Годъ 11-й Кн. XLII. Этнографическое обозр нiе. Изданiе Этнографическаго Отд ла Императорскаго Общества Любителей Естествознанiя, Антропологiи и Этнографiи, Состоящаго при Московскомъ Университет . 1899, № 3. Подъ редакцiей Н.А.Янчука. Москва. Т-во Скороп. А.А.Левенсонъ. Коммиссiонеры Императорскаго Общества Любителей
Естествознанiя въ Москв , Петровка, д. 22. 1899.
Свадебные обряды и обычаи у великоруссовъ.
П. Дилакторскiй.
I.
Описанiе сельской свадьбы въ Сенгилеевскомъ
у зд , Симбирской губернiи.
Бракъ въ жизни каждаго человека составляетъ эпоху, такъ какъ съ этого времени онъ вступаетъ въ кругъ новыхъ обязанностей-гражданина и семьянина. По особенно бракъ составляетъ одно изъ важн йшихъ событiй въ жизни русскаго крестьянина, который, въ лиц новаго члена семьи, видитъ и прiобр таетъ еще и теперь преимущественно только рабочую силу, подспорье въ своемъ хозяйств . Въ самомъ д л , жизнь нашего простолюдина мен е всего можетъ мыслиться безъ женщины. Вращаясь съизд тства среди крестьянъ, будучи постояннымъ свид телемъ ихъ жизни, намъ пришлось убеждаться въ этомъ множество разъ, наблюдая жизнь такъ-называемыхъ "одиночекъ". Сплошь и кряду бываютъ такiе случаи: у крестьянина умираетъ жена, оставивъ ему 3-4 д тей, какъ говорится, малъ-мала меньше; н тъ у него помощника, горе большое-и вотъ мужичекъ начинаетъ пить и пьетъ безшабашно, по народному выраженiю, т. е. излишне. Но вотъ онъ женится во второй разъ съ т мъ, какъ самъ свид тельствуетъ, чтобы "баба" сварила ему щи и кашу, да убрала ребятишекъ, т. е. приготовила бы имъ б лье, обмыла предъ праздникомъ въ бан и т. п. Что же оказывается? Посл второго брака этотъ самый мужикъ, предавшiйся было пьянству, подъ влiянiемъ жены бросаетъ пить водку и снова принимается за трудъ; его энергiя увеличивается при вид работающей и трудящейся жены, и онъ начинаетъ поправляться въ своемъ хозяйств . Конечно, не каждая женщина способна такъ благотворно влiять на своего мужа и не каждый второй бракъ оканчивается такъ хорошо; но вообще-то должно сказать, что жизнь крестьянина безъ женщины, только въ р дкихъ случаяхъ, можетъ идти правильно и безъ ущерба для хозяйства и пр., когда съ нимъ живутъ уже
взрослыя и способныя работать д ти. Вотъ поэтому-то издревле крестьянская свадьба совершается съ различными, освященными временемъ, обрядами; они считаются необходимыми, и несоблюденie ихъ, по мн нiю народа, влечетъ за собою дурныя посл дствiя.
Въ настоящемъ очерк мы опишемъ крестьянскую свадьбу такъ, какъ она совершается въ сел Зеленц , Сенгилеевскаго у зда, Симбирской губернiи. Городскiе жители и вообще вс т лица, которыя не вид ли, какъ совершается и празднуется сельская свадьба, думаемъ, найдутъ не мало интереснаго въ описанiи ея. Кром того, должно зам тить, что съ вымиранiемъ старыхъ людей безвозвратно исчезаетъ много такого, что можно было бы занести на страницы народной литературы. Потому предлагаемый очеркъ им етъ въ виду, между прочимъ, и то, чтобы присловья и обряды, совершаемые и произносимые при свадьб , передать памяти потомства. Интересна сельская свадьба и въ томъ отношенiи, что зд сь во всемъ блеск проявляется крестьянская в жливость и изысканность въ обращенiи, приправляемыя вм ст съ т мъ и русскимъ безобразiемъ, котораго, кажется, никогда не бываетъ нигд и столько, какъ на свадьб .
Свадьбы зд сь преимущественно совершаются осенью, когда крестьянинъ уберется съ своимъ хл бомъ въ пол и о пред литъ приблизительно свой годовой доходъ или, выражаясь его словами, свою "казну", когда у него не такъ много д ла "по домашности".
Пришла пора жениться доброму молодцу. Отецъ и мать его давно уже толкуютъ между собою, гд бы добыть ясному соколу б лую лебедушку. Они поспрашиваютъ сына, какая ему "рнавится" молодка: въ своемъ-ли селенiи, или гд -либо на сторон . Нер дко родители подсм иваются надъ своимъ д тищемъ, предлагая ему, якобы серьезно, взять въ замужество д вицу, не пользующуюся доброю репутацiею. Посл долгихъ разсужденiй и поисковъ, - иногда мнимыхъ, такъ какъ родителямъ жениха небезызв стны бываютъ его симпатiи къ какой-либо д вушк ,-родители его засылаютъ къ отцу и матери д вицы, на которой остановилось ихъ и ихъ сына вниманiе, сваху, обыкновенно, близкую родственницу, женщину ловкую, балясницу (т. е. ум ющую хорошо и складно говорить безъ умолку), чтобы могла расхваливать жениха.
Помолившись въ дом жениха, сваха отправляется въ домъ нев сты. Входя въ посл днiй, она шагаетъ черезъ порогъ непрем нно прежде правою ногою; а войдя въ домъ и истово помолившись, она отв шиваетъ поклонъ родителямъ нев сты и самой нев ст , если та случится дома. Зат мъ сваха садится на лавку подъ матицей (бревно, поддерживающее потолокъ) и самымъ этимъ даетъ уже понять, зач мъ она пришла. Ус вшись, нежданная, а иногда и давно желанная, сваха начинаетъ разговоръ. Н которыя свахи прямо приступаютъ къ ц ли своего путешествiя, а бол е ловкая
и искусная сваха сначала заводить какой-нибудь незначащiй разговоръ, а потомъ уже ум ючи обращаетъ его къ ц ли своего пос щенiя. Вотъ прим ръ такого разговора.
- Здорово живете, добрые люди, -прив тствуетъ сваха хозяевъ дома.
- Добро пожаловать, милости просимъ; проходи-ка да садись,- отв чаютъ ей.
Усевшись на лавк подъ матицей, сваха начинаетъ:
- Вотъ, родимые, у насъ пропала овечка. Н тъ-ли у васъ какой присталой? Покажите, пожалуйста, своихъ овечекъ.
Родители нев сты, будто не понимая этой аллегорической р чи, говорятъ, что овечки у нихъ загнаны на калду (отгороженное во двор или за дворомъ для скота м сто) и притомъ только свои. Разговоръ завязывается; дальше-больше, и сваха, наконецъ, уловивъ моментъ, подводитъ разговоръ къ ц ли своего пос щенiя дома нев стиныхъ родителей. Посл днiе прямо говорятъ, что "нон шнiй годъ" у нихъ "отдашной д вки" н тъ. Такъ отказываютъ, действительно не нам ревающiеся въ этотъ годъ отдавать свою дочь замужъ. Если же родители нев сты намерены освободиться отъ лишняго рта, то, поблагодаривъ за честь, начинаютъ разспрашивать сваху, кто женихъ, живы ли у него родители, ч мъ занимаются и пр.,-словомъ, разспрашиваютъ про вс женихово заведенiе т. е. состоянiе. Конечно, съ перваго раза родители нев сты не даютъ положительнаго отв та, а особенно, если нев ста не изъ одного прихода съ женихомъ. Кром того, отецъ и мать нев сты всегда найдутъ какую-нибудь причину, чтобы уклониться отъ прямого отв та: то нев ст года не вышли, то къ свадьб не готовились, сл довательно-надлежащаго для этого матерiала не припасено. Само собою разум ется, что сваха очень хорошо понимаетъ эти фиктивныя причины, им ющiя ц лью, какъ говорится, поводить свaxy за носъ и показать ей, что известная д вушка-не очень-то простая и какая-нибудь, что родители ея не нам рены отдать свою дочь за перваго присватавшагося жениха, что, благодаря ея красот и другимъ достоинствамъ, у ней постоянно будетъ много жениховъ... Нечего уже и говорить, что положительнаго отв та нельзя ожидать, когда же нихъ и нев ста принадлежать къ разнымъ приходамъ. Въ этомъ случае уклончивый отв тъ делается и для того, чтобы какъ-нибудь стороной разузнать о состоянiи жениха, или лучше-о состоянiи его родителей. Наконецъ, после многихъ побывокъ у нев сты, сваха получаетъ отъ родителей ея соглacie и приглашенiе- привести жениха въ ихъ домъ, чтобы онъ посмотр лъ на нев сту, а последняя на жениха. Въ одинъ изъ ближайшихъ после этого дней женихъ, нарядившись въ лучшую одежду, отправляется съ родителями своими и другими родственниками въ домъ нев сты на такъ называемыя смотрины, или просто смотры.
Женихъ садится за столъ на почетное м сто, подъ иконы. Съ правой его стороны садятся отецъ крестный, отецъ родной и прочiе родственники мужескаго пола, по старшинству; а по л вую- мать крестная, мать родная и другiя родственницы въ такомъ же точно порядк . На смотринахъ н тъ ничего особенного. Нев ста сидитъ въ чулан со своими подругами. Черезъ н сколько времени посл того, какъ вс усядутся, ее выводятъ изъ чулана на показъ жениху. На смотринахъ же родители жениха и нев сты договариваются объ условiяхъ, на которыхъ должна быть сыграна свадьба. Родители нев сты выговариваютъ ей вина (отъ 1/2 до 3 ведеръ), шубу, обувь, харчу (говядины), пива (отъ 5 до 25 ведеръ;) тутъ же условливаются относительно кладки (в но, выкупъ), которую долженъ заплатить женихъ нев ст 1),-о томъ, съ дарами ли будетъ свадьба, или безъ даровъ. Если съ дарами, то сколько челов къ дарить и т. п. Дары покупаются нев стою на кладку, которая простирается отъ 10 до 50, а иногда и до 80 рублей. Конечно, ч мъ больше кладка, т мъ большее число людей должна одарить нев ста и т мъ богаче будутъ дары. На смотринахъ же условливаются о дн рукобитья, или запоя, и свадьбы.
На запой, бывающiй постоянно въ дом родителей нев сты, приходятъ съ женихомъ большею частiю мужчины: женщинъ бываетъ зд сь не бол е одной трети вс хъ пришедшихъ. Каждая изъ женщинъ, со стороны жениха, приноситъ нев ст какой либо гостинецъ: ор ховъ, жомковъ (дешевыхъ пряниковъ), лепешекъ домашняго приготовленiя и т. п. Когда вс усядутся за столомъ вышеуказаннымъ образомъ, то ударяютъ по рукамъ, отчего этотъ свадебный моментъ и называется рукобитьемъ. Это происходить такъ. Шаферъ со стороны жениха, обыкновенно называемый дружкою, встаетъ и приглашаетъ отца крестнаго, отца родного, мать крестную и мать родную и другихъ нев стиныхъ родственниковъ ударить по рукамъ. Родной отецъ нев сты подходитъ къ столу и кладетъ на него свою правую руку ладонью вверхъ, на нее ему кладетъ дружка приготовленный ему чистый платокъ, а на платокъ кладетъ ладонью внизъ свою руку родной отецъ жениха, такъ что ладони обоихъ отцовъ разделяются платкомъ. Зат мъ, на руку женихова отца кладетъ руку ладонью вверхъ отецъ крестный нев сты, а на его руку-отецъ крестный жениха ладонью внизъ, но безъ всякой перекладки. Въ такомъ же точно порядк кладутъ свои руки матери жениха и нев сты - родныя и крестныя, а зат мъ и вс остальные родственники той и другой стороны до т хъ поръ, пока нельзя будетъ составлять паръ. Такимъ образомъ, составляется ц лый столбъ ручныхъ кистей, положенныхъ одна на другой. Когда образованiе этого столба кончится, дружка вызы-
1) У крестьянъ не нев ста приноситъ денежное приданое жениху, а этотъ посл днiй даетъ его ей.
ваетъ кого либо изъ постороннихъ и проситъ его разложить эту кучу рукъ. Призванный приходитъ къ столу и, начиная съ верхней руки, не торопясь, беретъ одну руку за другой и отпускаетъ ихъ влад льцевъ на свое м сто. Посл этого женихова родня целуется съ нев стиной родней. Поздоровавшись, вс садятся по своимъ м стамъ. Когда вс усядутся, женщины съ жениховой стороны идутъ съ своими подарками въ чуланъ къ сидящей тамъ нев ст , здороваются съ нею и ея подругами и отдаютъ ей принесенные съ собою гостинцы, после чего чинно садятся за столъ. Дружка начинаетъ обносить принесеннымъ съ собою пивомъ нев стиныхъ сродниковъ. Въ это время нев ста выходитъ съ подругами изъ чулана и кланяется жениху. Имъ обоимъ дружка подноситъ по стакану пива, они трижды обмениваются ими, пьютъ и ц луются. Зат мъ сестра нев сты или какая либо другая родственница подходить къ ней съ подносомъ, на которомъ лежать или шерстяныя перчатки, или шарфъ, или еще что-нибудь, и подаетъ ей; та беретъ и подносить жениху въ даръ. Посл этого вев ста уходитъ въ чуланъ, а д вушки-ея подруги-начинаютъ п ть величанiя жениху и нев ст (больше никому не поютъ на запо ).
Жениху:
Раскудрявчикъ, кудрявчикъ ты мой,
Кудреватая головушка твоя,
Св тъ Иванъ Матв евичъ,
Кто тебя спородилъ, молодца?
- Спородила меня матушка;
Вспоилъ, вскормилъ батюшка,
Возлел яла чужая сторона;
Завивала кудри родимая сестра,
Св тъ Лександра Матвеевна.
Завивая, приговаривала:
Когда р чушки разольются,
Въ т -поры кудри разовьются
По едину русу волосу,
По черняному кафтанчику.
Или:
У дородна добра молодца,
Св тъ Михаила Василича,
Въ три ряда кудри завиваются,
A въ четвертый рядъ
По плечамъ лежатъ - разстилаются,
По чернымъ бровямъ разсыпаются.
Не сами кудри завивалися:
Завивала кудри красна д вица-душа,
Св тъ Графена-то Васильевна,
На серебряну булавочку
По едину русу волосу.
По окончанiи п сни д вушки обыкновенно приговариваютъ:
Слышишь ли, Михайла Василичъ?
Теб п сенку поемъ.
Теб честь воздаемъ
Посл первой п сни женихъ долженъ дать д вушкамъ какую-нибудь монету, а посл другихъ п сенъ можно ограничиться одною словесною благодарностiю.
Нев ст :
Вечоръ-то мы, красныя д вушки,
Во пиру были, во бес душк
У любезной подруженьки
Катерины Ивановны.
Ужъ мы пили ее, пропили
Не за сто рублей, не за тысячу-
За едину винну чарочку;
Не за князя, не за барина-
За дородна добра молодца
Св тъ Никифора Петровича.
Или:
Не пташечки слеталися:
Красны д вушки сходилися
Ко любезной своей подруженьк ,
Св тъ Татьян Петровн .
Они думали за единое (вм ст ),
Они пили, ее пропили и пр.
Или же поютъ общую п сню жениху и нев ст :
Какъ по саду было садику,
По зелену виноградничку
Ходилъ, гулялъ молодецъ,
Добрый молодецъ-отцовкiй сынъ, Алекс й-ятъ св тъ Степановичъ.
Ходилъ онъ ко кусту розову,
Срывалъ онъ розовый цв токъ.
На цв точекъ-отъ любуется,
Красот своей дивуется:
Былъ я въ город въ Казани, въ Москв , Не нашелъ нев сты по себ ;
Лучше въ город Симбирск я женюсь,
Возьму д вицу-красавицу,
Св тъ Авдотью Николаевну.
Или:
Черная ягода смородина
Зеленёхонька заломана,
Во пучки перевязана,
На дороженьку разбросана...
Молода душа засватана,
Молодая запорочена (запоручена?)
Св тъ Наталья Адекс евна.
Что засватала ее свахонька
Татьяна Федоровна,
По-часту въ гости ходючи,
По-низёхоньку кланяючись,
Умныя р чи говариваючи:
Вы отдайте свою умную дочь,
Свою умну дочь, разумную
За удала добра молодца
За Ивана св тъ Андреича.
У насъ молодецъ умнехонекъ,
Разудаленькiй смирнехонекъ.
Онъ не пьетъ пива пьянаго,
Не куритъ зелена вина,
Опричь меда сладкаго,
Опричь кушанья сахарнаго.
По уход гостей, нев ста считаетъ своею непрем нною обязанностью проплакать заунывно сл дующее:
Сид ла то я, горькая,
У родимаго батюшки
Въ новой горенк ;
Вс -то я думушки
Передумала;
Одна-то мн думушка
Съ ума нейдетъ:
Какъ-то мн , горькой,
Въ чужихъ людяхъ жить.
На сл дующiй посл рукобитья день женихъ отправляется въ сопровожденiи 2-3 своихъ товарищей къ нев сте "м рить шубу". 0нъ снимаетъ съ нев сты м рку, по которой обязанъ сшить своей суженой ко дню свадьбы выговоренную на смотрахъ ея родителями шубу. Ихъ угощаютъ. А на другой день къ жениху приходятъ подруги нев сты (безъ нея) "м рить рубашку" съ жениха. Ихъ также угощаютъ. Зат мъ имъ даютъ рубашку жениха, по которой нев ста должна ко дню свадьбы сшить своему нареченному новую-подв нечную. Въ моментъ передачи рубашки д вушкамъ, посл днiя поютъ:
На Иван рубашечка,
На Петрович рубашечка,
Она тонка, полотняная.
Кто эту рубашечку
Шилъ-вышивалъ?
Вышивала эту рубашечку
Родимая сестрица;
Она шила, приговаривала:
Долго-ль теб , братецъ,
Эту рубашечку носить
Холостому неженатому?
Возьмемъ мы за тебя
Душу красну д вицу,
Св тъ Марину Ивановну.
Посл угощенiя женихъ долженъ пот шить д вушекъ: прокатить ихъ на лошадяхъ н сколько разъ по селенiю и непрем нно съ колокольчикомъ.
Не особенно давно въ описываемой м стности стали употребляться такъ называемыя вечёрки (вечеринки), занесенныя изъ чужихъ краевъ. Крестьяне данной м стности-по преимуществу швецы крестьянской одежды, валяльщики теплой обуви и шерстобиты. Уходя на заработки очень далеко, верстъ за 300-400, въ Вятскую, Уфимскую и Самарскую губернiи, они, по возвращенiи оттуда, вносятъ въ обычную жизнь своихъ односельчанъ чуждые обычаи. Сюда относятся и вечерки. Откуда собственно он занесены, гд ихъ родина,-на этотъ вопросъ мы получили отв тъ:- "изъ-за Волги". Выраженiе "за Волгой" въ данной М стности присвояется исключительно Самарской губернiи, а потому, в роятно зд сь и должно искать родину вечерокъ. Нужнымъ, однако, считаемъ оговориться, что это-личное наше предположенiе, которое не выдаемъ за несомненное.1)
Вечерки обыкновенно бываютъ въ томъ случа , когда между днемъ рукобитья и днемъ свадьбы промежутокъ времени довольно порядочный, не мен е 3-4 нед ль. Он состоять въ сл дующемъ. Женихъ въ сопровожденiи товарищей (челов къ 5-6) по вечерамъ ходитъ къ нев ст , разум ется, не ежедневно. Вс парни (такъ у крестьянъ называютъ молодыхъ, неженатыхъ кавалеровъ,- такъ и мы будемъ называть ихъ) садятся за столъ, на который ставится какое-либо угощенiе, напр.: дешевые пряники, с мена подсолнуха и т. п. Женихъ съ нев стою садятся въ переднiй уголъ. Когда приготовленные припасы немного поистощатся, когда парнямъ поднесутъ по 2-3 добрыхъ стакана водки, то посл днiе, поблагодаривъ за угощенiе, начинаютъ собственно вечерку.
Д вушки садятся на лавк подъ-рядъ, и противъ нихъ на скамь садятся парни. Женихъ, взявъ нев сту за правую руку, ходитъ съ нею по изб взадъ и впередъ, а сидящiе поютъ имъ сл дующую п сню:
Какъ за нашимъ за дворомъ
За зеленымъ садомъ
Растетъ трава-мурава,
Муравая шелкова.
По травинк пава шла,
За павой павлинъ идетъ.
Скажи, пава, гд была?
Чего, пава, вид ла?
- Я вид ла молодца
Павла св тъ Никитича.
- Поздравляемъ васъ, Павелъ Никитичъ, съ п сенкой,-говорятъ д вушки, обращаясь къ жениху.
- Благодарю,-отв чаетъ тотъ.
- Ч мъ благодарить, лучше подарить,-зам чаютъ ему на это д вушки. И женихъ долженъ дать п вицамъ какую-либо монету.
1) Это предположенiе подтверждается нижесл дующимъ описанiемъ свадьбы въ Самарской губ. Ред.
Подаривши д вушекъ, онъ садится съ нев стою на лавку, а д вушки посылаютъ ходить по изб какого-нибудь парня и поютъ ему:
Не дивуйтесь, люди добры,
Я жениться хочу:
Я сейчасъ судьбу найду,
Я за рученьку возьму,
Вдоль горенки проведу,
Поц лую да пойду.
Въ то время, какъ поются посл днiе четыре стиха, парень, ходящiй по изб , беретъ за руку какую-либо д вушку, ведетъ ее съ собою, ц луется съ нею, садится на свое м сто, а оставленная имъ д вушка должна ходить по изб . Ей поютъ:
Не дивуйтесь, люди добры,
Я весной замужъ пойду:
Я сейчасъ судьбу найду
и т.д.
Повторяется только что описанное.
Бываетъ и иначе. Оставленная парнемъ д вушка, ходя по изб , сама поетъ:
Вольная пташечка канареечка Стосковалася, сгоревалася,
Давно съ миленькимъ
Не видалася.
Кто меня любитъ,
Тотъ ко мн подойдетъ.
Или:
Горенка, горенка новенькая,
Въ Горенк печки муравленыя,
Печки печурочки серебряныя.
Долго-ль, долго-ль
Мн по горенк ходить?
Долго-ль долголь
Мн по миленькомъ тужить?
Миленькiй соскучится,
Самъ подойдетъ,
За рученьку онъ возьметъ,
Вдоль горенки проведетъ,
Поц луеть да уйдетъ.
Къ д вушк подходитъ парень, беретъ ее за руку, идетъ по изб , ц луетъ и отводить на м сто, самъ зам нивъ ее собою. Это продолжается до т хъ поръ, пока перечередуются вс парни и д вицы.
Въ другой разъ парни зат ваютъ игру въ старосты. Она состоитъ въ сл дующемъ. Изъ своей среды парни выбираютъ одного бол е или мен е расторопнаго въ старосты, который и ставитъ вс хъ д вушекъ въ рядъ, а противъ нихъ- своихъ товарищей тоже въ рядъ, такъ, чтобы противъ каждаго парня стояла д вушка. Зат мъ онъ беретъ полотенце, свертываетъ его жгутомъ и выходить изъ избы въ с ни. Пробывъ тамъ н сколько минутъ, онъ возвращается и говоритъ:
- Былъ я, братцы, во вс хъ городахъ. Пришелъ изъ города указъ-д вкамъ предъ парнями на кол нкахъ стоять.
Вс д вицы немедленно становятся на кол ни. Староста снова выходитъ изъ избы, а д вицы, между т мъ, должны стоять вс это время на кол няхъ и не говорить ни слова-ни другъ съ другомъ, ни съ к мъ-либо изъ кавалеровъ. Наконецъ староста приходить и говоритъ:
- И не стыдно д вушкамъ стоять предъ парнями на кол нях?
Сказавъ это, онъ ударяетъ каждую слегка жгутомъ, а т все стоятъ на кол няхъ. Зат мъ староста подходитъ къ крайнему парню и спрашиваетъ его:
- Что это у те (т. е. у тебя) д вка-то на кол няхъ стоитъ?
- Помилуйте, ваше степенство, отв чаетъ тотъ: она у меня провинилась.
- Въ чемъ провинилась?
- Щей не сварила.
Староста подходитъ къ сл дующимъ парнямъ, предлагаетъ имъ т же вопросы и получаетъ въ отв тъ, что д вка за то стоитъ на кол няхъ, что-или хл ба не испекла, или ухватъ сломала, или постель не приготовила и т. п. Выспросивъ, такимъ образомъ, у каждаго парня, въ чемъ виновата стоящая предъ нимъ на кол няхъ д вушка, староста говорить:
- Ну, что, братцы, простите вы ихъ, али н тъ?
- Н тъ, отв чаютъ парни. Староста уходитъ въ с ни, а д вицы все стоятъ на кол няхъ. Черезъ н сколько времени онъ возвращается и снова спрашиваетъ:
- Ну, что? Простите д вокъ-то, али н тъ? Если отв тъ посл дуетъ отрицательный, то староста снова выходить изъ избы и, возвратившись, снова предлагаетъ тотъ же вопросъ. Это продолжается до т хъ поръ, пока парни простятъ мнимо провинившихся д вицъ.
- Ну, теперь поцелуйтесь! командуетъ староста.
Девушки поднимаются, ц луются съ кавалерами и садятся на лавк , а староста снова удаляется изъ избы и, возвратившись, говоритъ:
- Ну, братцы, быль я во вс хъ городахъ; пришелъ изъ города указъ-парнямъ передъ д вками на кол няхъ стоять.
Парни, какъ прежде д вушки, становятся предъ последними на кол ни и происходитъ тоже, что описано выше-при стоянiи д вушекъ на кол няхъ: уходъ старосты изъ избы въ с ни, пристыживанiе парней въ стоянiи на кол няхъ предъ д вушками, удары жгутомъ по спин и спрашиванiе, за какую провинность парни преклонили свои кол ни предъ прекрасными д вицами. Одна изъ нихъ говоритъ, что парень дровъ не купилъ, а потому печь топить неч мъ;
другая-парень муки не заготовилъ, хл бы не изъ чего приготовить; третья-парень сильно пьетъ; четвертая-кочергу не снесъ въ кузницу для починки и т. п. Зат мъ повторяются вопросы о томъ, простятъ-ли д вицы парней, или н тъ; словомъ, повторяется описанное. По прощенiи, об стороны целуются, садятся по своимъ м стамъ и начинаютъ п ть п сни. Женихъ и нев ста не принимаютъ участiя въ этой игр .
Ягодка съ вишенкой
Съ поля на поле шли,
Навстр чу встр чалися.
Ягодка вишенку
Стала спрашивати:
Вишенка Назаръ (женихъ),
Сударь Михайловичъ
Гд ты былъ-пребывалъ?
- Ягодка Оксинья (нев ста),
Душа Федоровна,
Во твоемъ саду.
- Что д лалъ ты тамъ?
- Я малинку бралъ.
- Ты во что ее клалъ?
- Въ твой платочекъ завязалъ.
- Ты куда её д лъ
- Твоей мамыньк отнесъ.
Эта п сня относится къ жениху. Зат мъ д вушки повторяютъ ту же п сню, только спрашиваетъ уже не ягодка вишенку, а наоборотъ, вместо платочка поется шляпа, вместо мамыньк -батюшк . Зат мъ сл дуетъ поздравленiе жениха и нев сты съ п сенкой безъ требованiя подарить. Наконецъ, каждому, кавалеру поется величанiе:
Кто у насъ холостъ?
Кто у насъ не женатъ?
А Иванъ-атъ холостой,
Василичъ-атъ не женатъ.
Время, в дь, теб жениться,
На добра коня садиться,
Время теб хати
Ко тестеву ко двору,
Ко тещиному крыльцу,
Къ нев стину терему.
На широкiй дворъ въ зжалъ,
Громкимъ голосомъ кричалъ;
Ты, д вица, выдь сюда.
- Я бы рада къ теб вышла
Больно в теръ сильно бьетъ,
Головушку, св ты, рветъ.
Зат мъ поздравляютъ съ песенкой.
Наканун свадьбы, поутру, д вушки водятъ нев сту въ баню гд разд ваютъ се, моютъ и парятъ в ничкомъ, а нев ста н тъ-н тъ да и поплачетъ. Подруги нев сты не выпустятъ ее изъ бани до т хъ поръ, пока она назоветъ по имени и отчеству своего жениха. Если нев ста сразу назоветъ своего нареченнаго, то впосл дствiи надъ нею будутъ см яться: "вотъ-де, такая-то очень рада была, что выходила за-мужъ", и пр. Во изб жанiе такого нареканiя, нев сты обыкновенно уклоняются, по возможности, долго отъ отв та.
Предъ выходомъ изъ бани д вушки поютъ:
Какъ на мор
C pa уточка купалася,
На синемъ-полоскалася;
Полоскавшись,
C pa уточка встрепенулася,
Встрепенувшись,
С ра уточка возгаркнула:
Какъ мн , с рой уточк ,
Поднятися?
Со крутыми бережками
Разстатися?
Прiйдетъ зима-
Зима студеная,
Прiйдутъ морозы-
Морозы крещенскiе,
Закуетъ-ли мать Волгу р ченьку
Тонкимъ льдомъ,
Занесетъ круты бережки
Молодымъ сн жкомъ...
Въ терем св тъ Татьяна душа
Умывалася,
Б лилами св тъ Петровна
Наб лилася,
Румянами красна д вица
Нарумянилась.
Во цв тно платье
Наряжалася,
Подъ златы в нцы
Собиралася.
На пути изъ бани къ дому нев ста начинаетъ вопить, подруги уговариваютъ ее, а она не унимается:
Не сине моречко
Всколыхнулося,
Не с ра уточка
Съ моря поднималася;
Поднималась-то я, горькая,
Изъ новой горенки-
Изъ банюшки
Со красными д вушками,
Со любезными подружками...
Св ти, м сяцъ,
Св ти, звезды,
Просв ти пути-дороженьки
Вплоть до батюшкинова двора.
Возвратившись изъ бани домой, нев ста приговариваетъ:
- Спасибо вамъ, братцы, на дубовыхъ дровцахъ; спасибо теб , любезная нев стушка, Марина Ивановна, на шелковомъ в ничк , а вамъ, красныя д вушки, на пару-на баньк .
Наканун же свадьбы всегда бываетъ д вичникъ, зватые и дары.
Названiе д вичника произошло оттого, что въ этотъ разъ д вушки проводятъ съ нев стою д вицею посл днiй вечеръ.
Около об деннаго времени этого дня женихъ и нев ста посылаютъ - первый мужчину, а посл дняя д вушекъ-подругъ- звать каждый своихъ родныхъ и знакомыхъ на д вичникъ. Послы, придя къ кому-либо и помолившись Богу, обыкновенно такъ приглашаютъ, напр., приходскаго священника, къ которому, обязательно заходятъ за благословенiемъ:
- Батюшка и матушка! Петръ Василичъ и Пелагея Спиридоновна (родители жениха) вамъ кланяются и просятъ на вечеринку посид ть, пивца испить, п сенокъ послушать, пожалуйста, не оставьте!
Посланные отъ нев сты просятъ отъ имени ея родителей. Когда посланники нев сты обойдутъ вс хъ ея сродниковъ и знакомыхъ, которыхъ заранее решено было пригласить на д вичникъ, то отправляются къ жениху, просятъ его побывать на вечеринк и зат мъ у него остаются. Женихъ къ этому времени заран е наряжается въ рубашку, которую ему сшила нев ста къ в нцу.
Обыкновенно нев ста отсылаетъ ее своему нареченному утромъ въ этотъ день. Посланца угощаютъ пивомъ или сыченымъ квасомъ (настой на меду) и, прокативъ н сколько разъ по селенiю, ссаживаютъ у дома нев сты.
Женихъ, въ сопровожденiи своихъ родителей, отца крестнаго и матери крестной, братьевъ съ ихъ женами (если, разум ется, они женаты) и съ прочими родственниками, съ дружкою и поддружьемъ (помощникъ дружки), или - по выраженiю крестьянъ-"полдружьемъ", отправляется къ нев ст вечеромъ, "при огняхъ", т. е. когда стемн етъ и въ избахъ зажгутъ огни. Лишь только женихъ ступитъ за порогъ дома нев сты, д вушки запоютъ:
Соколъ летитъ, (2)
Колоколъ звонитъ.
А ты, ласкова тещенька,
Не всполахивайся
Я къ теб , я къ теб
Съ небольшими гостями,-
Только со мной
Три тысячи:
Первая-то тысяча
Собирательная;
Вторая-то тысяча
Соряжательная,
А третья-то тысяча-
Я самъ съ гостьми.
Пока д вушки поютъ эту п сню, дружка, идущiй впереди вс хъ, женихъ и пришедшiе съ нимъ родственники молятся Богу и зат мъ разсаживаются. Женихъ садится за столъ на почетное м сто-подъ иконы; по правую его сторону садятся сродники мужескаго пола, по л вую - женскаго, по степенямъ родства и старшинства, описаннымъ выше порядкомъ. Разсаживанiемъ занимается дружка, говоря: Василiй Петровичъ (женихъ), изволь-ка садиться; проходи впередъ. Отецъ крестный, мать крестная, проходите: ты (отецъ крестный) вотъ сюда (указываетъ м сто рядомъ съ женихомъ на правой сторон ), а ты (мать крестная) вотъ сюда (указываетъ м сто рядомъ съ женихомъ на л вой сторон ) и т. д. Когда вс усядутся, дружка обращается къ поддружью:
- Эй ты, полдружье! Давай-ка штофъ вина, да жбанъ пива.
- Петръ Иванычъ,-обращается дружка къ родному отцу жениха,-выняй-ка каравай хл ба, да подавай сюда!
Вс эти припасы жениховы сродники приносятъ съ собою.
- А ты, сватушка,-обращается дружка къ отцу нев сты,- дай-ка мн аршинчикъ (небольшой стаканъ), ни малъ и ни великъ.
- Экаси, какеи сватья-то добр ющи,-зам чаетъ кто-нибудь изъ нев стиной родни:-чего только они не принесли!.. какъ есть всего!..
- Дайте-ка еще пустое ведерко,-продолжаетъ дружка: а ты, полдружье, вылей туда пиво изъ лагуна-то (жбана).
Когда подадутъ "аршинчикъ", ведро, когда перельютъ посл днее изъ жбана пиво и когда все смолкнетъ или, точн е говоря, немного поугомонится, дружка наливаетъ изъ принесеннаго женихомъ штофа водки стаканчикъ, а поддружье въ другой стаканчикъ наливаетъ жениховскаго пива. Зат мъ дружка кричитъ:
- Иванъ Иванычъ (отецъ нев сты), иди-ка, поздоровайся (съ отцомъ жениха).
Жениховъ отецъ беретъ у дружки стаканъ съ виномъ, а нев стинъ-стаканъ пива у поддружья; зат мъ передаютъ стаканы другъ другу трижды, крестясь по три раза, выпиваютъ и ц луются также трижды. Посл этого вызываются родныя матери жениха и нев сты, отецъ крестный, мать крестная и другiе сродники нев сты по степени родства и старшинства для здорованiя съ соответствующими жениховыми родственниками, и повторяется тоже самое. Когда, такимъ образомъ, вс нев стины родственники перездороваются съ жениховою роднёю, а вино еще осталось недопитымъ, то дружка, наливъ стаканъ виномъ, подаетъ его нев стиному, говоря:
- Какъ хошь сватушка, а мы вино зат мъ принесли, чтобы пить. Подноси, кому хошь.
Тутъ отецъ нев сты обноситъ виномъ своихъ сос дей и кого попало, пока оно вс истощится. Когда вино выйдетъ вс , дружка, опрокинувъ штофъ на бокъ, а аршинчикъ вверхъ дномъ, говоритъ:
- Не обезсудьте, сватушка и свахонька,навишгв.-И зат мъ присовокупляетъ:
- А ну-ка, сватушка и свахонька, выведите намъ нев сту съ даромъ жениху.
Во время здорованiя своихъ родственниковъ съ жениховыми нев ста сидитъ обыкновенно подъ покрываломъ на "конник "- (такъ называется близъ входной двери лавка, отъ которой идутъ вплоть до полу досчатыя загородки; такимъ образомъ, "конникъ" представляетъ собой крытый четыреугольникъ; верхняя его доска поднимается). Тотчасъ посл вызова со стороны дружки, къ нев ст подходятъ близкiя родственницы, снимаютъ покрывало съ головы, кладутъ его ей на плечо и выводятъ къ столу, за которымъ возс даетъ женихъ со своею роднёю. Во время этого выхода нев сты д вушки поютъ:
Не вылетай, c pa уточка,
Изъ-за острова:
Увидитъ тебя
Младъ сизый орелъ,
Ощиплетъ теб
Сизы перушки.
Подошедши къ столу и помолившись Богу, нев ста кланяется въ поясъ-жениху, на правую и л вую стороны, зат мъ выпрямляется и опускаетъ глаза внизъ. Съ правой ея стороны становится поддружье съ ведромъ пива и ведромъ сыченаго кваса, а съ л вой - дружка, позади ея близкая родственница, держащая подносъ съ дарами. Посл днiе состоять изъ рукод лiй нев сты, а большею частью изъ матерiй, купленныхъ на взятую съ жениха "кладку". Поддружье наливаетъ стаканъ пивомъ или сыченымъ квасомъ, смотря по тому, кто что употребляетъ, и передаетъ нев ст . Та беретъ и передаетъ прежде всего жениху, низко кланяясь. Женихъ встаетъ съ своего м ста, беретъ изъ рукъ нев сты стаканъ пива также съ поклономъ, зат мъ кланяется вс мъ сидящимъ за столомъ, выпиваетъ и пустой стаканъ возвращаетъ нев ст . Она принимаетъ его, отдаетъ поддружью и, взявъ отъ стоящей позади ея родственницы подносъ съ даромъ, подаетъ его съ поклономъ жениху. Дружка въ это время причитаетъ:
- Хвалится наша нев ста своими шитыми дарами, своимъ чистымъ рукод льемъ; дарокъ-отъ примите, рыльце утрите, нев сту поц луйте, за дарокъ заплатите.
Женихъ беретъ даръ, утираетъ имъ свой ротъ, трижды ц луется съ нев стой, кладетъ на подносъ сколько-нибудь денегъ; кланяется ей и садится на свое м сто. Зат мъ дружка вызывает
родителей жениха, его отца крестнаго, мать крестную и прочихъ родственниковъ, которые выходятъ изъ-за стола къ нев ст , принимаютъ отъ нея стаканъ съ напиткомъ и получаютъ что-либо въ даръ. Все совершается точно такъ же, какъ и при дар жениха. Каждый,
получившій даръ, долженъ отплатить. Когда женихова родня будетъ одарена вся, дружка выкрикиваетъ:
- А не будетъ ли подарочка дружк ?
И онъ получаетъ даръ, а потомъ вопрошаетъ:
- Ну, что? вс хъ ли одарили?
- Н тъ,-отв чаютъ ему: нев ста будетъ дарить свою родню.
- Ну, это ваше д ло,-говоритъ дружка; свое д ло я справилъ, больше съ меня ничего не требуется, я вы-какъ хотите. А ты, нев ста, оборачивайся къ своимъ и выдаривай.
Нев ста оборачивается задомъ къ сидящимъ за столомъ гостямъ и начинаетъ такъ же, какъ и прежде, выдаивать своихъ братьевъ, сестеръ и другихъ родственниковъ, кром снох (если, разум ется, онъ есть), которыхъ никогда при этомъ случа не дарятъ.
Въ это время, какъ нев ста подноситъ по стакану пива или сыченаго кваса и выдариваетъ, д вушки поютъ:
Жениху.
Вы цв ты-ли мои, цв тики,
Вы цв ты мои лазоревы,
Васъ немножечко пос яно,
Очень много уродилося:
Васъ три поля, васъ три чистыхъ.
Перво поле-до батюшки,
Второ поле-до матушки,
Третье поле-до суженой
Что до суженой до ряженой;
До дородна добра молодца,
До Григорія Иваныча.
Въ него д вица влюбилася,
Въ красавица волестилася 1)
Во его ли щечки алыя,
Во его ли брови черная,
Во его ли кудри русыя,
Во его ль часту походочку.
Или:
Не шелкова ниточка
Къ ст нк льнетъ;
Иванъ (женихъ) Варварушку (нев ста)
Къ сердцу жметъ.
Скажи-ка, Варварушка,
Скажи-ка, Ефимовна,
Кто теб милъ,
Кто по душ ?
- Милъ то мн милехонекъ
Батюшка родной.
-Не правда, Варварушка,
Не истинная.
Зат мъ д вушки поютъ эту п сню снова и на вопросъ: кто милъ, кто по душ ?-въ п сн поется:
-Милъ-то мн милёхонекъ
Иванъ сударь св тъ Матв евичъ.
-Правда, Варварушка,
Правда истинная.
Отцу жениха.
По городу по новому
Звоны пошли,
По терему по высокому
Дары понесли.
1) Въ высшей степени влюбилась.
Прими мой даръ,
Свекоръ батюшка,
Прими мой даръ,
Не прогн вайся.
Мои дары не спасеные,
Моя свадьба не знамая 1).
Или:
У Миколы у Святителя
Трижды въ колоколъ ударили;
У Прохора Иваныча
Трижды сердце возрадовалось:
Впервой возрадовалось-
Сынокъ родился;
Въ другой возрадовалось-
Сынокъ на возраст ;
Въ третій возрадовалось-
Женить собрались;
Еще сердце возрадовалось-
Нев стушку взяли.
Матери жениха поютъ т же самыя
величанія,-только съ перем ною именъ.
Женатому гостю или замужней женщин поютъ:
Какъ у нашего голубя
Золотая голова,
У голубки-
Алой лентой увита.
У Ивана-то хорошая жена...
Пришелъ деверь,
Позавидовалъ снох .
Кабы это да моя жена была,
Могъ бы ч мъ
Ут шить-воскрасить (нарядить):
Весной бы я-
Воскрашеной косой
По осени бы я-
Въ коляск золотой,
А зимой-то я-
Въ новыхъ лаковыхъ саняхъ.
Или:
Въ огород трава
Зеленымъ-зелена;
У Степана-то жена
Молодымъ-молода,
Молодехонька;
Точно б ленькій груздочекъ-
Б лянушка.
Душка-женушка
Марьюшка,
Спороди-ка ты мн сына,
Какъ яснаго сокола,
Каковъ я у тебя.
Отдадимъ мы его
Въ Москву грамот учить,
Мы не ради учьбы (ученья),
Ради чести-хвалы.
Или:
Какъ у рюмочки,
У серебряной
Золотой в нокъ.
У Ефима-то Дементьича
Дорогой разумъ-обычай:
Гд ни ходитъ, ни гуляетъ,
Ночевать домой приходитъ,
Воротечки отворяетъ,
Жену вызываетъ:
Ты встр чай меня, хозяйка,
Встр чай, молодая,
-Мн и н когда встр чать;
Сына милаго качаю (2)
Перем ны чаю;
Я такую перем ну-
Сноху молодую,
Я сноху ли молодую,
Какъ дочку родную.
Или:
Во шандальчикахъ св чки
Ясно горятъ,
Яраго воска отаиваютъ.
Ольга Захарьевна
По с ничкамъ похаживаетъ.
Нянюшекъ, мамушекъ укладываеть.
Нянюшки, мамушки,
Ложитеся спать,
Вамъ некого ждать;
А мн молоденьк
1) Не особенно ц нные подарки и не особенно изв стная свадьба.
Всю ночь не засыпать:
Кровать убирать;
Убравши кроватушку,
Постелюшку стлать;
Постеля постелюшку,
Изголовьице класть;
Положивши изголовье,
Мила дружка ждать.
Погодя маленько.
Соколъ изъ за горъ, изъ-за горъ,
Ясенъ изъ-за долъ, изъ-за долъ;
Василій-атъ на дворъ,
Спиридоновичъ на дворъ.
Онъ на дворъ-то детъ,
Дворъ-атъ веселится;
На крылечко входитъ,
Оно жиблется (трясется).
Въ с нички входитъ,
Сапожки скрипятъ; (2)
Двери не стоятъ,
Р чь говорятъ:
Гд ты былъ, соколъ,
Гд былъ-пребывалъ?
Гд былъ, ясный,
Гд былъ-пребывалъ?
-Былъ-то я, соколъ,
У тестя въ гостяхъ,
Былъ-то я, ясный,
У ласковаго.
-Ч мъ тебя тестюшка
Дарилъ, жаловалъ?
-Дарилъ меня тестюшка
Воронымъ конемъ;
Дарила меня тещенька
Стольнымъ городомъ;
Большой шуринъ-
Черкасскимъ с дломъ;
Большая своячина -
Шитымъ ковромъ.
Или:
Какъ по с нямъ, было с ничкамъ
По новымъ с нямъ р шечитаимъ
Ходила, погуливала
Молода больша боярыня
Огафья Васильевна.
Будила, побуживала
Молодого свого барина
Петра-то Василича:
Встань-ка, прояснись, баринъ мой;
Пробудись, душа-надеженька!
Случилося у насъ несчастьице:
Разыгрался у насъ добрый конь,
Поломалъ сады зеленые,
Изломалъ цв ты лазоревые.
-Не тужи, душа Огафьюшка,
Не тужи, душа Васильевна.
Насъ Господь-то Богъ помилуетъ,
Господинъ-атъ царь пожалуетъ:
Над литъ онъ насъ тремя городами:
Первый-то городъ-Казань городокъ;
Другой городъ-Москва городокъ;
Третій городъ-Симбирскъ городокъ
Въ Казани-то будемъ сына женить,
Въ Москв -то будемъ дочь отдавать,
Во Симбирск -то будемъ сами поживать.
Или:
Въ горенк во новой, во новой,
Стоялъ столикъ кедровой, кедровой,
Серебряный съ бахрамой (2), 1)
Накрытъ доской золотой (2).
Алекс й-ятъ господинъ (2),
Семенычъ-атъ господинъ (2),
Онъ по горенк ходилъ (2),
Ко столику подходилъ (2),
Вина въ рюмки наливалъ (2),
Татьячушк (жен ) подносилъ (2),
Федоровн подносилъ (2);
Татьянушка, ты моя (2),
Федоровна, ты моя (2),
Кушай рюмку у меня (2):
Роди сына сокола (2)
Б лымъ лицомъ во тебя (2),
Разумомъ во меня (2),
Отдадимъ мы сынка (2)
Грамот мы учить, мы учить,
По - н мецки, по - французски говорить (2).
Или:
Лет ли дв птички
Собой не велички;
Гд он лет ли,
Тутъ люди гляд ли;
Гд он садились,
Тутъ люди дивились.
1) Цифра 2 означаетъ зд сь
повтореніе посл днихъ словъ въ стих , тогда какъ въ другихъ случаяхъ мы обозначаемъ ею
повтореніе всего стиха.
С ли на калинку
На саму вершинку.
Стали он п ти,
П ти-расп вати
И васъ уважати.
Иванъ-атъ Серг ичъ
По горниц ходитъ,
Феодосью Петровну (жену)
За рученьку водитъ,
Ручку пожимаеть,
Душой называеть.
Душка-женушка,
Федосья Петровна,
Спороди-ка ты мн сына,
Какъ б лаго сыра.
Отдадимъ мы сына
Грамот учиться,
"В рую" читати
И перомъ писати.
Холостымъ.
У сахарной яблонки
Отрасли в тки до сырой земли;
У прекраснаго молодца,
У Ивана св тъ Иваныча,
Прилегли кудри ко б лому лицу,
Ко б лому ко румяному.
Его личико-
Точно б ленькій сн жокъ;
Щечки алы -
Въ саду розовый цв токъ;
Брови-черны;
Взглядъ-веселые глаза;
На головушк -
Кудрявы волоса...
Кто тебя спородилъ, молодца?
Или:
Намъ сказали, что Никифоръ-атъ богатъ,
Алекс ичъ-атъ богатъ
Онъ и сотенку на сотенку считаеть,
Миллiонами по городу ссыпаетъ1),
Онъ и тыщами въ окошечко бросаетъ.
Изъ неволи сиротъ выпускаетъ:
Изъ неволи-невольниковъ,
Изъ острогу -острожниковъ.
За него-ли Богу молятся,
За удала добра молодца,
За Никифора Лекс ича.
Или:
Андрея-то матушка,
Митрича, сударыня,
Въ воскресенье спородила,
Въ воскресенье, во заутреню,
Пеленала лентой алою,
Первивала, приговаривала:
Ты, дитятко, Андрей сударь,
Что и милый Митріевичъ!
Ты когда будешь на возраст ,
Ты задумаешь жениться,
На добра коня садиться.
Ты подъ дешь ко двору тестеву,
Ко тестеву-ко нев естину
Ты возъ дешь на
широкій дворъ,
Не пускай коня по двору:
Привяжи коня ко столбу,
Ко тому столбу точеному,
Ко крылечку позлащеному.
Ты взойдешь на красенъ крылецъ-
Не клади плохо плеточку:
Пов сь плеточку на скобочку.
Ты взойдешь во новы с ни -
Не клади плохо шапочку.
Отдай шапочку батюшк .
Ты взойдешь въ высокъ теремъ -
Ты не много Богу молися (==молись),
Ты пониже тестю кланяйся,
Еще ниже-своей тещеньк ,
Въ особливицу-своячин .
Выбирай свою сужену,
Выбирай свою ряжену.
Твоя сужена наряжена,
Впереди за столъ посажена,
Отъ д вушекъ отм нилася (==отличается),
Ея личко перм нилося,
Р звы ноги подкосилися,
Б лы руки опустилися,
Съ плечъ головушка скатилася,
Изъ глазъ слезы покатилися.
Или:
Кто у насъ уменъ,
Кто у насъ разуменъ?
Св тъ Лекс й-атъ уменъ,
Лекс ичъ разум нъ
По горниц ходитъ,
Въ зеркало глядится,
1) Д лаетъ миллiоные обороты.
Самъ себ дивится:
Какой я хорошій,
Какой я пригожій!
Хорошъ уродился,
Пригожъ нарядился.
По горниц ходитъ,
Сапогъ над ваетъ,
Чулокъ не мараетъ.
На коня садится,
Конь-то веселится.
Онъ плёточкой машетъ,
Подъ нимъ конь-атъ пляшетъ.
Со двора съ зжаетъ,
Луга объ зжаетъ,
Луга зеленые,
Травы шелковыя.
Къ саду подъ зжаетъ,
Пташки расп ваютъ,
Д вушки гуляютъ,
Ворота (о)творяютъ,
Лекс я встр чаютъ,
За руку примаютъ:
По жжай, нашъ
хорошій
По жжай, нашъ
пригожій...
За руки примаютъ,
За столы сажаютъ,
За столы дубовы,
За скатерти браны,
За яства сахарны,
За пойла медвяны.
Стаканъ водки наливаютъ,
На подносичк подносятъ,
Его милость просятъ:
Ты, Лекс й, сударь, выпей,
Лекс ичъ, воскушай.
- Я не пью хмельного
Вина зеленого;
Выпью-ль я, не выпью
Стаканъ водки сладкой:
Съ водки не спьянишься,
Лучше взвеселишься...
Или:
Долина, долинушка,
Раздолье широкое;
По этой долинушк
Гуляетъ д тинушка-
Иванъ сиротинушка.
Пов силъ головушку
На праву сторонушку;
Опустилъ онъ очи ясны
Въ мать сыру землю.
Увидала его матушка
Съ высокаго терема,
Изъ Красна окошечка.
-Что ты, мое дитятко,
Что ты, мое милое,
Не весело ходишь?
Не см ло ступаешь?
-Родимая матушка,
Къ чему веселитися
Вс люди женилися,
А я у васъ, матушка,
Хожу холостъ -не женатъ.
-Женись, женись, дитятко,
Женись, мое милое.
Возьми, возьми, дитятко,
У купчика дочку
Ты ее, богатую,
Еще тароватую,
Въ д л расторопную,
Въ р чахъ разговорчиву.
Свах .
Ходила свахонька по двору,
На ней лисья шубонька до полу.
Правая полынька-въ тыщу рублей,
Л вая полынька- во сто рублей.
А свахонька, догадайся,
За златъ кошель принимайся;
Въ кошельк казна золотая.
Отъ той казны хоть гривнёшку,
Отъ гривнешки хоть грошишка;
Тотъ грошишка ребромъ становится,
Въ стопочку норовится, 1)
Намъ, д вушкамъ, пригодится.
Дружк .
Какъ у дружечки бородка...
За то его цари любятъ,
Господа-то почитаютъ.
На большо м сто сажаютъ.
1) Нам ревается попасть въ чашку.
2) Хранитель.
Слышишь-ли, дружка,
Теб п сню поемъ,
Тебъ честь воздаемъ.
Воеводой называемъ.
Воевода ты нашъ, воевода.
Кр покъ ты нашъ содержитель!..
По окончанiи п сни д вушки обыкновенно поздравляютъ съ п сенкой того, кому проп то
величаніе. На ,,благодарю" он отв чаютъ:
Ч мъ благодарить,
Лучше подарить.
Если и посл этого не воспосл дуетъ вещественной благодарности, то он поютъ сл дующую ироническую п сенку:
По халъ Ларивонъ, сударь, воевати
На добрымъ кон -на коров ,
Со вострой саблей-со лучиной,
По дикимъ степямъ-по подлавкамъ,
За такими за зв рями-за мышами.
Когда нев ста выдаритъ вс хъ жениховыхъ и своихъ родственниковъ и, поклонившись сидящимъ за столомъ гостямъ, уйдетъ въ чуланъ, то ея родители угощаютъ пришедшихъ на дары ужиномъ. Дружка и теперь командуетъ. Онъ приговариваетъ:
- Гости званы, гости браны (избранные), гости возлюбленны! Полюбите у нашего сватушки и свахоньки хл ба и соли; въ кутъ 1) по лавочк , отъ кута по скамеечк ; не всякаго на имя (т. е. не каждаго приглашать по имени), а вс заразъ, не всякому челомъ и низкой поклонъ... Прошу покорно, покушайте.
На дарахъ же за ужиномъ дружка приглашаетъ въ по здъ, кого сл дуетъ, напр., женихова крестнаго отца, такъ:
- Иванъ Иванычъ! Прошу покорно послужить князю нареченному: съ добрымъ конемъ и с дломъ и со всею сбруей ратной во храбрый по здъ пожаловать.
Точно также онъ приглашаетъ и прочихъ по зжанъ. Тутъ же онъ проситъ кого-нибудь быть разносчикомъ пива, кого-стоять у воротъ и охранять ихъ и пр., словомъ, онъ назначаетъ въ это время разнаго рода чиновниковъ для дня свадьбы въ очень большомъ количеств и всякому найдетъ д ло.
За ужиномъ въ этотъ свадебный моментъ подаютъ только три кушанья: холодное, горячее и курникъ (круглый пирогь съ курицею). Первыя два кушанья уничтожаются; но лишь только подадутъ курникъ, гости тотчасъ же поворачиваютъ вилки съ ножами и ложки теренками къ курнику и, не прикасаясь къ нему, выходятъ изъ-за стола. Гостей потчуютъ преимущественно виномъ: чуть-ли не посл каждой ложки радушные хозяева подносятъ по аршинчику водки. Надобно зам тить, что вино-самая необходимая принадлежность свадьбы, оно фигурируетъ на самомъ первомъ план , и безъ него свадьба-не свадьба. Будь на свадъб одно вино и закуска простой черный хл бъ съ капустой или соленымя огурцами-и довольно. Посл будутъ говорить:
Кутъ, первое, почетное м сто подъ иконами, въ переднемъ углу.
у такого-то такъ была свадьба!... виномъ хоть обливайся... и накатились же вс тогда!.. Словомъ, объ этой свадьб будутъ ходить только самые лестные отзывы. Но окажись на свадьб хотя бы только небольшой недостатокъ въ вин , а разнаго рода кушанья вдоволь, въ народ заговорятъ: ну, что за свадьба была у такого-то! и вина-то не было: всего-то по 2-3 стаканчика поднесли; а что толку въ кушаньяхъ-то!.. Изв стное д ло, было бы вино... и пр.
Лишь только начнутъ ужинать,-д вушки запоютъ
величанія:
Жениху съ нев стой.
Во горниц гусли лежали,
Во новыя, во звончатыя,
Никто не взыграетъ,
Варварушку (нев ста) не ут шаетъ,
Ивана-то (женихъ) дома н ть,
Сударика не случилось:
Онъ у тестюшки пируетъ,
У тещеньки зять столуетъ.
Теща зятя угощала,
Вина рюмку наливала,
На поднос подносила,
Ему говорила:
Ужъ ты пей, зятекъ,
Пьяный не напейся;
Надъ Варварушкой не взломайся,
Надъ Ефимовной не взвеличайся;
Не заставь ее тебя разувати;
У тебя, зятюшка, ноги грязны,
У Варварушки руки б лы,
На рукахъ-то перстни золотые.
Во перстняхъ камни дорогіе.
Б лы рученьки замараетъ,
Золоты ІІерстни поломаетъ,
Дороги камни растеряетъ.
Или:
Убита дороженька бархатомъ,
Убита широкая алыимъ.
Кто эту дороженьку
Торилъ, убивалъ?
Убивалъ дороженьку
Федоръ, сударь.
Св тъ-Степановичъ,
Онъ ко тестюшк
Въ гости ходючи,
Дороги гостинцы посючи.
Первой-то гостинецъ-черносливъ,
Другой-то гостинецъ-виноградъ.
А третій гостинецъ-самъ на дворъ,
Чтобы его тестюшка встр чалъ,
На широкій дворъ впускалъ.
Ласкова тещенька
За б лы руки примала.
За дубовый столъ сажала
Что это за скатерти,
Что это за браныя?
Что это за яства за сахарныя?
Что эта за пойла за медвяныя?
Вы сборы, сборы
Авдотьи Ивановны...
Собирала д вушекъ
Она насъ на пиръ,
Сажала подруженекъ
Высоко-высоко,
Сама то садилась
Выше вс хъ,
Клонила головушку
Ниже вс хъ.
Думала думушку
Кр пче вс хъ.
Подумавши думушку,
Слово молвила:
Вы, подружки мои,
Вы, голубушки!
Вы придумайте
Моей больной головушк ,
Какъ-то мн
Во чужихъ людяхъ жить?
Чужого отца
Назвать батюшкой,
Чужую-то мать
Матушкой?
Прочимъ гостямъ повторяются
прежнія п сни.
Поужинавъ и нагрузившись виномъ, гости поднимаются съ
своихъ м стъ и прощаются со сватьями. Какъ только женихъ перешагнетъ за порогъ, д вушки запоютъ ему:
Лекс й, сударь, воротися,
Степановичъ, воротися:
Позабылъ ты рукавички
На поличк .
Считается признакомъ худого тона, если женихъ возвратится; д вушки осм ютъ его.
Когда дорогіе гости выйдутъ со двора, нев ста, молчавшая весь вечеръ, начинаетъ жалобно причитать нарасп въ:
Сударь ты мой, батюшка,
Ефимъ Феодоровичъ!
Лебедушка б лая,
Родимая матушка,
Настасья Петровна!
Что это у васъ, батюшка,
Были за люди за торговые?
Что за пиры за бес ды?
Чего они, батюшка,
Чего торговали?
Чего они у васъ, матушка,
Чего закупали?
Не мою-ли косыньку
Они торговали?
Не мою-ли русу
Они закупали?
Св тъ-то моя буйная головушка
Не дочесана;
Св тъ-то моя руса косынька
Не доплетена;
Шелковая ала ленточка
Не доношена.
Не далъ ты мн , батюшка,
Дочесать буйну головушку;
Не дала ты мн , матушка,
Доплести русу косыньку,
Не дала ты мн , любезная сестрица,
Александра Ефимовна,
Доносить шелковую алу ленточку.
Обрашаясь посл этого исключительно къ сестр , она продолжаетъ:
Лебедушка б лая,
Любезная сестрица,
Лександра Ефимовна!
Покрасуйся, голубушка,
Пока у родимаго батюшки
У Ефима Феодорыча;
А еще-то, голубушка,
У родимой матушки,
Настасьи Петровны.
А я-то, горькая, открасовалася,
А я-то, безсчастная, отн жилась.
Нев стины подруги станутъ уговаривать ее и просить, чтобы она не роняла напрасно слезъ и словъ. А та продолжаетъ:
Лебедушки б лыя,
Любезны подруженьки!
Не унимайте, голубушки,
Меня, горькую,
Меня безсчастную.
Какъ мн , горькой,
Какъ мн не плакати?
Какъ мн не тужити?
Все мое сердечушко переныло,
Все ретивое перебол ло,
На васъ смотрючи.
Придетъ ко мн , горькой,
Большой праздничекъ,
Выйду я, горькая,
Изъ воротъ на улицу;
Погляжу я, безсчастная,
На красныхъ д вушекъ,
На своихъ любезныхъ подружекъ:
Мои-то подружки
Точно макъ цв тутъ.
А я-то, горькая,
А я-то, безсчастная,
Какъ во-пол былинушка,
Горькая травынька,
Полынушка подкошеная,
Въ рядахъ подсушеная.
Обращаясь, зат мъ, снова къ родителямъ, она причитаетъ:
Сударь ты мой, батюшка,
Сударь родимый,
Ефимъ Феодорычъ!
Лебедушка б лая,
Родимая матушка,
Настасья Петровна!
Что это вы, голубчики,
На меня больно осердилися,
На что глядя, прогн вались?
Отдаете во чужи люди,
Во чужи люди въ незнамые,
Въ незнамые-незнакомые 1).
Во чужихъ-то людяхъ
Жить надо ум ючи,
Про все разум ючи.
Али я вамъ, батюшка,
Была не работница?
Али я вамъ, матушка,
Была не скорый посолъ?
Не слуга верная?
Запоручили вы мн , батюшка,
Мою буйную головушку
Великой кручиной;
Сплели вы мн , матушка,
Мои б лы рученьки
Травою великой (павиликой?)
Подкосили вы мн , батюшка,
Мои р звы ноженьки
Травою осокой.
Во чужихъ-то людяхъ
Я не см ю избою пройти,
Избою пройти-слово молвити
Я не см ю назвать
Свекора батюшкой,
А свекровушку-матушкой,
А чужое-то чадо -
Имямъ (именемъ)-отчествомъ,
Иваномъ Матв ичемъ.
Д вушки остаются ночевать у нев сты и уже не покидаютъ ее до т хъ поръ, пока отвезутъ въ церковь-на
бракосочетаніе.
На сл дующій день, въ день свадьбы, нев ста встаетъ раньше вс хъ и, умывшись и помолившись Богу, садится на лавку и снова принимается выть:
Вставайте-ка, родимый батюшка
И родимая матушка!
Сударь ты мой, батюшка,
Ефимъ Федоровичъ;
Лебедушка б лая,
Родимая матушка,
Настасья Петровна!
Спалась ли вамъ
Темная ноченька?
А мн -то, горькой,
Мало спалось,
Много вид лось.
Приснился мн , горькой,
Сонъ не радошенъ,
Сонъ-крутая гора,
Крутая гора, быстра р ка,
Быстра р ка не забывчива.
Ходила я, горькая
По крутой гор , (2)
По быстрой р к .
Потеряла я, горькая,
Трое золотыхъ ключиковъ:
Первы-то ключики
Отъ волюшки батюшкиной,
Други-то ключики
Отъ н ги матушкиной,
Третьи-то ключики
Отъ д вичьей красоты.
Св тъ-то моя честь-хвала,
Д вичья красота
Русая косынька
У родимой матушки,
Настасьи Петровны:
Св тъ-то моя волюшка
У родимаго батюшки,
Ефима Федорыча;
Св тъ-то мое сид ньице
У родимаго братца,
У Кирилла Ефимыча,
Въ углу подъ окошечкомъ
Со красными д вушками.
Домашніе нев сты и ея подруги, безпокоимые ея
причитаніями встаютъ. По требованію подругъ, нев ста снова умывается.
Сос ди и
прочіе поселяне, зная, что въ данный день им етъ совершиться
бракосочетаніе такой-то д вицы съ такимъ-то, спозаранку приходятъ послушать, ум етъ ли нев ста искусно при-
1) Если д вушка выходитъ замужъ въ другое
селеніе, то прибавляетъ:
А еще больше-
На чужую сторону.
читать. Увидя кого-нибудь входящаго, напр., сос дку, нев ста причитаетъ:
Поди-ка, лебедушка,
Поди-ка, б лая,
Къ намъ, горькіимъ,
Къ намъ, безсчастныимъ,
На мою свадьбу красную.
Не прогн вайся, голубушка,
Что я тебя не встр тила
Среди пути-дороженьки,
Среди двора широкаго,
Среди крыльца высокаго,
Среди новой горницы.
Если у нев сты н тъ кого-либо изъ родителей, напр., матери, то она, вставши раньше вс хъ, будитъ своихъ подругъ и проситъ ихъ сходить съ нею на кладбище или, какъ говорятъ крестьяне, на "мазарки"-попросить у умершей матери благословенія на бракъ. Она причитаетъ:
Вставайте-ка, лебедушки,
Любезны подруженьки!
Сослужите службу в рную,
Службу в рную-посл днюю:
Пойдемте-ка, лебедушки,
Любезныя подруженьки,
Со мною во чистое поле
Будить родимую матушку
Графену Петровну.
Собравшись, вс они молча идутъ на кладбище. Пришедши къ могил матери, нев ста вопитъ:
Поднимитесь, в тры-сиверки,
Со крутыхъ горъ, со
высокіихъ,
Раздуйте-ка матушку сыру землю
По чистому по полю.
Раскройся, матушка,
Гробова доска.
Размахни-ка, матушка,
Свои б лы рученьки,
Распахни полотно тонкое,
Раскрой свои очи ясныя,
Разожми уста сахарныя.
Ты промолви-ка, матушка,
Ласково словечушко,
Утешь мое сердечушко:
Собрать-срядить меня есть кому,
А благословить меня некому.
Также точно причитаетъ нев ста, если у нея н тъ въ живыхъ отца, только перем няя "матушка" на "батюшка".
Когда, при возвращеніи съ кладбища, станутъ подходить къ дому, то д вушки запоютъ:
Ты р ка ли моя, р ченька,
Ты р ка-ли моя быстрая!..
Течетъ р чка, не колыхнется,
Б житъ р чка, не уплеснется.
Вы, крутые бережки,
Стойте, не (о)сыпайтеся.
А ты, красна д вица,
Марія Ивановна,
Стоишь-не улыбнешься,
Говоришь р чь- не усм хнешься.
Нев ста отв чаетъ на это:
Ужъ вы, люди добрые,
Подружки любезныя,
Мн чему-ли радоватися,
На что глядя, веселитися?
Полна гостей горница,
Полна св тлая св тлица;
Только н тъ гостьюшки любимой-
Матушки родимой,
Татьяны Ивановны.
Собрать-срядить меня есть кому,
А благословить меня некому.
Входя въ избу и встр тивъ, нпр., брата, она обращается къ нему
|