полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая


Тщательный исторический анализ, проделанный историком Г.М. Филистом, ("История "преступлений" Святополка Окаянного. - Мн.: Беларусь, 1990) свидетельствует, что христианизация Руси вызвала серьезное сопротивление во многих городах. Междуусобные столкновения между князьями, по сути, представляли проявление гражданско-религиозной войны двух партий: христианской и языческой. Об этом свидетельствует раскаяние князя Владимира Мономаха, распространявшего христианство силой по городам Руси, против воли народа и братьев своих - язычников, изложенное им в своем Поучении: "Не хотел ведь я видеть крови твоей у Стародуба; но не дай бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления твоего, ни от кого-либо из братьев. Если же я лгу, то бог мне судья и крест честной! Если же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников, я в том каюсь, о том я не раз братии своей говорил и еще им поведал, ибо я человек".
Обе партии часто использовали в качестве поддержки печенегов, половцев, поляков, при этом христианская партия дополнительно опиралась на дружины христиан-викингов и политическую помощь Византии. В некоторых городах народ под руководством волхвов поднимал восстания, но они были подавлены. Историк Е.Е.Голубинский в книге "История русской православной церкви" отмечает, что в Новгороде христианство было введено гражданской властью, действовавшей вооруженною рукою, по пословице: "Путята крестил мечом, Добрыня - огнем". Лаврентьевская летопись свидетельствуют, что князь Ярослав Мудрый в Суздале в 1024г. подверг заключениям и казням волхвов, организовавших народное восстание, волнения происходили в Новгороде и Ростове в 1071г. (считается более правдоподобным 1076-1078г.), в 1091г. в Ростове. Эта гражданско-религиозная война, как определяет эти события Г.М.Филист, серьезно ослабила Русь и сделала ее легкой добычей татаро-монгольских завоевателей, под игом которых церковь получила режим наибольшего благоприятствования и множество земель. После победы Дмитрия Донского на поле Куликовом и установления порядка назначения глав Русской Православной Церкви из числа русских, христианство на Руси заняло господствующие позиции, стало общегосударственной религий, хотя во многих селах и отдаленных городах сохранялись остатки язычества и двоеверие. Против них развернулась борьба церкви и государства в последующие века.

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz