полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

В. И. Извеков.

Из царства мрака.

По материалам музейного архива.


<-  9 страница     Вернуться в оглавление    11 страница  ->

случаях жизни советом и назиданием. Эти советы, отнюдь не призывая к активной борьбе со злом, больше в духе непротивления злу, учили терпению и кротости, указывали путь к нравственному усовершенствованию. Вместе с тем умудренные житейским опытом старцы, как некогда жрецы античных оракулов, могли преподать в различных случаях и советы, очень полезные в практическом смысле. То обстоятельство, что люди высокой интеллигентности, вроде Достоевского, Толстого, Киреевского, появлялись в пестрой толпе оптинских паломников и вели глубокомысленные беседы со старцами, показывает нам, что здесь мы имеем дело не с лицемерием и шарлатанством, морочащим ханжей и невежд, но с очень серьезным фактом глубокой и убежденной религиозности, гармонического сочетания религиозно-философской мысли с житейской мудростью.

Оптинские старцы были люди с известным образованием, начитанные в своей области. Амвросий был человек, прошедший полный семинарский курс, притом проведший несколько лет в миру на педагогической работе.

К типам этого старчества принадлежал и лаврентьевский отец Нил.

К сожалению в моем распоряжении было мало данных о его личности, мало фактов из его биографии. Но то, что мне известно, все-таки дает возможность сделать характеристику его как старца. По всей видимости, он был значительно пониже рангом, чем например, оптинский Макарий или Амвросий. Это был простец, усвоивший свою мудрость по монашескому выражению „не в ученой академии, а в толченой". Происходил он из московской купеческой семьи, как значится в его некрологе в официальном духовном журнале, но вернее из каких-либо мелких торговцев или прасолов. Лет до 35 он занимался торговлей, толкаясь в самой гуще народной жизни. Мелкобуржуазная среда вырабатывала обычно людей практических, смышленых, хорошо знающих жизнь и понимающих людей. Уже не в юном возрасте будущий старец, в силу ли религиозной настроенности или по каким либо другим причинам, становится послушником Оптиной пустыни и затем, после долгой монашеской жизни,

10

<-  9 страница     Вернуться в оглавление    11 страница  ->

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz