М. Е. Шереметева.
земледельца; и теснейшим образом соединена она с сельским хозяйством, с годовым кругом земледельческих работ.
Для древнего славянина важнейшие религиозные акты связаны с надеждой и желанием получить известные блага
от природы, без которых он, земледелец, беспомощный среди окружающих его лесов, болот, — погиб бы. Как же
призвать к себе добрые силы, как закрепить за собой дары природы? — магическими действиями, заклинаниями.
Многие черты первобытного миросозерцания, многие формы сельского ритуала становятся понятными, если
смотреть на них, как на магические действия. Природа не всегда приносит дары и милости, часто бывает она
неподатливой и враждебной. Чтобы побороть эту враждебность, человек и прибегает к магии, к заклинаниям;
ими старается он победить силы природы, придать им течение, благоприятное для него.
Магическими формулами вызывает он дождь и солнце, рост и урожайность хлебов, ими же торопит он и
наступление теплого времени года. И как большинство обрядов представляет собой способ воздействия на
явления природы, так и призыв весны является хозяйственным заклинанием; причем этот колдовской прием,
согласно классификации Дж. Фрэзера, можно отнести к области подражательной или гомеопатической магии,
основанной на принципе: сходное происходит от сходного
*).
Для первобытного человека характерно отсутствие уверенности в том, что обычное течение явлений
природы ненарушимо. После тягостной зимы обязателен ли приход весны — для него еще сомнительно.
С другой стороны человек, стоящий на низкой ступени культуры, убежден, что колдовскими действиями
он может повлиять на силы природы. Магическим актом закликания весны он и старался обеспечить
себе наступление тепла.
Но и тогда, когда человек уже усвоил себе основную закономерность в смене времен года, ему все же
казалось необходимым и возможным торопить наступление желанной поры. Если в расцвет весны, в
самое пролетье, совершается
*) Дж. Фрэзер „Золотая ветвь", вып. I, Атеист, 1928 г. с 37.
34