М. Е. Шереметева.
(д. Игнатовское б. Лихв. у.) и вторая тут же весной после бороньбы — „дваёнка" (б. Лихв. у.). Весной хотя земля и
влажная, рыхлая, — работа эта тяжела, потому что лошади слабы от недостатка корма.
Бабам тоже много дела с началом весны. Зимой сидят они за пряденьем в душных избах, дыша пылью,
которая летит в то время, как лен чешут. К маслянице отпрядаются. Постом начинается „точа" — „халсты такуть".
Снуют в хате на больших „кругах" из елового дерева, укрепленных посередине избы. Затем садятся ткать и сидят за
станами с раннего утра до ночи с небольшим перерывом на обед. Некоторых женщин весной после такой работы —
не узнать: таки они бледные, „засиделые".
Я перечислила все эти весенние работы и условия хозяйства для того, чтобы яснее встал перед нами смысл
изучаемого обряда. Народный обряд не представляет из себя что-то постороннее, наносное, оторванное от
реального быта — нет он теснейшим образом связан с трудовой жизнью, с насущнейшими хозяйственными
потребностями. И мы дальше увидим, как песенки закликания отображают этот труд,
весенние заботы, пожелания и надежды.
Каждое время года имело издревле свой особый присущий ему тип или цикл праздников.
За Ивановым днем, рождеством, троицей нельзя видеть определенных дней, в которые именно когда-то и совершались
определенные языческие обряды. „Мы должны иметь в виду скорее определенные периоды времени, чем определенные
дни, скоре типы и циклы праздников, чем законченные и точно датированные ритуалы".
*)
Так обряд кликанья весны в Калужском крае приурочен был к различным дням: к 9 марта, благовещению, вербному
воскресенью, красной горке. В настоящее время в уездах б. Лихвинском, б. Перемышльском, б. Калужском обряд
этот по имеющимся у меня сведениям совершается только
*) Е. В. Аничков. "Весенняя обрядовая песня на западе и у славян" ч. I СПБ. 1903 г. с. 51.
38