полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

В. И. Извеков.

Из царства мрака.

По материалам музейного архива.


<-  19 страница     Вернуться в оглавление    21 страница  ->

ерея. Деловой характер носят письма какого-то игумена дальнего сарапульского монастыря: тут сообщается о приобретении монастырем леса, о закладке корпуса на 12 келий, обустройстве монастырской мельницы, о денежных операциях монастыря и других подобных довольно материальных предметах (№№ 42 и 64). Зато очень выгодно выделяется письмо иеромонаха — студента академии, испрашивающего у старца совета, принимать ли предложение синода ехать на службу в Персию в Урмийскую миссию. Виден серьезный, установившийся человек: он ставит себе вопрос, где будет больше полезна его деятельность: для родины или среди чуждого народа, которого он не знает и с которым ничего" общего не имеет. (№ 75).

Чем-то уже совершенно архаическим и диковинным представляется написанное невозможными каракулями послание некоего отшельника Василия, именующего себя „пустынником каменной горы", откуда-то из под Вязьмы. Этот ископаемый пещерный человек просит о пострижении в монашество (№111).

Исключительный интерес представляют два обширных послания иеродиакона Ниловой пустыни, вполне достойного фигурировать в числе корреспондентов достопамятного и почтенного магистра Ортуина Грация (№№ 81 и 65).*)

Интересны в этих последних две стороны: во-первых, мы здесь имеем дело со своеобразным я бы сказал романом, какие могли возникать в отишии обителей, во-вторых, здесь на сцену выступает в высшей степени любопытное явление в жизни монашества последнего времени — это так называемое имябожничество. Автор письма, видимо, из начитанных простецов. Письма его написаны хорошим привычным почерком и хотя испещрены множеством всякого рода орфографических ошибок, однако отличаются легким и живым, хотя подчас несколько высокопарным слогом. Человек безусловно с большими запросами, способный и любознательный — наш герой поглощая аскетическую литературу и вдумываясь в прочитанное, „впал в прельщение", выражаясь

*) Персонаж Знаменитого памфлета „Письма темных людей" (XVI в).

20

<-  19 страница     Вернуться в оглавление    21 страница  ->

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz