полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

В. И. Извеков.

Из царства мрака.

По материалам музейного архива.


<-  20 страница     Вернуться в оглавление    22 страница  ->

монашеским языком, и сильно стал увлекаться учением имябожников.

Я позволю себе сделать маленький экскурс в область монашеской идеологии и сказать несколько слов об имябожничестве. Учение это возникло на Афоне и было сначала высказано в книге какого-то монаха Илариона из русских афонцев, переселившегося в один из кавказских монастырей. Книга эта была издана в России под названием: „На горах Кавказа". Сущность учения заключалась в обожествлении имени Иисуса, которое само по себе является носителем божественной святости и всемогущества. Несмотря на всю видимую странность и нелепость этого учения, было бы крайне легкомысленно видеть в нем лишь недомыслие неучей, лишь проявление мракобесия и головотяпства. Нам трудно представить, каким процессом мысли можно было дойти до такого странного утверждения. Но дело в том, что мы здесь наталкиваемся на пережиток средневекового схоластического мышления. Встречаясь с подобными явлениями, невольно переносишься мыслью в средние века, во времена споров между реалистами и номиналистами и даже вглубь древности к метафизическому учению Платона об идеях, имевшему несомненно громадное влияние на всю христианскую философию.

Аналогичные мысли проскальзывали у очень серьезных и глубоких в своем роде мыслителей религиозного направления недавнего времени.*) Напрашивается также сопоставление учения имябожников с некоторыми утверждениями еврейской каббалы, которая учит, что наши названия вещей сливаются с самыми вещами и занимают их место. „В слове лежит все, из слова исходит все и слово есть бог" говорит каббала. Обожествление имени божия у афонских простецов приняло вид догмата, за который они ухватились и готовы были стоять с таким же фанатизмом, как некогда наши раскольники за двоеперстие. Во главе афонских имябожников — так стали называть сторонников нового учения — стал одни более интеллигентный инок Антоний Булатович, принадле-

*) См. напр. любопытный очерк Ц. Флоренского: "Общечеловеческие корни идеализма".

21

<-  20 страница     Вернуться в оглавление    22 страница  ->

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz