полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

М. Е. Шереметева.

Вожаки медведей в Калуге.


<-  63 страница     Вернуться в оглавление    65 страница  ->

ничего не найдет, сколько ни будет искать (д. Квань, б. Калужск. у.). В Тульской губ. приглашенный на крестьянский двор поводчик водит медведя по всему скотному двору, по всем закутам; иногда вожак нарочно заставляет зверя реветь, чтобы хозяин лучше убедился в присутствии злой силы. А посередине двора уже приготовлено для медведя угоще­ние - накрыт небольшой стол, на котором лежит коврига хлеба и стоит бутылка вина. После обхода закут медведь угощается этим, а поводчик получает до 5 рублей денег (Тульская губ., район ст. Лаптево).

Особенный почет был медведю в старину. За ночевку с медведем по деревням в прежнее время ничего не приходилось платить; напротив крестьяне «зазывали поводчика на драку, закликали на перебой»; только бы согласился пере­ночевать со зверем. Где новая изба строится - туда пускали медведя; где больной лежит - в ту хату его вводили.

Вера в исцеляющую силу медведя до сих пор еще не изжита в деревне: старики, у которых болит спина, обра­щаются к поводчику с просьбой: «Да потоптай, батюшка, спину». Медвежник идет к старику на дом, больной стелит в хате на полу дерюгу, ложится на живот лицом книзу, и по приказанию поводчика медведь топчется у него на спине в продолжении нескольких минут, пока старик не закричит: «Будет, больше не могу!» За этот своеобразный способ ле­чения, называемый «спину топтать» медвежник получает соответствующую плату (б. Тульская губ., район ст. Лаптево, 1928 г.). *)

Сами вожаки, которые в Калужском крае называются «ведмежники», «медвежники», «медведёншики» считались в прежние время, а отчасти и теперь считаются знахарями. Так они узнают женщин, которые «отымают у коров молоко». В затопленном «скраденном» молоке они находят шматки скипевшейся шерсти и по этим комкам признают колдовство. Особыми словами они насылают болезнь на такую колдунью (д. Горки б. Перемышльского у.). Медвежники могут также излечить «молодую», испорченную на свадьбе. В дер. Цве-

*) Ср. А. Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу». т. I. М. 1869 г. стр. 391.

64

<-  63 страница     Вернуться в оглавление    65 страница  ->

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz