М. Е. Шереметева.
Вожаки медведей в Калуге.
<- 63 страница
Вернуться в оглавление 65 страница ->
ничего не найдет, сколько ни будет искать (д. Квань, б. Калужск. у.). В Тульской губ. приглашенный на крестьянский двор
поводчик водит медведя по всему скотному двору, по всем закутам; иногда вожак нарочно заставляет зверя реветь,
чтобы хозяин лучше убедился в присутствии злой силы. А посередине двора уже приготовлено для медведя угощение -
накрыт небольшой стол, на котором лежит коврига хлеба и стоит бутылка вина. После обхода закут медведь угощается этим, а
поводчик получает до 5 рублей денег (Тульская губ., район ст. Лаптево).
Особенный почет был медведю в старину. За ночевку с медведем по деревням в прежнее время ничего не приходилось платить;
напротив крестьяне «зазывали поводчика на драку, закликали на перебой»; только бы согласился переночевать со зверем.
Где новая изба строится - туда пускали медведя; где больной лежит - в ту хату его вводили.
Вера в исцеляющую силу медведя до сих пор еще не изжита в деревне: старики, у которых болит спина, обращаются к поводчику
с просьбой: «Да потоптай, батюшка, спину». Медвежник идет к старику на дом, больной стелит в хате на полу дерюгу, ложится на
живот лицом книзу, и по приказанию поводчика медведь топчется у него на спине в продолжении нескольких минут, пока старик
не закричит: «Будет, больше не могу!» За этот своеобразный способ лечения, называемый «спину топтать» медвежник получает
соответствующую плату (б. Тульская губ., район ст. Лаптево, 1928 г.).
*)
Сами вожаки, которые в Калужском крае называются «ведмежники», «медвежники», «медведёншики» считались в прежние время,
а отчасти и теперь считаются знахарями. Так они узнают женщин, которые «отымают у коров молоко». В затопленном «скраденном»
молоке они находят шматки скипевшейся шерсти и по этим комкам признают колдовство. Особыми словами они насылают болезнь
на такую колдунью (д. Горки б. Перемышльского у.). Медвежники могут также излечить «молодую», испорченную на свадьбе.
В дер. Цве-
*) Ср. А. Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу». т.
I. М. 1869 г. стр. 391.
64
<- 63 страница
Вернуться в оглавление 65 страница ->
|