полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая


Экологическая мотивация присутствует явным образом не только в шумерском мифе о потопе, но также и в мифе о том, почему люди не смогли обрести бессмертие, когда у них появился такой шанс.

Если в библейском мифе зло отождествляется со змеем, из-за поступка которого человек изгоняется из рая и становится смертным, а земля проклинается, то в шумерском такое отождествление зла с животным невозможно. Человек в шумерском мифе смертен, это не является наказанием, это общее устройство земной жизни, в которой смерть не противопоставлена как зло добру, но принимается как необходимая часть жизни. Шумерский эпос рассказывает, что Гильгамеш, желая возвратить жизнь умершему другу, Энкиду, добывает цветок бессмертия с помощью Утнапишти. Змея же подняла оставленный им без присмотра цветок, когда тот по дороге обратно решил искупаться, т.е. она не украла его намеренно, желая совершить зло Гильгамешу, а просто подняла то, что плохо лежало (не зевай!), потому цветок ей понравился:

"Змея цветочный учуяла запах,
Из норы поднялась, цветок утащила,
Назад возвращаясь, сбросила кожу."

Однако тем самым Гигильгамеш был наказан за нарушение табу, за святотатство и бессмысленное убийство в непроизвольной ярости другого Змея, убийство, совершенное им в начале похода за возращением жизни для своего друга:

"Выхватил из-за пояса меч свой,
Меж деревьев углубился в заросль,
Словно копье упал между ними,
Идолов разбил, во внезапном буйстве,
Змея волшебного нашел среды леса,
Удушил его своими руками…"

Здесь торжествует высшая справедливость, равным образом действующая и для Богов, и для людей: бессмысленное убийство волшебного Змея заканчивается тем, что его Змея-подруга находит цветок бессмертия, оставленный без присмотра Гильгамешом. Это наказание за совершение антиэкологического поступка, а требованиям справедливости сами Боги подчиняются. (Библейский же Бог стоит вне критериев справедливости, добра и зла.) В шумерском мифе идет речь не о том, чтобы получить индивидуальное спасение-бессмертие, Гильгамеш, добыв цветок жизни, мечтает о бессмертии для всего своего народа, но оно достается змеиному роду из-за его собственной небрежности и необузданности чувств. И он не сваливает собственную вину на змею.

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz