида, Макария, Амвросия. Кому не известен образ старца Зосима,
художественно обрисованный Достоевским? Образ этот так сказать списан
с натуры и избавляет нас от необходимости дать здесь подробную характеристику
русского старчества. Может быть он у Достоевского несколько идеализирован,
но основные черты типа схвачены верно, между прочим и отношения старца
не к одной монастырской среде, но и к мирскому обществу, в постоянном общении
с которым находится старец. Дело в том, что старчество не замыкалось
в узкую сферу монастырской жизни, но несло своеобразную службу и по
отношению к мирянам, помогая им в трудных
9
<- 8 страница
Вернуться в оглавление 10 страница ->
|