В. И. Извеков.
Из царства мрака.
По материалам музейного архива.
<- 21 страница
Вернуться в оглавление 23 страница ->
жавший к братин русского Андреевского скита. Вся братия двух афоиских монастырей: упомянутого
Андреевского скита, подчиненного Ватопедскому греческому монастырю, и Пан-телеймоновского —
разделились на два лагеря: православных и имябожников. Вражда и ожесточение между ними переносит
нас прямо в византийские времена монофизитских или иконоборческих споров. Имябожники, будучи в
большем числе, захватили управление монастырями в свои руки и подвергли своих противников насилию,
вплоть до кулачной расправы. Так как ни Карея, где сосредоточивается управление монашеской республикой
Афона, ни сам Константинопольский патриарх не могли успокоить и урезонить разбушевавшихся иноков, то
решение спора в русских афонских монастырях взял на себя русский синод. Учение Илариона и Булатовича
было признано еретическим, и усмирять мятежных афонцев был отправлен член синода архиепископ Никон.
Явившись в Пантелеймоновский монастырь с командою русских солдат и с надлежащими полномочиями, Никон,
после долгих бесплодных увещаний, прибег к остроумной и решительной мере. Иноки, собравшись в толпу,
готовы были принять страдания и истязания за святое имя Иисус. Их распаленному воображению рисовались
мученические венцы. Но архиепископ Никон охладил их пыл холодным душем из пожарной шланги, после чего
злополучные еретики были взяты на пароход и вывезены с Афона. Такой трагикомический конец имела эта
любопытная монашеская эпопея.
Обращаюсь теперь к Ниловскому иеродиакону.
Проживая в своей далекой обители и видимо не встречая сочувствующих ему и
родственных по духу друзей, он нашел наконец такую родственную душу в лице некоей схимницы
Марии, духовной дочери отца Нила. Оба они, повидимому, никогда не видали друг друга.
Между ними началась переписка. Эта переписка с обоюдным излиянием мыслей и чувств заполнила
содержанием скучную и однообразную жизнь нашего героя. Таким образом завязался какой-то
своеобразный роман по переписке. Мне кажется, в этом романе не было ничего сексуального,
так как наш философ не мог конечно
22
<- 21 страница
Вернуться в оглавление 23 страница ->
|