полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

Къ вопросу о времени возникновенія хлыстовщины.

В.Перетцъ.

Этнографическое Обозрніе, кн. XXXVII, Изданіе этнографическаго отдла Императорскаго Общества Любителей Естествознанія, Антропологіи и Этнографии, состоящаго при Московскомъ Университет, 1898, № 2, под редакціей Н.А.Янчука, Москва, Типо-лит. К.Ф.Александрова, Арбатъ, близъ Арбатскихъ вор., дом Платонова, 1898 г.

Въ исторіи русской культуры однимъ изъ крупныхъ событій является образованіе различныхъ религіозныхъ сектъ; въ средніе вка русской образованности - только возникновеніемъ сектъ и ересей можемъ мы измрить и опредлить извстное умственное движеніе посреди' почти двухвкового застоя. Однако вопросъ о происхожденіи нкоторыхъ сектъ, не смотря на усилія многочисленныхъ изслдователей, остается не ршеннымъ, хотя нельзя сказать, чтобы изслдованія были поверхностны и опирались на скудный матеріалъ. Что касается, напримръ, христовщины или хлыстовщины и скопчества, то уже значительное количество матеріаловъ, коими располагали, напр., г. Добротворскій и г Реутскій, показываетъ, насколько цнны эти изслдованія уже въ силу своей строго документальной обоснованности Но если мы попробуемъ поискать, гд и когда въ точности зародились эти религіозныя секты, то натолкнемся на рядъ противоположныхъ другъ другу мнній.

Первое мнніе, которое высказано было Добротворскимъ 1), Мельниковымъ 2), Рудаковымъ 3), къ которому присоединяется и Реутскій4), относитъ возникновеніе хлыстовщнны къ сравнителъно недавнему прошлому - къ XVII вку, и объясняетъ появленіе ея вліяніемъ западноевропейскихъ мистическихъ секть, преимущественно квакеровъ.

Второе мнніе принадлежитъ Н. Барсову 5) и раздляется Рождественскимъ6); оно заключается въ утвержденіи, что секты хлыстовщина и скопчество суть самобытныя явленія русской жизни

1) Проф. Добротворскій "Люди Божьи", изслдованіе. 1869.

2) Мельниковъ. Тайныя секты. Р Встн. 1868. № 3.

3) Прот. Рудаковъ. Исторія правосл. церкви СПБ. 1866 г. *) Реутсвій. Люди Божьи и скопцы. М. 1872. ') Н. Барсовъ, Русскій простонародный мистицизмъ. СПБ. 1869 г. е) Свящ. Аре. Рождественски. Хлыстовщина и скопчество въ Россіи. М. 1882 г.

Щаповъ 1) выводитъ хлыстовщину изъ языческихъ воззрънiй древности, сохранившихся подъ вншнимъ видомъ христiанства.

Какъ бы то ни было - вопросъ о происхожденiи хлыстовщины потребуетъ пересмотра съ появленiемъ новыхъ матерiаловъ. Полагаемъ, что едва-ли справедливо пренебрегать указанiями на сходство хлыстовщины съ богомильствомъ, но нельзя всецло возводить ее въ такую сдую древность, когда нкоторыя документальныя данныя, какъ кажется, могутъ пролить свтъ на этотъ темный вопросъ и склонить насъ въ пользу перваго взгляда, имющаго за собою, если не ошибаемся, большинство мннiй изслдователей.

Вспомнимъ Нкоторыя подробности о возникновенiи хлыстовщины. Хотя по указанiю г. Барсова легенда хлыстовъ возводитъ образованiе секты ко времени Дмитрiя Донского 2), однако боле достоврными являются данныя уже XVII вка. По нимъ въ 1645 г. во Влад. губ. Муромск. у., въ Стародубской волости, на гору Городину сошелъ съ неба на огненной колесниц, окруженный ангелами, "Богъ Саваофъ" Данила Филипычъ - основатель секты. "Сын" его-"Христосъ" родился по преданiю отъ 100-лтней старухи въ 1616 г.; въ 1649 г. онъ получилъ "божество" отъ Данилы Филипыча и сталъ его помощникомъ 3). Нсколько разъ онъ подвергался задержанию со стороны властей и пытк, но благополучно избавлялся.

Основными признаками секты являются безбрачiе, пляска и пророчествованiе, а засимъ - въ противорчiе съ первымъ - свальный грхъ. Добротворскiй, ссылаясь на соч. Нахthausen'а 4), разсказываетъ слдующее, сообщенное скопцами (разграниченiе хлыстовъ и скопцовъ, даваемое свящ. Рождественскимъ, не мшаетъ въ данномъ случа). "Во время моленiя Люди Божiи сажаютъ въ чанъ, наполненный теплой водой, 15-ти или 16-ти лтнюю двицу, которую успли склонить къ оскопленiю разными общанiями. Когда девица усядется въ чанъ, подходятъ къ ней старухи, длаютъ глубокiй надрзъ на ея груди, потомъ отрзываютъ одинъ изъ сосцовъ (лвый) и съ удивительною ловкостью останавливаютъ теченiе крови. Во время этой страшной операцiи даютъ ей въ руки икону св. Духа, чтобы она, углубившись въ благоговйное созерцанiе, легче переносила страшную муку. Потомъ отрзанный членъ тла кладутъ на блюдо, разрзываютъ на мелкiе куски и раздаютъ присутствующимъ еретикамъ, которые дятъ ихъ. Когда кончится это гнусное людодство, двицу сажаютъ на возвышенное мсто, для нея особо устроенное, и все собранiе пускается плясать около нея, припвая: "поплясохомъ, погорохомъ (?) на Сiонскую гору". Пляска длается живе и живе и скоро переходитъ

1) Дло. 1867 г. № 10, стр. 336, 348.

2) Назв. соч , стр. 23.

3) Добротворскiй, стр. 9.

4) Etudes sur la situation interieur, lа viе nationale еt Ies institutions rurales dе lа Russie, раr lе baron dе Нахthausen. 1847 г. Наnowre. v. I, с. IX.

въ истое бшенство; безумие достигаетъ высшей степени; вдругъ свчи гаснутъ, и тогда начинается сцена, для которой напрасно будемъ искать примровъ въ язычеств"... Дитя, родившееся отъ такого общаго, свальнаго грха, считается родившимся отъ Бога.

Таково свидетельство, сообщаемое Нахithаusеnо'мъ, подтверждаемое и другими документальными данными, хотя о. Рождественскiй и отрицаетъ свальный грхъ у скопцовъ, указывая на ихъ воззрнiя на чистоту, въ противоположность хлыстамъ 1).

Мы напомнили объ этомъ съ тою цлью, чтобы при дальнйшемъ читатель имлъ въ виду три главные пункта хлыстовско-скопческаго раднiя: пророчества въ пляски, свальный грхъ и обоготворенiе плодовъ его.

Окончательное мннiе Добротворскаго, указавшаго на возможный путь переноса ученiя-сношенiя югозападной Руси съ Европой, таково:... "если фактически нельзя указать опредленнаго мста и времени, гд и когда заимствованы главныя основы ереси людей божiихъ отъ западныхъ мистиковъ, то по крайней мр боле тмъ съ вероятностью.... можно утверждать, что ересь людей божiихь проникла въ Россiю чрезъ югозападныя страны отъ западныхъ мистиковъ, что ихъ ученiе съ развитiемъ западного мистицизма дополнялось и у насъ, не изменяя своего основного характера и принимая только мстныя черты по соображенiямъ пророковъ людей божiихъ 2).

Мннiе Добротворскаго теперь должно получить еще большую ценность: факты, какiе мы имемъ, и извстiя о протестантской и вообще иноземной пропаганд въ Москв 3) пополняются новымъ матерiаломъ, извлеченнымъ нами изъ рукописи начала XVII вка, находящейся въ Архив Св. Синода въ г. СПБ. Рукопись эта № 326 въ 4-ку написана мелкимъ красивымъ полууставомъ и содержитъ въ себ ,,Просвтитель" Iос. Волоцкаго, Зерцало богословiя, книги мудреца Маркуса о десяти сивиллахъ и рядъ мелкихъ статей, между которыми на л. 326 об. читаемъ статью о еретикахъ-безъ особаго заглавiя.

Въ виду представляемаго ею интереса приводимъ ее цликомъ, не сохраняя во всей точности, вслдствiе типографскихъ затрудненiй, ея палеографическихъ особенностей, не имющихъ въ данномъ случа для насъ особеннаго значенiя.

"Во град Медиолам безумнiи людiе печитающе (81с) Моiсеовы книги перваго закона и нашедше слово еже б раститеся, плодитеся i наполните землю, i единъ безумникъ замыслилъ, а къ его мысли многiя же человцы мужи i жены i дти ихъ пристали, i начаша сходитися i молитися бсосоставною молитвою въ ночи, i попъ ихъ

1) Рождественскiй, назв. соч. стр. 11.

2) Добротворскiй, назв. соч., стр. 31.

3) См. дло Кульмина 1689 года.

облечется въ скверную свою одежду i повелитъ свщи вжечь, i моляся погасить свчи i завопитъ: роститеся, плодитеся i наполните землю, такъ вамъ Богъ приказалъ.

Мужи жъ i отроки, возбснвше и разсвирпвше, i поимше кто жъ по прилучаю жену или двицу, блудъ творяху безстудно. i съ того паденiя зачнется дтищъ у жены или у двицы, i они повдаютъ попу своему, попъ ж(е) пишетъ число дни (л. 327), i имена ихъ, i егда родится отроча, i принесуть его на тожъ мсто, гд сходятся на скверную свою молитву i на смшенiе, i тамъ попы ихъ, огнь складше, сожгутъ дтищъ тотъ, i попелъ его згребутъ, i носятъ вмсто мощей, i какъ новой попъ въ ихъ вр станетъ, i даютъ ему того пепела пити в' вин, i прочихъ безумниковъ прiобщаютъ къ своей скверности тмъ ж(е) пепеломъ, благочестивiи жъ, видъвше злую ихъ скверну, развратиша вру ихъ, i сонмища ихъ сожегоша, i ихъ в' заточенiе разослаша".

Весьма вроятнымъ представляется намъ, что эта или подобныя ей статьи, являвшiяся уже въ начал ХVII вка, предупредили ту пропаганду сектантскихъ мистическихъ идей, о которыхъ говорятъ изслдователи. Правда, въ стать мы не находимъ полнаго совпаденiя съ тмъ, что читали въ свидтельствахъ новйшихъ очевидцевъ хлыстовскихъ раднiй. Но въ произведенiи противника и обличителя, все таки, сохранились основныя черты секты, къ которымъ надо еще причислить кощунственное причащенiе, совершаемое по образцу христiанъ, католиковъ и православныхъ. У насъ хлыстовщина могла принять иную, мстную окраску, но общаго сходства съ тмъ, что знаемъ мы и знали наши предки о Миланскихъ еретикахъ, отрицать нельзя.

В. Перетцъ.

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz