полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

М. Е. Шереметева.

Земледельческий обряд —

„закликание весны" в Калужском крае.


<-  33 страница     Вернуться в оглавление    35 страница  ->

земледельца; и теснейшим образом соединена она с сельским хозяйством, с годовым кругом земледельческих работ. Для древнего славянина важнейшие религиозные акты связаны с надеждой и желанием получить известные блага от природы, без которых он, земледелец, беспомощный среди окружающих его лесов, болот, — погиб бы. Как же призвать к себе добрые силы, как закрепить за собой дары природы? — магическими действиями, заклинаниями. Многие черты первобытного миросозерцания, многие формы сельского ритуала становятся понятными, если смотреть на них, как на магические действия. Природа не всегда приносит дары и милости, часто бывает она неподатливой и враждебной. Чтобы побороть эту враждебность, человек и прибегает к магии, к заклинаниям; ими старается он победить силы природы, придать им течение, благоприятное для него.

Магическими формулами вызывает он дождь и солнце, рост и урожайность хлебов, ими же торопит он и наступление теплого времени года. И как большинство обрядов представляет собой способ воздействия на явления природы, так и призыв весны является хозяйственным заклинанием; причем этот колдовской прием, согласно классификации Дж. Фрэзера, можно отнести к области подражательной или гомеопатической магии, основанной на принципе: сходное происходит от сходного *).

Для первобытного человека характерно отсутствие уверенности в том, что обычное течение явлений природы ненарушимо. После тягостной зимы обязателен ли приход весны — для него еще сомнительно. С другой стороны человек, стоящий на низкой ступени культуры, убежден, что колдовскими действиями он может повлиять на силы природы. Магическим актом закликания весны он и старался обеспечить себе наступление тепла.

Но и тогда, когда человек уже усвоил себе основную закономерность в смене времен года, ему все же казалось необходимым и возможным торопить наступление желанной поры. Если в расцвет весны, в самое пролетье, совершается

*) Дж. Фрэзер „Золотая ветвь", вып. I, Атеист, 1928 г. с 37.

34


Рис. 1. "Жаворонки" из дер. Б. Козлы б.Калужского у.

<-  33 страница     Вернуться в оглавление    35 страница  ->

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz