полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

В. И. Извеков.

Из царства мрака.

По материалам музейного архива.

<-  8 страница     Вернуться в оглавление    10 страница  ->

Федора Студита — весьма детально трактуется об этих иноческих добродетелях и о методах их достижения.

Старчество появилось вместе с возникновением монашества в знойных пустынях Фиваиды и в палестинских киновиях. Интересные и часто своеобразно красивые предания и легенды о древних старцах сохранились в таких своего рода шедеврах монашеской литературы, как Египетский Патерик или „Луг духовный". Вместе с основанием первых монастырей старчество появилось и у нас в древней Руси, но конечно в более грубой и упрощенной форме, чем в утонченной Византии, соответственно с условиями быта и уровнем культуры. С течением времени, при упадке монастырской жизни в XVII и особенно в XVIII веке традиции старчества были утрачены, но к концу XVIII века старчество возрождается в России.

Главным деятелем по возрождению и насаждению старчества считается Паисий Величковский, выходец из Юго-Западной Руси (он был уроженец Полтавы). За русской границей, в Молдавии, этот Паисий основал монастырь на новых началах и в качестве духовного руководителя воспитал целый ряд последователей, которые и были распространителями старчества и у нас в России. Ученики Паисия насадили старчество в ряде монастырей Курской и Орловской губернии. Отсюда-то старчество перешло между прочим и в нашу Оптину пустынь. В Оптиной пустыни старчество особенно привилось, и здесь мы видим целый ряд последовательно сменявших друг друга старцев: Леонида, Макария, Амвросия. Кому не известен образ старца Зосима, художественно обрисованный Достоевским? Образ этот так сказать списан с натуры и избавляет нас от необходимости дать здесь подробную характеристику русского старчества. Может быть он у Достоевского несколько идеализирован, но основные черты типа схвачены верно, между прочим и отношения старца не к одной монастырской среде, но и к мирскому обществу, в постоянном общении с которым находится старец. Дело в том, что старчество не замыкалось в узкую сферу монастырской жизни, но несло своеобразную службу и по отношению к мирянам, помогая им в трудных

9

<-  8 страница     Вернуться в оглавление    10 страница  ->

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz