В. И. Извеков.
Из царства мрака.
По материалам музейного архива.
<- 19 страница
Вернуться в оглавление 21 страница ->
ерея. Деловой характер носят письма какого-то игумена дальнего сарапульского монастыря: тут сообщается о
приобретении монастырем леса, о закладке корпуса на 12 келий, обустройстве монастырской мельницы, о
денежных операциях монастыря и других подобных довольно материальных предметах (№№ 42 и 64). Зато очень
выгодно выделяется письмо иеромонаха — студента академии, испрашивающего у старца совета, принимать ли
предложение синода ехать на службу в Персию в Урмийскую миссию. Виден серьезный, установившийся человек:
он ставит себе вопрос, где будет больше полезна его деятельность: для родины или среди чуждого народа,
которого он не знает и с которым ничего" общего не имеет. (№ 75).
Чем-то уже совершенно архаическим и диковинным представляется написанное невозможными каракулями
послание некоего отшельника Василия, именующего себя „пустынником каменной горы", откуда-то из под Вязьмы.
Этот ископаемый пещерный человек просит о пострижении в монашество (№111).
Исключительный интерес представляют два обширных послания иеродиакона Ниловой пустыни, вполне достойного
фигурировать в числе корреспондентов достопамятного и почтенного
магистра Ортуина Грация (№№ 81 и 65).*)
Интересны в этих последних две стороны: во-первых, мы здесь имеем дело со своеобразным я бы сказал романом,
какие могли возникать в отишии обителей, во-вторых, здесь на сцену выступает в высшей степени любопытное
явление в жизни монашества последнего времени — это так называемое имябожничество. Автор письма, видимо,
из начитанных простецов. Письма его написаны хорошим привычным почерком и хотя испещрены множеством
всякого рода орфографических ошибок, однако отличаются легким и живым, хотя подчас несколько высокопарным слогом.
Человек безусловно с большими запросами, способный и любознательный — наш герой поглощая аскетическую
литературу и вдумываясь в прочитанное, „впал в прельщение", выражаясь
*) Персонаж Знаменитого памфлета „Письма темных людей"
(XVI в).
20
<- 19 страница
Вернуться в оглавление 21 страница ->
|