полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая

Вероятно, сказка отражает не только мифологию, но и историю Руси, приходящей и уходящей от берега Балтийского моря. Нас здесь интересует образ Морского царя. Он вероломен, хитер, стар и нуждается в наследнике. У него двенадцать дочерей и ни одного сына.
Наследника он хочет видеть в лице Ивана, сына охотника. Об этом не говорится открыто, но это очевидно из сказочного сюжета. Почему так - не ясно. Сказка забыла или молчит о возможном племенном единстве царя моря и охотника. Морской царь знает, что добровольно люди не хотят жить в морском царстве. Поэтому он решил воспользоваться случаем.
Охотник опрометчиво открыл ларец, подаренный Орлом на берегу моря. Из ларца появился дворец, который он сложить обратно никак не мог, и от того ходил по берегу печальный. Вдруг появляется из воды человек: борода по пояс, волосы до пят. Стал на воде и говорит: соберу тебе дворец, только отдай мне то, что дома не знаешь.
7. Наконец, скажем несколько слов о не царственных водяных. Вульгарный и упрощенный вариант только что описанного сказочного сюжета сводится к тому, что водяной хватает за бороду царя, наклонившегося над водой для питья. Отпускает он ее только после обещания отдать то, что царь дома не знает.
Здесь мы уже видим не образ Морского царя, а образ водяного, который имеет склонность тащить людей в воду.
В образе Морского царя самое выразительное - это волосы, и есть в нем свое величие - он стоит на воде, сразу подтверждая этим свою волшебную природу и возможности.
По этнографическим данным, наш сельский водяной не творит чудес, и приближен к образу деревенского деда. На море его представляли огромного роста, зеленого цвета, с плавником на спине. Жителям озерных и речных берегов, он представлялся голым стариком с одутловатым брюхом и опухшим лицом. Может иметь перепонки между пальцами или плавники. Если даже он одевается и выходит на берег, то левая его сторона всегда мокрая. Он горький пьяница и любит, когда ему в воду прольют винца. У водяных принято собираться вместе и играть в кости. В то же время, они хозяйственны, у них есть свои стада, жены, дочери, но практически не бывает сыновей! Стада их черных коров пасутся по заливным лугам. Они берут себе в жены утоплениц, и порой сами топят людей в полночь или в полдень. Залегают на зиму в сон, и по весне с треском ломают лед.

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz