|
|
|
|
|
Язычество и все что с ним связано. |
Предыдущая Следующая
Готовность преодолеть “языковый барьер”, воспользоваться переводом, или объясняться на нескольких языках, привела к расширению возможностей межчеловеческих коммуникаций. В пантеонах эпохи империй начинают преобладать антропоморфные Боги, отношения которых подобны отношениям в человеческих сообществах. Мы часто игнорируем явление “Богов - людей”, проявившееся в культе живых царей, фараонов, верховных жрецов. Однако этот культ был не менее серьезным, чем любой другой. В Книге Пророка Даниила показывается, как приближенные, исходя из собственных конъюнктурных соображений, могли даже навязать царю усиление культа его личности [Дан 6]. В свете этого более понятна связь между наименованием Христа “Царем Иудейским” и одновременно Богом и Сыном Бога. Такое именование, само по себе, не исключительно, а напротив, находится в ряду культурных и духовных явлений того времени.
Однако распятие Христа и дальнейшее развитие Его культа породило или, по меньшей мере, обострило и сделало массовым явление, актуальное и для сегодняшней действительности. Национально-племенное с этого времени окончательно уступает значительную часть своих позиций двум противоположным, но равно глобальным культам. Один – это культ земной силы, могущества, богатства, предельно индивидуализированный, позволяющий сильной или сверхсильной личности демонстрировать Божественность, подкрепленную наглядной демонстрацией материализованного дара. Второй – культ абсолютной духовности, глобальной власти и силы “не от мира сего”, утверждающий всеобщее родство людей через осознание их слабости и ничтожества, в какие бы одежды они не рядились и какими бы земными ресурсами ни обладали. Противоположность культа земного богатства и культа чистой духовности актуальна и по сей день.
В соответствие с этим коллективное сознание строится либо по линии ясных и конкретных земных связей (государственное единство, определяющее экономическое благополучие, военную и гражданскую безопасность, или производственно-коммерческая структура), либо на основе общего духа, идеи, нравственного вектора (церковь, благотворительная организация, творческое объединение). Эти два взаимно ортогональных вектора глобализации ставят в особенно выигрышное положение народы, у которых хорошо развиты оба мотива для объединения. Американцы, лишенные кровных или древних мифологических корней, образуют прочное национальное целое благодаря прагматичной идее общего богатства и силы, с одной стороны, и сильному “демократическому мифу”, ставящему во главу угла идеал свободной личности в справедливом обществе. В Японии головокружительный прогресс был обеспечен направлением свойственной национальному духу корпоративности на производство новых усовершенствованных материальных богатств. Мы знаем, что реальное качество жизни в этих странах вовсе не так благополучно, как его экономические показатели, но органическое единство этической идеи и роста материальной силы оказывает гипнотизирующее воздействие и на сам этнос, и на внешних наблюдателей. Силовые линии, порожденные материальной и духовной компонентой, прочно сцепляются благодаря перекрестью: концентрированной, объединяющей национальной идее, коллективному мифу, указывающему, как духовные ценности претворять в практическое богатство, а материальное – ставить на службу идее. Разрушить это благополучие можно, только разрушив одну из составляющих – сокрушив духовный, этический миф или отняв материальное богатство и безопасность.
Предыдущая Следующая
|
|
|
|
|
|