В. И. Извеков.
Из царства мрака.
По материалам музейного архива.
<- 7 страница
Вернуться в оглавление 9 страница ->
священники, спившиеся дьячки. Руководящую роль в монастырях играли лучшие элементы, т. е.
наиболее сильные и способные. Настоятели монастырей были в большинстве случаев
из простонародья, часто из кулаческой среды. Эта среда приносила с собой
практический и коммерческий дух: расчетливость, изворотливость, знание людей
и уменье ими пользоваться. Все мы знаем, как основательно было построено
монастырское хозяйство, как сытно и продовольно была обставлена жизнь во
многих обителях. Солидные постройки со всеми хозяйственными приспособлениями,
хорошо удобренная земля, бережно охраняемый лес, откормленный скот, тепло в
кельях, правда грубоватая, но сытная и обильная пища в трапезной, вот что
встает перед нами, когда мы представляем себе монастырскую жизнь.
Особенно процветали в экономическом отношении те монастыри,
где находились какие-либо мощи или чтимые иконы. Туда во
множестве стекались богомольцы: не мало трудовых грошей
оставалось на тарелках и в кружках, еще более перепадало
от прибытков городских и деревенских кулаков, приезжавших
замаливать свои грехи или благодарить бога и угодников
за успешно проведенную спекуляцию.
Но не одни мощи, иконы и другие подобные святыни служили
приманкою для благочестивых душ. Широкая известность
некоторых обителей создавалась не подвигами и чудесами
их давно умерших основателей, но святостью жизни и учительностью
обитавших в них иноков, так называемых старцев. Говоря о
монастырских старцах, мы должны иметь в виду не преклонность
их возраста, а то положение, которое они занимали в среде монахов своей обители.
Старцы были духовными руководителями всей братии: люди большого
опыта и знания человеческой души — они своими постоянными
указаниями и советами помогали инокам без ошибок, падений и
увлечений укрепляться в монашеских добродетелях и восходить к
высшим ступеням духовного совершенства. Главным методом этого
воспитания иноков служило так называемое „откровение помыслов".
В творениях восточных аскетов, вроде Иоанна Лествичника,
8
<- 7 страница
Вернуться в оглавление 9 страница ->
|