М. Е. Шереметева.
Вожаки медведей в Калуге.
<- 62 страница
Вернуться в оглавление 64 страница ->
но шествует, подняв нос кверху, ни на кого не смотрит) и проч. Тут Мартын Иванович вновь обходит с бубном зрителей, после
чего он пляшет русскую под гармонию. Последним номером является борьба вожака со „зверем". Когда представление кончено,
поводчик дает медведю дубину, говоря: „Ну ка, Мартын Иванович, разгони народ!" Медведь бросается с палкой на публику;
зрители от неожиданности расступаются, ребятишки разбегаются и вожаки, прорвав
кольцо народа, уходят со своими зверями.
Для деревни медведь до сих пор является существом, с которым связано много поверий. Первобытный человек вообще не
проводил резкой грани между людьми и живот ными. Медведь издавна поражал народное воображение и своей силой и,
главное, своим тонким чутьем; понятно, что ему приписан был целый ряд не только обыкновенных человеческих, но и
необычных свойств, которыми, впрочем, по народному воззрению, обладают некоторые люди - как то ясновидение,
способность отвращать болезни, чуять и прогонять злую силу. С рядом других народов - лопырями, вогулами, остяками,
алтайскими турками *) и великоруссы разделяют веру во всеведение медведя. Они же приписывают этому животному
пророческую и отвращающую силу. В б. Калужской и Тульской губ. считают, что тот двор чистый, у которого медведь
сам остановится; а куда он не идет, упирается - тот несчастливый дом. Если на дворе „неблагополучно" (скотина тратится,
новокупленная лошадь сохнет), то в этот дом зовут поводчика с медведем; ежели около ворот медведь начнет реветь и
рыть передней лапой под вереей, - значит „для скотины во дворе нехорошо". В том месте, где он роет, надо поискать и
„обязательно находят либо кость, либо волоса какие человеческие". Это „со зла сделано". Вещи эти - наговорённые.
Их отбрасывают, либо сжигают, а медведя зовут в хату и угощают. Скотине „лучшает". Только медведь или „знающий"
может найти закопанный наговоренный предмет, а обыкновенный человек
*) Д. К. Зеленин. „Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии". Ч.
I.
„Запреты на охоте и иных промыслах". Ленинград 1929 г., стр.. 17, 18.
63
<- 62 страница
Вернуться в оглавление 64 страница ->
|