В. И. Извеков.
Из царства мрака.
По материалам музейного архива.
<- 5 страница
Вернуться в оглавление 7 страница ->
Но самое происхождение этих писем и их близость к нашему времени
наводят на некоторые размышления. "Ведь письма эти — скажут некоторые —
адресованы к духовнику, это как бы тайна исповеди, и как бы ни относиться
к религии, каких бы отрицательных взглядов на этот счет не держаться,
но даже с точки зрения общепринятой морали как-то некрасиво читать чужие
письма и выносить на свет сокровенные тайны ближнего". Могут сказать:
„да это залезание в чужую душу в грязных сапогах". Тем более, что и писались эти письма
всего лет 20 — 30 тому назад, и может быть многие из их авторов живы и
даже случайно кому-нибудь из нас знакомы. Но я нахожу себе некоторое оправдание в том,
что подхожу к щекотливой теме с научно исследовательской точки зрения и памятуя древнее
изречение: nomina sunt odiosa.
Христианская религия с ее заповедями любви к ближнему, кротости, терпения и
покорности воле божьей, с ее обещаниями великих воздаяний в будущей жизни за
скорбь и страданий на земле как нельзя более соответствует тем стадиям в жизни
человеческого общества, когда отношения между людьми определяются классовыми различиями,
неравенством и эксплоатацией одних другими. Идеология находится в зависимости от
общественной среды и в конечном итоге от тех основных устоев, на которых зиждутся в данный
момент общественные отношения. Капиталистический строй,
в теории и на практике обосновавший свои экономические отношения на принципе
laissez faire et laissez passer, а социальные отношения на
принципе индивидуального интереса, несмотря на сильный уклон к рационализму,
прекрасно уживался с христианством. Христианство, имея бесспорное значение
культурной ценности в прошлом, не утрачивало этой ценности и для буржуазно -
демократического века, как сила, сглаживающая до некоторой степени остроту классовой борьбы,
смягчающая жестокость беспощадной борьбы за существование и, главное,
поддерживающая чувство рабской покорности в эксплоатируемых массах. Говоря так,
я не имею в виду сказать, что евангельскому учению было бы противно преобразование
человеческого
6
<- 5 страница
Вернуться в оглавление 7 страница ->
|