М. Е. Шереметева.
Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки сбирает,
Весну закликает *).
(Дер. Кожухово, б. Кал. у.; кличут, бегая по насту).
Большая часть записанных мной закликаний начинается с обращения к весенней „прилетной" птице.
Она - провозвестник тепла и вместе с тем символ воскресающей весной и приносящей дары природы.
„Знаки птиц, их птенцов, яиц и гнезд — это знаки добра, счастья,
благополучия". **) Поэтому и выпекается весной на Сороки это символическое обрядовое печенье —
изображение жаворонков с сидящими у них на крыльях птенцами. В старину в Льхвинск. у. (дер. Игнатовское)
на благовещенье пекли просфору с прилепленными вокруг нее птичками из того же теста. Просфору эту берегли
до засева яровых. В этнографическом п/отд. Калужского Госуд. Музея выстав лена любопытная деревянная „севалка",
украшенная кругом резными изображениями жаворонков.
(Рис. № 7). Всюду птица, ее птенцы — символ благополучия, счастья.
Птица — существо любимое народом. Стилизированное изображение ее — один из лучших мотивов "народной
орнаментики, особенно в народной вышивке. Шитье Калужского края („вырезы") любовно повторяет для свадебной
одежды, для обрядовых рушников образ птицы с пышно процветшим хвостом, как бы образ вечно расцветающей природы.
Вообще, по народному пониманию, птицы являются существами отчасти священными. „Птичка — угодник богу".
Если „птичка помянет", то это важнее всякого другого поминовения. (д. Сокорево, Воротынск. вол. б. Калужск. у.).
По этой причине и считается необходимым в родительские субботы — покрошить на могилах „родителей" крутые яйца,
блин, лепешку, пирог, бросить горстку овса: птицы прилетят, по-
*) Запис. В. Г. Поповым.
**) Проф. В. А. Городцов. „Дако сарматские религиозные элементы
в русском народном творчестве". Труды Госуд. Историч. Музея. Вып. 1 разряд археологич. М. 1926 г. с. 9.
54