полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

М. Е. Шереметева.

 

Земледельческий обряд —

„закликание весны" в Калужском крае *).

<-  32 страница     Вернуться в оглавление    34 страница  ->

Изучая народную обрядность, мы попадаем в мир многовековой традиции. Эта обрядность таит в себе первобытное миропонимание — более древнее, чем те элементы и формы религии славян, представление о которых дают нам рассказы летописи XI в.

Летопись говорит нам об официальной религии Рюриковичей, о государственной религии Перуна, Стрибога, Хорса; эти боги умерли, и от них не осталось и памяти. Но сельское население того времени, помимо этих дружинных богов и независимо от них, имело еще свою веру — поклонялось источникам и деревьям, позднее божествам и духам во множестве ютившимся по лесам, полям и водам, знало молитвы и заклинания. Вера эта выливалась в определенные акты, обряды, корорые пережили официальное язычество князей и дружинников, не стерлись при водворении христианства, живут отчасти и до наших дней. Теперь, когда при изучении старого народного миросозерцания на первое место выдвигается значение не мифа, а культа, действия — особенно важным является описание остатков этого культа, сакральных актов, обрядов; они то и составляли сущность первобытной религии, когда самым важным считалось именно выполнение определенных освященных традицией действий.

Старая вера наших предков была верой сельской; выросла она на почве суровой борьбы с природой славянина


*) Материал для настоящей работы собран был мной в 1927 и 1928 г.г. во время командировок от Калужского Музея 9 марта ст. ст. в б. Лихвинский и Калужский уезды и во время этнографических обследований Калужского Общества Изучения Местного Края. За помещенные здесь фотографические снимки к моей работе приношу благодарность А. Г. Макарову, за рисунки — В. П. Любимову.

<-  32 страница     Вернуться в оглавление    34 страница  ->

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz