полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

В. И. Извеков.

Из царства мрака.

По материалам музейного архива.

<-  6 страница     Вернуться в оглавление    8 страница  ->

общества на началах равенства и братства. Но я только подчеркиваю, что церковь всегда выдвигала ту именно сторону евангельского учения, что все земное, мирское — дело для христианина второстепенное, выдвигало то безразличие верующего к окружающему укладу жизни, которое способно мириться решительно со всяким политическим и общественным строем и не желать ничего лучшего. „Дело не в улучшении условий жизни человеческого общества, а в личном усовершенствовании. Если все будут хорошими христианами, сами собой водворятся на земле мир и взаимная любовь". Такое учение в конце концов должно было привести к оправданию существующего порядка, к примирению с царящим в нем злом. Особенный оппортунизм и уменье не только избегать всяких конфликтов с установившимся порядком, но приспособиться к нему, использовать его на условиях взаимной поддержки — проявила именно русская церковь, еще со времени Иосифа Волоцкого, вступившая за мирские блага в тесный союз с правящей властью и кончившая через 200 лет совершенным порабощением у светской власти и закабалением к ней на службу. Главным заданием русской церкви в строе нашего дореволюционного государства неизменно было примирение народных масс со сложившимися политическими и социальными условиями и выработка в народе похвальных качеств: терпения и повиновения власти. Это нужно помнить, когда речь идет о деятельности наших монастырей.

Монастыри наши представляют собой чрезвычайно характерный и своеобразный уголок народного быта. Я особенно подчеркиваю народный характер монастырского быта. В монастырях доминировало не белое духовенство с его своеобразными традициями и специфическим бытовым укладом, но преобладавший численно серый мужичек, отчасти городской мещанин. Сюда шли люди религиозно настроенные, "не от мира сего", а также и всякого рода неудачники, потерпевшие крушение в жизни, не сумевшие почему либо к ней приспособиться и найти в ней для себя место, также люди, которым просто было некуда деться. Изредка попадали в монастырь захудалые дворяне, чинуши, овдовевшие

7

<-  6 страница     Вернуться в оглавление    8 страница  ->

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz