М. Е. Шереметева.
Земледельческий обряд —
„закликание весны" в Калужском крае *).
<- 32 страница
Вернуться в оглавление 34 страница ->
Изучая народную обрядность, мы попадаем в мир многовековой традиции. Эта обрядность таит в
себе первобытное миропонимание — более древнее, чем те элементы и формы религии славян, представление
о которых дают нам рассказы летописи XI в.
Летопись говорит нам об официальной религии Рюриковичей, о государственной религии Перуна, Стрибога, Хорса;
эти боги умерли, и от них не осталось и памяти. Но сельское население того времени, помимо этих дружинных богов
и независимо от них, имело еще свою веру — поклонялось источникам и деревьям, позднее божествам и духам во
множестве ютившимся по лесам, полям и водам, знало молитвы и заклинания. Вера эта выливалась в определенные
акты, обряды, корорые пережили официальное язычество князей и дружинников, не стерлись при водворении христианства,
живут отчасти и до наших дней. Теперь, когда при изучении старого народного миросозерцания на первое место
выдвигается значение не мифа, а культа, действия — особенно важным является описание остатков этого культа,
сакральных актов, обрядов; они то и составляли сущность первобытной религии, когда самым важным считалось
именно выполнение определенных освященных традицией действий.
Старая вера наших предков была верой сельской; выросла она на почве суровой борьбы с природой славянина
*) Материал для настоящей работы собран был мной в 1927 и 1928 г.г.
во время командировок от Калужского Музея 9 марта ст. ст. в б. Лихвинский и Калужский уезды и во время
этнографических обследований Калужского Общества Изучения Местного Края. За помещенные здесь
фотографические снимки к моей работе приношу благодарность А. Г. Макарову, за рисунки — В. П. Любимову.
<- 32 страница
Вернуться в оглавление 34 страница ->
|