полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

 

В. И. Извеков.

Из царства мрака.

По материалам музейного архива.

<-  7 страница     Вернуться в оглавление    9 страница  ->

священники, спившиеся дьячки. Руководящую роль в монастырях играли лучшие элементы, т. е. наиболее сильные и способные. Настоятели монастырей были в большинстве случаев из простонародья, часто из кулаческой среды. Эта среда приносила с собой практический и коммерческий дух: расчетливость, изворотливость, знание людей и уменье ими пользоваться. Все мы знаем, как основательно было построено монастырское хозяйство, как сытно и продовольно была обставлена жизнь во многих обителях. Солидные постройки со всеми хозяйственными приспособлениями, хорошо удобренная земля, бережно охраняемый лес, откормленный скот, тепло в кельях, правда грубоватая, но сытная и обильная пища в трапезной, вот что встает перед нами, когда мы представляем себе монастырскую жизнь.

Особенно процветали в экономическом отношении те монастыри, где находились какие-либо мощи или чтимые иконы. Туда во множестве стекались богомольцы: не мало трудовых грошей оставалось на тарелках и в кружках, еще более перепадало от прибытков городских и деревенских кулаков, приезжавших замаливать свои грехи или благодарить бога и угодников за успешно проведенную спекуляцию.

Но не одни мощи, иконы и другие подобные святыни служили приманкою для благочестивых душ. Широкая известность некоторых обителей создавалась не подвигами и чудесами их давно умерших основателей, но святостью жизни и учительностью обитавших в них иноков, так называемых старцев. Говоря о монастырских старцах, мы должны иметь в виду не преклонность их возраста, а то положение, которое они занимали в среде монахов своей обители.

Старцы были духовными руководителями всей братии: люди большого опыта и знания человеческой души — они своими постоянными указаниями и советами помогали инокам без ошибок, падений и увлечений укрепляться в монашеских добродетелях и восходить к высшим ступеням духовного совершенства. Главным методом этого воспитания иноков служило так называемое „откровение помыслов". В творениях восточных аскетов, вроде Иоанна Лествичника,

8

<-  7 страница     Вернуться в оглавление    9 страница  ->

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz