полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая


Обратившись к широко известным фактам истории цивилизаций, мы можем описать бросающийся в глаза процесс укрупнения сообществ от большой семьи – племени, к родам и национально-государственным образованиям, а затем международным сообществам. Рассуждая таким образом, мы придем к выводу, что потеря “идентичности” происходит при избыточном расширении границ, когда реальное переживание общей судьбы и опыта не соответствует номинируемой, ибо невозможно постоянно переживать непосредственный коллективный опыт со “всеми русскими” или “всеми христианами”. Однако в этом рассуждении была бы упущена изначально чрезвычайно важная деталь: крупные геополитические сообщества, сложившиеся несколько тысячелетий назад, разрушили не только семьи-племена. Малые племена, подобно сообществам животных, охраняющие свои территориальные владения – угодья, – мыслили не только на уровне родственных связей между собой. В этой стадии человеческое сообщество руководствовалось также религиозным мифом, в котором с ним взаимодействует множество родственников – нелюдей. Солнце, Луна и Звезды, Ветер и Вода, животные, птицы, рыбы, лесная чаща, деревья и трава – все это партнеры человека и его родственники, в древнейшей мифологии.

Мы априорно предполагаем, что источником экологического кризиса является прогресс технологий сам по себе. Но экологические катастрофы, например, опустынивание земель из-за выпаса скота, происходили и тысячелетия назад. Вполне способно произвести катастрофу любое человеческое сообщество, даже находящееся на крайне архаичной для нас стадии технологического развития. Система мифов о родстве с природой порождала сложное табуирование, которое более надежно, чем рациональный научный расчет, позволяло удержать равновесие и постоянство жизненных условий. Каким-то образом на пути к большой всечеловеческой семье людям пришлось постепенно оставить своих мифических родственников.

Интересно сопоставить проявления племенных, национальных чувств с наблюдениями этологов за поведением животных, имеющих семейно-родовую организацию, например, крыс (аналогичные модели поведения существуют также у пчел, термитов и т.д.). Семья крыс имеет характерный запах, по которому опознаются ее члены, причем члены семьи действуют чрезвычайно слаженно, проявляют высокую способность к взаимопомощи, а чужаков, проникших в чужую стаю, немедленно пытаются убить. [4]. Появление первых национально-родовых обществ было возможно лишь при значительном умножении родственных друг другу племен, говорящих на одном языке, так как у людей роль идентификатора, отличающего своих от чужих, исторически чаще всего играл язык, способность объясняться. Например, в китайском языке сам китайский язык называется “человеческим языком”. Возможно, разные племена славян-словен опознавали друг друга по знанию “слов”, то есть понятного языка. Если верна гипотеза происхождения человека от небольшой группы особей (соответствующая и большей части религиозных преданий), то роль “вавилонской башни”, приведшей к возникновению разных языков и наречий, должно было сыграть расселению людей по разным концам Земли. По крайней мере, в этом предании отражена важность общего языка для устройства общей деятельности, требующей осознания группы единым целым, в отношении поставленной задачи.

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz