В. И. Извеков.
Из царства мрака.
По материалам музейного архива.
<- 22 страница
Вернуться в оглавление 24 страница ->
ошибаться насчет возраста своей корреспондентки. Для схимы нужно иметь, конечно, очень почтенные лета.
Может быть ниловский инок мечтал о слиянии родственных душ уже где-нибудь в потустороннем мире, в новых
формах бытия.... Но все, к сожалению, в сем бренном мире непрочно и имеет свой конец. Так случилось и с
романом ниловского иеродиакона. Схимница Мария перестала отвечать на его письма. И вот встревоженный и
огорченный философ шлет обширное послание на 16 страницах к отцу Нилу в надежде через посредство его
вернуть к себе расположение изменницы. Рассказавши историю своего знакомства по письму со схимницей
Марией, он об'ясняет характер своих отношений к ней: он „проникся необыкновенной любовью духовной к ее
внуттреннему человеку", усмотрел в ней „посланную богом спутницу для совместного занятия внутренним
трезвением", и вот теперь это духовное единение прервалось, и он снова остается в одиночестве. Он просит отца
Нила, как духовного отца и руководителя схимницы Марии, подействовать на нее, написать ей и побудить ее опять
возобновить переписку. Затем, видимо переходя на свою любимую тему, наш философ на большей половине
своего обширного послания распространяется о почитании имени Иисус. Осторожно предупреждая наперед,
что он подчиняется авторитетному решению синода, осудившего имябожничество, как ересь, он далее в таких
восторженных выражениях говорит о святости имени божия, что не оставляет никакого сомнения относительно
своих на этот счет истинных убеждений. Об этом свидетельствует и почему-то рассказанное им сонное видение
некоего инока, которое он передает со слов одного московского монаха, а последний якобы слышал этот рассказ
в Оптиной пустыни. Я не буду здесь в подробностях передавать этого видения, рассказанного с большим под'емом и
очень картинно, но отмечу, что видение это несомненно имябожнической фабрикации.
Повидимому, прочитавши это послание, отец Нил, не особенно-то сильный в богословских тонкостях, не спешил ответом,
так как через некоторое время ниловский иеродиакон огорошивает старца новым посланием на двенадцати
<- 22 страница
Вернуться в оглавление 24 страница ->
|