М. Е. Шереметева.
Призываемая „весна красна" изображается едущей на сохе, на бороне, на кобыле вороне, или на худой лошадёнке, на сивой кобылёнке, на кнутику, на хомутику, на овсяном снопу, на аржаном колосу, на пшеничном пироге, на кривом веретене; с железным серпочком, с овсяным снопочком.
И обращение к птицам и олицетворение весны стали в песнях закликания традиционными излюбленными мотивами, одними из тех стилистических формул, полюбившихся созвучий, которыми вообще богата наша народная поэзия. Варианты этих коротких обрядовых песенок с небольшими изменениями повторяют все те же образы, привычные и взлелеянные; если и творится новое, то безсознательно в формах старого — все в том же направлении, как будто отвечая требованиям какого то древнего прочно установленного ритуала.
Человеку, живущему в зависимости от природы, ведущему с ней постоянную борьбу, обычно некогда наслаждаться ее красотами. По этой причине и в песнях закликания весны мало отражается эстетика весенней природы. Но зато так правдиво вкраплены в эти строки черточки реального быта, так пронизаны эти песни чувством то опасения, то надежды, что примитивные тексты проходят перед нами, полные своеобразной и наивной прелести. Деревенская поэзия проста и безыскусственна, как сама природа.
Тяжело в марте с прокормом скота; скотина слабеет, а сараи уже пусты; и вот раздается клик, обращенный к прилётным птицам, а в их лице — к самой матери природе:
Дайте нам лето,
А мы вам зиму;
У нас корму нету!
Зима рисуется суровой, жадной грубой и нетерпеливой. 0на, с одной стороны,
поглотила все запасы *), с другой, требует безпрестанной работы, особенно женской — изнурительного прядения:
Нам зима надоела,
Весь хлеб паела,
*) Ср. поговорки: „Летом ногой коп, а зимой с'ест поп" (д. Мужачи б. Кал. у.). "Летом капнешь ножкой, а зимой подцепишь ложкой" (д. Салово Сильковичск. вол. Спас.-Дем. у.).
56