полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

М. Е. Шереметева.

Земледельческий обряд —

„закликание весны" в Калужском крае.


<-  54 страница     Вернуться в оглавление    56 страница  ->

клюют это приношение и помянут умерших. Некоторые птицы считаются вещими. В б. Лихв. уезде (селения Збродово, Игнатовское) весной обращаются к кукушке:

Кукушка, кукушка,
Вещая птушка,
Век вековала,
Добра не видала,
Сколько годов мне на свете жить?

С прилетом птиц уходит зима, и как в украинской весенней песне поется, что жаворонок крыльями лед разгонит, а ножками снег потопчет *), так и в Калужских закликаниях утверждается, что жаворонки несут с собой весну красну, красно солнышко, тепло гнездышко, хлеб вольный, добрый, лето теплое. К ним обращаются с мольбой из за синего моря принести здоровья, травы, лепешку, горшок каши, мешок денег. За эти блага им предлагается приношение — пирожок, потрошок:

„Мы вам потрошок,
А вы нам денег мешок".

Не есть ли это остаток старинной формулы, произносимой во время молений и жертвоприношений?

Печоных жаворонков, „разрисованных", „сеном писаных" называют детьми и братьями прилётных птиц; их поднимают кверху, показывают, чтобы их лучше было видно: это должно ускорить появление желанных весенних гостей. И на чье поле, на чью проталинку опустятся жаворонки — тому вещается удача, урожай.

Символизм прилетающей из теплых сторон и приносящей счастье птицы, по мнению Е. В. Аничкова, **) древнее, чем встречаемое в тех же закликаниях олицетворение весны, которое является лишь довольно поздним поэтическим образом, как и другие подобные олицетворения времен года, праздников.

*) Хр. Ящуржинский. „Весенние хороводы, игры, песни". Киевская Старина. 1889 г. май и июнь, с. 624.

**) Е. В. Аничков „Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян". ч. I, 1903 г. с. 118.

55

 

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz