Н сколько словъ по вопросу объ употребленіи некалендарныхъ
именъ на ряду съ церковными.
Этнографическое Обозр ніе, кн.
XIX, Изданіе этнографическаго
отд ла
Императорскаго Общества Любителей
Естествознанія, Антропологіи и Этнографии,
состоящаго при Московскомъ Университет , 1893, № 4,
под редакціей Секретаря Этнографическаго
Отд ла Н.А.Янчука, Москва, Высоч. утв. Т-во
Скороп. А.А.Левенсонъ,
Коммиссiонеры ИМПЕРАТОРСКАГО Общества Любителей Естествознанiя
въ Москв , Петровка, д. Левенсонъ.
1893.
Фактъ употребленія въ древней Руси имени "некал ндарнаго" на ряду съ
христіанскимъ можетъ считаться установленнымъ. Вопросы, которые возникаютъ при изученіи обычая давать лицу два имени (церковное и т. ск. языческое), еще совершенно н выяснены; остается между прочимъ неизв стнымъ, при какихъ
условіяхъ некалендарное имя было даваемо тому или иному лицу. Г. Баловъ 1) совершенно правильно зам тилъ, что на основаніи н которыхъ именъ можно полагать, что они были даваемы при самомъ рожденіи ребенка, напр. Баженъ (желанный), Жданъ (жданный), Нечай (нечаянный и пр.). Но до настоящаго времени мы не им емъ данныхъ, позволяющихъ утверждать, что
нареченіе языческимъ именемъ сопровождалось какими-нибудь обрядами.
Отсутствіе данныхъ по этому вопросу приводилось обыкновенно какъ доказательство, что въ некалендарныхъ именахъ сл дуетъ вид ть лишь прозвища, которыя давались лицамъ уже взрослымъ и зат мъ въ
общежитіи зам нившія христіанскія имена. Въ нашей стать "Къ вопросу о древнерусскихъ некалендарныхъ именахъ" 2) мы старались указать на односторонность подобнаго взгляда и обращали
вниманіе на то, что обычай давать ребенку два имени (христіанское и языческое) встр чается у н которыхъ народовъ и въ настоящее время. Въ
дополненіе къ приведеннымъ нами прим рамъ, по этому последнему вопросу считаемъ не лишнимъ привести н сколько фактовъ, свид тельствующихъ о
существованіи этого обычая у н которыхъ племенъ, населяющихъ
Россію. Ч мъ больше будетъ накопляться подобныхъ фактовъ, т мъ больше будетъ рости вероятность
существованія подобнаго же обычая и среди древнихъ русскихъ: съ другой стороны,
изученіе разныхъ обрядовъ, сопровождающихъ нареченiе ребенка некален-
1) "Этногр. Обозр ",
XVIII, стр. 153. 2) "Этногр. Обозр",
XVI. дарнымъ именемъ у разныхъ народовъ, быть можетъ, поможетъ открыть въ обрядахъ при рожденіи, крещеніи и пр. ребенка среди русскаго современнаго населенія сл ды аналогичныхъ обрядовъ, которые, потерявъ въ настоящее время свое истинное знач ніе, сохраняются среди русскихъ крестьянъ въ качеств
переживанія. Такимъ образомъ, явилось бы возможнымъ найти если не прямое, то по крайней м р косвенное доказательство въ пользу мн нія о нареч ніи ребенка
нехристіанскимъ именемъ въ древней Руси.
Изученіе же причинъ, почему ребенку дается то или другое имя, а также самихъ подобныхъ именъ, употребительныхъ у разныхъ народовъ, въ значительной степени можетъ осв тить
употреблявшіяся въ древней Руси имена. У вотяковъ Завьяловской волости, по словамъ г. Верещагина, существуетъ обычай давать д тямъ
языческія имена на ряду съ христіанскими. Эти
языческія имена даются "бабушками", исполняющими должность повитухъ при родахъ, которымъ обычай велитъ до совершенія надъ младенцемъ обряда св. крещенія давать т. наз. банныя имена (мынчо нимъ). Имена младенцамъ родные даютъ по событiямъ, при которыхъ рождаются д ти, и по временамъ года. Такъ, напр., если ребенокъ родился весной, во время
появленія скворцовъ, онъ получаетъ имя Юберъ (скворецъ); если во время с нокоса-Кусо (косы), Во время уборки хл бовъ съ полей даютъ имена: Кабанъ (скирда), Ючисъ (колъ, на которомъ вешаютъ снопы). Но такой обычай нын сталъ предаваться забвенью; чаще даютъ уже
христіанскія имена, "Легкія для произношенія, и такія имена за иными остаются до смерти, несмотря на то, что они при крещеніи наречены другими именами". Крупныя
событія даютъ также поводъ къ нареченію ребенка т мъ или другимъ именемъ. "Въ сел Завьялов , продолжаетъ г. Верещагинъ, въ день
нашествія на это село пугачевской вольницы, родился у одного вотяка сынъ и его назвали Пугачемъ, такое прозвище за родомъ этого вотяка сохранилось и до нын " 1) У карагассовъ, небольшого племени, живущаго въ л сахъ Саянскаго хребта, существуетъ подобный же обычай. Карагассы считаются православными:
христіанское имя дается священникомъ при крещеніи, а карагасское имя "даетъ или отецъ или мать новорожденнаго". Иногда нареченiе языческимъ именемъ происходитъ сл дующимъ образомъ: на сл дующій день по рожденіи ребенка устраиваютъ пиръ: при этомъ случается, что именитый гость даетъ новорожденному свое имя 2). 1) Верещагинъ: Вотяки Сарапульскаго у., въ З. И. Р. Г. О. по Отд. Этн., т.
XIV. вып. 3, стр. 24, 25. 2) Н. Ф. Катановъ: По здка къ карагассамъ. Въ З. И. Р. Г. О. по Отд. Этногр., т.
XVII, вып. 2. стр. 146, 147.
Нареченіе ребенка языческимъ именемъ помимо
христіанскаго отмечено многими писателями у древнихъ лопарей. Въ н которыхъ м стностяхъ
Лапландіи нареченіе новымъ именемъ совершалось въ случа бол зни ребенка и сопровождалось следующими обрядами: въ котелъ клали ольховую кору, варили ее и зат мъ обмывали этой жидкостью ребенка, смывая съ него старое имя и нарекая ему новое. Въ Финляндской
Лапландіи господствовало мн ніе, что отъ одного крещенія въ церкви ребенокъ никогда не сделается счастливымъ; считалось даже необходимымъ смыть съ ребенка
христіанское имя; поэтому, тотчасъ посл кр щенія въ церкви, ребенка крестили вновь по языческому обряду, который носилъ названiе Саме-набма-лавго (т. е.
омовеніе лопарскимъ именемъ; лопари сами себя называютъ Саме). Чтобы узнать, какое имя сл дуетъ дать ребенку, прибегали къ колдовству; при помощи бубна или другими способами отецъ или нойда (шаманъ), или, наконецъ, знакомые узнавали о будущемъ имени ребенка. Но къ этому средству приходилось приб гать сравнительно р дко; по
представленіямъ лопарей, обыкновенно, когда приближалось время родовъ, къ рожениц во сн являлся кто-нибудь изъ умершихъ предковъ и нарекалъ имя будущему младенцу. Именемъ, даннымъ при церковномъ крещеніи, ребенка никогда не называли.
Всякій разъ когда ребенокъ начиналъ хворать, или даже если онъ просто много плакалъ, совершали вновь языческое крещеніе. "Оно повторялось при всякой новой бол зни, и, говорятъ, бывали прим ры, что даже 70-л тніе старики подвергали себя этому
крещенію въ случа болезни". Языческое
крещеніе совершала женщина: однако, при первомъ Саме-набма-лавгго совершавшая
крещеніе женщина не должна была быть ни крестной матерью, ни свидетельницей при совершенiи церковнаго крещенія надъ к мъ-бы то ни было. Часто обрядъ совершался самой матерью крестящагося. Совершавшая языческое
крещеніе женщина дарила своему крестнику латунный перстень, пряжку или что нибудь другое, въ знакъ того, что крестникъ освобожденъ отъ, прежняго имени. При перем н имени ребенка въ случа бол зни обрядъ совершался сл дующимъ образомъ: подъ присмотромъ женщины, которая совершала обрядъ, нагревали воду и вливали ее въ корыто; туда же клали дв березовыя в тви; одну изъ ниx свивали кольцомъ. Совершавшая обрядъ женщина говорила, обращаясь къ ребенку: "будь такъ же плодовитъ, такъ же здоровъ и кр покъ, какъ береза, съ которой взяты эти в тви. Посл этого она бросала въ корыто латунный перстень, пряжку пли вообще какой-нибудь кусокъ латуни, олова или серебряный предметъ и говорила: этимъ я посвящаю тебя; будь такъ же звонокъ и красивъ, какъ эта латунь (или серебро); даю теб новое имя; ты долженъ лучше рости отъ той воды, кото-
рую мы даемъ теб , ч мъ отъ той, которой тебя крестилъ священникъ. Будь такъ же счастливъ, какъ тотъ предокъ, имя котораго ты будешь носить". Съ этими словами она обливала водой изъ корыта голову ребенка до трехъ разъ и опрыскивала этой же водой все его т ло. Посл этого она говорила: "теперь ты сд лался участникомъ крещенія Адде-набма (названiе обряда) и носишь имя
NN; посмотримъ, какъ ты будешь рости теперь". По совершенiи обряда брошенныя въ корыто
металлическія вещи вынимались и привязывались ребенку подъ руки, если это былъ мальчикъ, и на груди,- если
крещеніе совершалось надъ д вочкой. Разставаться съ этимъ амулетомъ нельзя было до
достиженія совершеннол тія, по достижении котораго амулетъ в шался на волшебный бубенъ 1). Мы подробно привели н которыя, им ющіяся въ нашемъ
распоряженіи, св д нія по этому вопросу въ надежд , что они будутъ дополнены другими и что впосл дствіи такимъ образомъ накопится
матеріалъ, который позволитъ съ в роятностью допустить, сперва лишь по аналогiи, существованiе подходящихъ обрядовъ въ сред древняго русскаго населенiя. Параллельно съ этимъ было бы желательно подробное изучені обрядовъ, сопровождающихъ первое время по
появленіи ребенка на св тъ среди современныхъ русскихъ крестьянъ. Какъ ни богата въ этомъ отношенiи наша этнографическая литература, т мъ не мен е св д нія по этому вопросу еще не достаточно полны, всл дствіе чего представляется возможнымъ допустить мысль, что въ качеств
переживаній удастся будущимъ изсл дователямъ отыскать сл ды н которыхъ обрядовъ, связанныхъ съ древнимъ обычаемъ нареченія ребенка некалендарнымъ именемъ.
Просматривая статью Н. X., помещенную въ XVI книг "Этнографическаго Обозр нія", въ которой приведены "некалендарныя" имена, мн среди нихъ попалась на глаза "Мина" и "Папа", между т мъ какъ эти имена помещены въ ,,Всероссійскомъ Календар " (изданіе И. Д. Сытина и К0) въ алфавитномъ перечн именъ святыхъ съ
обозначеніемъ, что Мины бываетъ я. 5, ф. 17, ап. 12, ав. 24, н. 11, д. 10, а Папы-мар. 16. Въ приложеніи къ книжк Н. Суворова: ,,
Описаніе Спасообыденной всеградской, что въ Вологд , церкви. Вологда. 1879" - напечатанъ "Общественный приговоръ жителей Вологды". Среди подписей Вологжанъ въ этомъ приговор встр чаются уже упомянутыя въ статьяхъ Н.
X. и А. Балова (Эти. Об., кн. ХVШ) имена: 1 разъ Баженъ, 1-Грязной, 3-Дружина, 1-Жданъ, 1-Замятня, 1-Незговоръ, 3-Первой,1-Томило, 1- Третьякъ.
1) Н. Харузинъ: Русскiе Лопари, стр. 179, 180.
Въ сочиненіяхъ А. Е. Мерцалова: "Вологодская Старина, Спб. 1889" и И. К. Степановскаго: "Вологодская Старина. Вологда. 1890", также встречаются некалендарныя имена, а именно, кром именъ, упомянутыхъ въ вышеназванныхъ статьяхъ Н.
X. и А. Балова (Баженъ, Безсонъ, Булатъ, Жданъ, Калина и Сотникъ), еще имена: Брага, Булышъ, и Троянъ. Эти имена въ указател именъ святыхъ православной церкви въ "Всероссійскомъ Календар " не встр чаются. П. Александровъ.
|