В. И. Извеков.
Из царства мрака.
По материалам музейного архива.
<- 6 страница
Вернуться в оглавление 8 страница ->
общества на началах равенства и братства. Но я только подчеркиваю,
что церковь всегда выдвигала ту именно сторону евангельского учения,
что все земное, мирское — дело для христианина второстепенное, выдвигало
то безразличие верующего к окружающему укладу жизни, которое способно
мириться решительно со всяким политическим и общественным строем и не желать
ничего лучшего. „Дело не в улучшении условий жизни человеческого общества,
а в личном усовершенствовании. Если все будут хорошими христианами, сами
собой водворятся на земле мир и взаимная любовь". Такое учение в конце
концов должно было привести к оправданию существующего порядка, к примирению
с царящим в нем злом. Особенный оппортунизм и уменье не только избегать
всяких конфликтов с установившимся порядком, но приспособиться к нему,
использовать его на условиях взаимной поддержки — проявила именно русская церковь,
еще со времени Иосифа Волоцкого, вступившая за мирские блага в тесный
союз с правящей властью и кончившая через 200 лет совершенным порабощением
у светской власти и закабалением к ней на службу. Главным заданием
русской церкви в строе нашего дореволюционного государства неизменно
было примирение народных масс со сложившимися политическими и социальными
условиями и выработка в народе похвальных качеств: терпения и повиновения власти.
Это нужно помнить, когда речь идет о деятельности наших монастырей.
Монастыри наши представляют собой чрезвычайно характерный и своеобразный
уголок народного быта. Я особенно подчеркиваю народный характер
монастырского быта. В монастырях доминировало не белое духовенство с
его своеобразными традициями и специфическим бытовым укладом, но преобладавший
численно серый мужичек, отчасти городской мещанин. Сюда шли люди
религиозно настроенные, "не от мира сего", а также и всякого рода
неудачники, потерпевшие крушение в жизни, не сумевшие почему либо к ней
приспособиться и найти в ней для себя место, также люди, которым
просто было некуда деться. Изредка попадали в монастырь захудалые
дворяне, чинуши, овдовевшие
7
<- 6 страница
Вернуться в оглавление 8 страница ->
|