полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая


Второе различие. Библейский Яхве не ведает сомнения в безошибочности своих действий, ему не присущ внутренний диалог, он ни с кем не вступает в диалог по этому вопросу, его не волнует гибель безвинных при справедливом наказании виновных. В шумерском мифе решение о потопе принимает совет Богов, а кто-то из них, втайне не согласный с общим решением, не желающий допустить по ошибке гибель безвинных, находит возможность действовать самостоятельно, вопреки общему решению совета Богов. Понимание неизбежности совершения ошибок, необходимость учета их последствий и цены, диалог всех заинтересованных сторон в принятии важных решений - важные составляющие экологического сознания.

Третье различие мы видим в том, какой состав живых тварей принимается на борт спасительного ковчега. В Ветхом завете сперва говорится, что Ной берет каждой твари по паре, но потом предписывается взять по семь пар "чистых" видов скота и птиц, и по две пары "нечистых". Разделение на "чистые" и "нечистые" обсуловлено тем, можно или нет их возделывать для употребления в пищу. В шумерском мифе Утнапишти, прототип Ноя, берет на борт и домашний, и степной скот, и дикое зверье с родовой земли, какое только может захватить, не различая его на "чистое" и "нечистое". В мировоззрении языческих народов понятие "дом" имеет такое же значение, как и для эллинов-язычников понятие "ойкос" - это не дом в буквальном смысле, а родовое поместье или "вотчина", т.е. полученное от отцов, "место, где они жили", где поколения умерших и живущих предков и потомков, в том числе еще не рожденных, и всякая жизнь на территории этого имения образуют одно родовое целое - "ойкос". Первоначальный смысл этого понятия в древнегреческом понимании в последующем был редуцирован до понятия "дом", но в названии науки "экология" он снова обрел изначальное значение. Дом можно и продать, и построить заново, разрушив прежний дом. "Ойкос" же - это родовой очаг, хранящий родовое единство человека и других форм жизни на территории общего местообитания. Поэтому Утнапишти стремится взять всякую живность с территории своего родового местообитания. Фактически, речь идет о том, чтобы взять такой состав живности, который позволяет воспроизвести прежнюю экосистему. В Ветхом Завете здесь, как и во многих других его местах, заметна также компилятивность, собирание в один свод разных редакций одного и того же текста: сперва приводится версия, где от каждой твари берется ровно по паре, а затем - более поздний вариант, ориентированный на общество с развитым сельским хозяйством и пониженное внимание к проблемам дикой природы.

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz