М. Е. Шереметева.
Земледельческий обряд —
„закликание весны" в Калужском крае.
<- 54 страница
Вернуться в оглавление 56 страница ->
клюют это приношение и помянут умерших. Некоторые птицы считаются вещими. В б. Лихв. уезде (селения Збродово, Игнатовское) весной обращаются к кукушке:
Кукушка, кукушка,
Вещая птушка,
Век вековала,
Добра не видала,
Сколько годов мне на свете жить?
С прилетом птиц уходит зима, и как в украинской весенней песне поется, что жаворонок крыльями лед разгонит,
а ножками снег потопчет *), так и в Калужских закликаниях утверждается, что жаворонки несут с собой весну красну,
красно солнышко, тепло гнездышко, хлеб вольный, добрый, лето теплое. К ним обращаются с мольбой из за синего
моря принести здоровья, травы, лепешку, горшок каши, мешок денег. За эти блага им предлагается приношение —
пирожок, потрошок:
„Мы вам потрошок,
А вы нам денег мешок".
Не есть ли это остаток старинной формулы, произносимой во время молений и жертвоприношений?
Печоных жаворонков, „разрисованных", „сеном писаных" называют детьми и братьями прилётных птиц;
их поднимают кверху, показывают, чтобы их лучше было видно: это должно ускорить появление желанных
весенних гостей. И на чье поле, на чью проталинку опустятся жаворонки — тому вещается удача, урожай.
Символизм прилетающей из теплых сторон и приносящей счастье птицы, по мнению Е. В. Аничкова,
**)
древнее, чем встречаемое в тех же закликаниях олицетворение весны, которое является лишь довольно
поздним поэтическим образом, как и другие подобные олицетворения времен года, праздников.
*) Хр. Ящуржинский. „Весенние хороводы, игры, песни". Киевская Старина. 1889 г. май и июнь, с. 624.
**) Е. В. Аничков „Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян". ч.
I, 1903 г. с. 118.
55
|