полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая

Божьи пути изменю и улучшу,
Разделю их на группы,
Дам им отличья."

Однако человек замешан на крови вождя сил хаоса, Кингу, который разжег войну между Богами и силами Первохаоса. Боги-победители судят Кингу. Казнят его, а из крови Кингу под руководством Эа создается человечество:

"Связали они его, повлекли его к Эа,
Вину объявили ему, ему перерезали жилы.
На крови его замешали они человека.
Божье бремя Эа дал человеку,
Богам от бремени дал свободу."

Язычество чрезвычайно многообразно, и мифология разных народов различным образом описывает происхождение мира и человека, его предназначение и причины его смертности, болезней, необходимости труда. Есть в язычестве также и мифы, в которых человек является не творением, а потомком бога. Но мы здесь рассмотрели варианты мифа о происхождении человека, которые были широко распространены в Передней Азии с середины IV тыс. до н.э. и явным образом оказали влияние на формировании библейской книги "Бытие", сюжетов о райском саде, о создании человека, причинах его смертности и болезней.

Человек в этих мифах несет свою судьбу не потому, что он наказан за какой-то проступок, но потому, что он просто так сделан, получился при создании таким, каким получился. И далее мы увидим, что его судьба не предопределена раз и навсегда каким-то божественным планом, но он может сам изменять свою судьбу и получать в этом содействие Богов. И Земля-Мать не является проклятой, а сама есть Богиня, принимающая непосредственное участие в сотворении и Богов, и человека, и всех живых существ. Из этого также становится понятным: только что возникшая монотеистическая иудейская вера, противопоставляет себя широко распространенным языческим мифам о Земле-Матери, унижая и проклиная её, низводя её до территории и ресурса, отданного во владычество человеку-поселенцу, предназначением которого является возделывание этой территории для нового Бога и вместо него.

Однако есть и другая, тёмная сторона в этой поздней мифологии народов Месопотамии. Она повествует о том, что не всегда Земля была той Землей-Нинмах, "великой госпожой" и "хранительницей жизни и плодородия", которую мы знаем после сотворения мира. Оказывается, она уже прошла через Конец и Начало Света, потому что до рождения этого мира, она, известная как Богиня Тиамат, прародительница первоначал мира и первоматерии, пребывала в смеси с Хаосом и сопротивлялась созидательному началу рожденных ею же Богов. Их активность мешала созерцательной бездеятельности Тиамат и ее супруга Апсу, и тот разгневался на детей, решив их уничтожить. Мир тогда не был упорядоченным государством, земля же пребывала невозделанной в своей первобытной дикости, не знающей орошения. Однако созидательные Боги взяли власть над миром: могущественный Эа-Энки с помощью магии волшебного Слова Творения погружает в смертный сон Апсу, отца Богов, обуздав силы Хаоса, взяв его силу и обратив Апсу в животворную пассивную глину-плоть, материал для дальнейшего творения. Но спустя время силы Хаоса (как и в греческой, и в индуистской мифологии) восстают, пробуждая гнев Тиамат и разжигая войну с Богами-сыновьями. Сыновья оказываются бессильными в борьбе со своей матерью. Но Земля-Тиамат гибнет от рук собственного внука, молодого Бога Мардука, призванного Богами и получившего от каждого из них часть магической силы, возведенного их коллективным решением на мировое царство. Этот Бог-демиург, после победы над Тиамат, разделяет Небо и Землю, Воды и Сушь, подземные мертвые воды болот и бездны и животворные воды орошения, создает светила, упорядочивает Космос-государство, создает и расселяет вместе с другими Богами животных и растения, устраивает календарь, орошение-возделывание земли, организует Богов и создает им в помощь людей, работающих как поселенцы на землях Богов. Так после победы Богов над силами Хаоса создается многообразие и красота существующей земной жизни.

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz