В. И. Извеков.
Из царства мрака.
По материалам музейного архива.
<- 20 страница
Вернуться в оглавление 22 страница ->
монашеским языком, и сильно стал увлекаться учением имябожников.
Я позволю себе сделать маленький экскурс в область монашеской идеологии и
сказать несколько слов об имябожничестве. Учение это возникло на Афоне и было
сначала высказано в книге какого-то монаха Илариона из русских афонцев,
переселившегося в один из кавказских монастырей. Книга эта была издана в
России под названием: „На горах Кавказа". Сущность учения заключалась в
обожествлении имени Иисуса, которое само по себе является носителем божественной
святости и всемогущества. Несмотря на всю видимую странность и нелепость этого
учения, было бы крайне легкомысленно видеть в нем лишь недомыслие неучей, лишь
проявление мракобесия и головотяпства. Нам трудно представить, каким процессом
мысли можно было дойти до такого странного утверждения. Но дело в том, что мы здесь
наталкиваемся на пережиток средневекового схоластического мышления. Встречаясь с
подобными явлениями, невольно переносишься мыслью в средние века, во времена
споров между реалистами и номиналистами и даже вглубь древности к метафизическому
учению Платона об идеях, имевшему несомненно громадное влияние на всю христианскую философию.
Аналогичные мысли проскальзывали у очень серьезных и глубоких в своем роде мыслителей
религиозного направления недавнего времени.*) Напрашивается также сопоставление учения
имябожников с некоторыми утверждениями еврейской каббалы, которая учит, что наши названия
вещей сливаются с самыми вещами и занимают их место. „В слове лежит все, из слова исходит все
и слово есть бог" говорит каббала. Обожествление имени божия у афонских простецов приняло
вид догмата, за который они ухватились и готовы были стоять с таким же фанатизмом, как некогда
наши раскольники за двоеперстие. Во главе афонских имябожников — так стали называть
сторонников нового учения — стал одни более интеллигентный инок Антоний Булатович, принадле-
*) См. напр. любопытный очерк Ц. Флоренского: "Общечеловеческие корни идеализма".
21
<- 20 страница
Вернуться в оглавление 22 страница ->
|