полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

Нсколько словъ по вопросу объ употребленіи некалендарныхъ именъ на ряду съ церковными.

Этнографическое Обозрніе, кн. XIX, Изданіе этнографическаго отдла Императорскаго Общества Любителей Естествознанія, Антропологіи и Этнографии, состоящаго при Московскомъ Университет, 1893, № 4, под редакціей Секретаря Этнографическаго Отдла Н.А.Янчука, Москва, Высоч. утв. Т-во Скороп. А.А.Левенсонъ, Коммиссiонеры ИМПЕРАТОРСКАГО Общества Любителей Естествознанiя въ Москв, Петровка, д. Левенсонъ. 1893.

 

Фактъ употребленія въ древней Руси имени "некалндарнаго" на ряду съ христіанскимъ можетъ считаться установленнымъ. Вопросы, которые возникаютъ при изученіи обычая давать лицу два имени (церковное и т. ск. языческое), еще совершенно н выяснены; остается между прочимъ неизвстнымъ, при какихъ условіяхъ некалендарное имя было даваемо тому или иному лицу. Г. Баловъ 1) совершенно правильно замтилъ, что на основаніи нкоторыхъ именъ можно полагать, что они были даваемы при самомъ рожденіи ребенка, напр. Баженъ (желанный), Жданъ (жданный), Нечай (нечаянный и пр.). Но до настоящаго времени мы не имемъ данныхъ, позволяющихъ утверждать, что нареченіе языческимъ именемъ сопровождалось какими-нибудь обрядами. Отсутствіе данныхъ по этому вопросу приводилось обыкновенно какъ доказательство, что въ некалендарныхъ именахъ слдуетъ видть лишь прозвища, которыя давались лицамъ уже взрослымъ и затмъ въ общежитіи замнившія христіанскія имена. Въ нашей стать "Къ вопросу о древнерусскихъ некалендарныхъ именахъ" 2) мы старались указать на односторонность подобнаго взгляда и обращали вниманіе на то, что обычай давать ребенку два имени (христіанское и языческое) встрчается у нкоторыхъ народовъ и въ настоящее время. Въ дополненіе къ приведеннымъ нами примрамъ, по этому последнему вопросу считаемъ не лишнимъ привести нсколько фактовъ, свидтельствующихъ о существованіи этого обычая у нкоторыхъ племенъ, населяющихъ Россію. Чмъ больше будетъ накопляться подобныхъ фактовъ, тмъ больше будетъ рости вероятность существованія подобнаго же обычая и среди древнихъ русскихъ: съ другой стороны, изученіе разныхъ обрядовъ, сопровождающихъ нареченiе ребенка некален-

1) "Этногр. Обозр ", XVIII, стр. 153.

2) "Этногр. Обозр", XVI.

дарнымъ именемъ у разныхъ народовъ, быть можетъ, поможетъ открыть въ обрядахъ при рожденіи, крещеніи и пр. ребенка среди русскаго современнаго населенія слды аналогичныхъ обрядовъ, которые, потерявъ въ настоящее время свое истинное значніе, сохраняются среди русскихъ крестьянъ въ качеств переживанія. Такимъ образомъ, явилось бы возможнымъ найти если не прямое, то по крайней мр косвенное доказательство въ пользу мннія о наречніи ребенка нехристіанскимъ именемъ въ древней Руси. Изученіе же причинъ, почему ребенку дается то или другое имя, а также самихъ подобныхъ именъ, употребительныхъ у разныхъ народовъ, въ значительной степени можетъ освтить употреблявшіяся въ древней Руси имена.

У вотяковъ Завьяловской волости, по словамъ г. Верещагина, существуетъ обычай давать дтямъ языческія имена на ряду съ христіанскими. Эти языческія имена даются "бабушками", исполняющими должность повитухъ при родахъ, которымъ обычай велитъ до совершенія надъ младенцемъ обряда св. крещенія давать т. наз. банныя имена (мынчо нимъ). Имена младенцамъ родные даютъ по событiямъ, при которыхъ рождаются дти, и по временамъ года. Такъ, напр., если ребенокъ родился весной, во время появленія скворцовъ, онъ получаетъ имя Юберъ (скворецъ); если во время снокоса-Кусо (косы), Во время уборки хлбовъ съ полей даютъ имена: Кабанъ (скирда), Ючисъ (колъ, на которомъ вешаютъ снопы). Но такой обычай нын сталъ предаваться забвенью; чаще даютъ уже христіанскія имена, "Легкія для произношенія, и такія имена за иными остаются до смерти, несмотря на то, что они при крещеніи наречены другими именами". Крупныя событія даютъ также поводъ къ нареченію ребенка тмъ или другимъ именемъ. "Въ сел Завьялов, продолжаетъ г. Верещагинъ, въ день нашествія на это село пугачевской вольницы, родился у одного вотяка сынъ и его назвали Пугачемъ, такое прозвище за родомъ этого вотяка сохранилось и до нын" 1)

У карагассовъ, небольшого племени, живущаго въ лсахъ Саянскаго хребта, существуетъ подобный же обычай. Карагассы считаются православными: христіанское имя дается священникомъ при крещеніи, а карагасское имя "даетъ или отецъ или мать новорожденнаго". Иногда нареченiе языческимъ именемъ происходитъ слдующимъ образомъ: на слдующій день по рожденіи ребенка устраиваютъ пиръ: при этомъ случается, что именитый гость даетъ новорожденному свое имя 2).

1) Верещагинъ: Вотяки Сарапульскаго у., въ З. И. Р. Г. О. по Отд. Этн., т. XIV. вып. 3, стр. 24, 25.

2) Н. Ф. Катановъ: Поздка къ карагассамъ. Въ З. И. Р. Г. О. по Отд. Этногр., т. XVII, вып. 2. стр. 146, 147.

Нареченіе ребенка языческимъ именемъ помимо христіанскаго отмечено многими писателями у древнихъ лопарей. Въ нкоторыхъ мстностяхъ Лапландіи нареченіе новымъ именемъ совершалось въ случа болзни ребенка и сопровождалось следующими обрядами: въ котелъ клали ольховую кору, варили ее и затмъ обмывали этой жидкостью ребенка, смывая съ него старое имя и нарекая ему новое. Въ Финляндской Лапландіи господствовало мнніе, что отъ одного крещенія въ церкви ребенокъ никогда не сделается счастливымъ; считалось даже необходимымъ смыть съ ребенка христіанское имя; поэтому, тотчасъ посл крщенія въ церкви, ребенка крестили вновь по языческому обряду, который носилъ названiе Саме-набма-лавго (т. е. омовеніе лопарскимъ именемъ; лопари сами себя называютъ Саме). Чтобы узнать, какое имя слдуетъ дать ребенку, прибегали къ колдовству; при помощи бубна или другими способами отецъ или нойда (шаманъ), или, наконецъ, знакомые узнавали о будущемъ имени ребенка. Но къ этому средству приходилось прибгать сравнительно рдко; по представленіямъ лопарей, обыкновенно, когда приближалось время родовъ, къ рожениц во сн являлся кто-нибудь изъ умершихъ предковъ и нарекалъ имя будущему младенцу. Именемъ, даннымъ при церковномъ крещеніи, ребенка никогда не называли. Всякій разъ когда ребенокъ начиналъ хворать, или даже если онъ просто много плакалъ, совершали вновь языческое крещеніе. "Оно повторялось при всякой новой болзни, и, говорятъ, бывали примры, что даже 70-лтніе старики подвергали себя этому крещенію въ случа болезни". Языческое крещеніе совершала женщина: однако, при первомъ Саме-набма-лавгго совершавшая крещеніе женщина не должна была быть ни крестной матерью, ни свидетельницей при совершенiи церковнаго крещенія надъ кмъ-бы то ни было. Часто обрядъ совершался самой матерью крестящагося. Совершавшая языческое крещеніе женщина дарила своему крестнику латунный перстень, пряжку или что нибудь другое, въ знакъ того, что крестникъ освобожденъ отъ, прежняго имени. При перемн имени ребенка въ случа болзни обрядъ совершался слдующимъ образомъ: подъ присмотромъ женщины, которая совершала обрядъ, нагревали воду и вливали ее въ корыто; туда же клали дв березовыя втви; одну изъ ниx свивали кольцомъ. Совершавшая обрядъ женщина говорила, обращаясь къ ребенку: "будь такъ же плодовитъ, такъ же здоровъ и крпокъ, какъ береза, съ которой взяты эти втви. Посл этого она бросала въ корыто латунный перстень, пряжку пли вообще какой-нибудь кусокъ латуни, олова или серебряный предметъ и говорила: этимъ я посвящаю тебя; будь такъ же звонокъ и красивъ, какъ эта латунь (или серебро); даю теб новое имя; ты долженъ лучше рости отъ той воды, кото-

рую мы даемъ теб, чмъ отъ той, которой тебя крестилъ священникъ. Будь такъ же счастливъ, какъ тотъ предокъ, имя котораго ты будешь носить". Съ этими словами она обливала водой изъ корыта голову ребенка до трехъ разъ и опрыскивала этой же водой все его тло. Посл этого она говорила: "теперь ты сдлался участникомъ крещенія Адде-набма (названiе обряда) и носишь имя NN; посмотримъ, какъ ты будешь рости теперь". По совершенiи обряда брошенныя въ корыто металлическія вещи вынимались и привязывались ребенку подъ руки, если это былъ мальчикъ, и на груди,- если крещеніе совершалось надъ двочкой. Разставаться съ этимъ амулетомъ нельзя было до достиженія совершеннолтія, по достижении котораго амулетъ вшался на волшебный бубенъ 1).

Мы подробно привели нкоторыя, имющіяся въ нашемъ распоряженіи, свднія по этому вопросу въ надежд, что они будутъ дополнены другими и что впослдствіи такимъ образомъ накопится матеріалъ, который позволитъ съ вроятностью допустить, сперва лишь по аналогiи, существованiе подходящихъ обрядовъ въ сред древняго русскаго населенiя. Параллельно съ этимъ было бы желательно подробное изучені обрядовъ, сопровождающихъ первое время по появленіи ребенка на свтъ среди современныхъ русскихъ крестьянъ. Какъ ни богата въ этомъ отношенiи наша этнографическая литература, тмъ не мене свднія по этому вопросу еще не достаточно полны, вслдствіе чего представляется возможнымъ допустить мысль, что въ качеств переживаній удастся будущимъ изслдователямъ отыскать слды нкоторыхъ обрядовъ, связанныхъ съ древнимъ обычаемъ нареченія ребенка некалендарнымъ именемъ.

Просматривая статью Н. X., помещенную въ XVI книг "Этнографическаго Обозрнія", въ которой приведены "некалендарныя" имена, мн среди нихъ попалась на глаза "Мина" и "Папа", между тмъ какъ эти имена помещены въ ,,Всероссійскомъ Календар" (изданіе И. Д. Сытина и К0) въ алфавитномъ перечн именъ святыхъ съ обозначеніемъ, что Мины бываетъ я. 5, ф. 17, ап. 12, ав. 24, н. 11, д. 10, а Папы-мар. 16. Въ приложеніи къ книжк Н. Суворова: ,, Описаніе Спасообыденной всеградской, что въ Вологд, церкви. Вологда. 1879" - напечатанъ "Общественный приговоръ жителей Вологды". Среди подписей Вологжанъ въ этомъ приговор встрчаются уже упомянутыя въ статьяхъ Н. X. и А. Балова (Эти. Об., кн. ХVШ) имена: 1 разъ Баженъ, 1-Грязной, 3-Дружина, 1-Жданъ, 1-Замятня, 1-Незговоръ, 3-Первой,1-Томило, 1- Третьякъ.

1) Н. Харузинъ: Русскiе Лопари, стр. 179, 180.

Въ сочиненіяхъ А. Е. Мерцалова: "Вологодская Старина, Спб. 1889" и И. К. Степановскаго: "Вологодская Старина. Вологда. 1890", также встречаются некалендарныя имена, а именно, кром именъ, упомянутыхъ въ вышеназванныхъ статьяхъ Н. X. и А. Балова (Баженъ, Безсонъ, Булатъ, Жданъ, Калина и Сотникъ), еще имена: Брага, Булышъ, и Троянъ. Эти имена въ указател именъ святыхъ православной церкви въ "Всероссійскомъ Календар" не встрчаются.

П. Александровъ.

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz