Къ вопросу о времени
возникновенія хлыстовщины.
В.Перетцъ.
Этнографическое Обозр ніе, кн.
XXXVII, Изданіе этнографическаго отд ла
Императорскаго Общества Любителей
Естествознанія, Антропологіи и Этнографии,
состоящаго при Московскомъ Университет , 1898, № 2, под
редакціей Н.А.Янчука, Москва,
Типо-лит. К.Ф.Александрова, Арбатъ, близъ Арбатскихъ вор., дом Платонова, 1898 г.
Въ исторіи русской культуры однимъ изъ крупныхъ
событій является образованіе различныхъ
религіозныхъ сектъ; въ средніе в ка русской образованности - только
возникновеніемъ сектъ и ересей можемъ мы изм рить и опред лить изв стное умственное
движеніе посреди' почти двухв кового застоя. Однако вопросъ о
происхожденіи н которыхъ сектъ, не смотря на
усилія многочисленныхъ изсл дователей, остается не р шеннымъ, хотя нельзя сказать, чтобы изсл дованія были поверхностны и опирались на скудный
матеріалъ. Что касается, наприм ръ, христовщины или хлыстовщины и скопчества, то уже значительное количество
матеріаловъ, коими располагали, напр., г.
Добротворскій и г Реутскій, показываетъ, насколько ц нны эти изсл дованія уже въ силу своей строго документальной обоснованности Но если мы попробуемъ поискать, гд и когда въ точности зародились эти
религіозныя секты, то натолкнемся на рядъ противоположныхъ другъ другу мн ній. Первое мн ніе, которое высказано было Добротворскимъ 1), Мельниковымъ 2), Рудаковымъ 3), къ которому присоединяется и
Реутскій4), относитъ возникновеніе хлыстовщнны къ сравнителъно недавнему прошлому - къ XVII в ку, и объясняетъ
появленіе ея вліяніемъ западноевропейскихъ мистическихъ секть, преимущественно квакеровъ. Второе мн ніе принадлежитъ Н. Барсову 5) и разд ляется Рождественскимъ6); оно заключается въ утвержденіи, что секты хлыстовщина и скопчество суть самобытныя явленія русской жизни 1) Проф.
Добротворскій "Люди Божьи", изсл дованіе. 1869. 2) Мельниковъ. Тайныя секты. Р В стн. 1868. № 3. 3) Прот. Рудаковъ.
Исторія правосл. церкви СПБ. 1866 г. *) Реутсвій. Люди Божьи и скопцы. М. 1872. ') Н. Барсовъ,
Русскій простонародный мистицизмъ. СПБ. 1869 г. е) Свящ. Аре. Рождественски. Хлыстовщина и скопчество въ Россіи. М. 1882 г. Щаповъ 1) выводитъ хлыстовщину изъ языческихъ воззрънiй древности, сохранившихся подъ вн шнимъ видомъ христiанства. Какъ бы то ни было - вопросъ о происхожденiи хлыстовщины потребуетъ пересмотра съ появленiемъ новыхъ матерiаловъ. Полагаемъ, что едва-ли справедливо пренебрегать указанiями на сходство хлыстовщины съ богомильствомъ, но нельзя всец ло возводить ее въ такую с дую древность, когда н которыя документальныя данныя, какъ кажется, могутъ пролить св тъ на этотъ темный вопросъ и склонить насъ въ пользу перваго взгляда, им ющаго за собою, если не ошибаемся, большинство мн нiй изсл дователей. Вспомнимъ Н которыя подробности о возникновенiи хлыстовщины. Хотя по указанiю г. Барсова легенда хлыстовъ возводитъ образованiе секты ко времени Дмитрiя Донского 2), однако бол е достов рными являются данныя уже XVII в ка. По нимъ въ 1645 г. во Влад. губ. Муромск. у., въ Стародубской волости, на гору Городину сошелъ съ неба на огненной колесниц , окруженный ангелами, "Богъ Саваофъ" Данила Филипычъ - основатель секты. "Сын" его-"Христосъ" родился по преданiю отъ 100-л тней старухи въ 1616 г.; въ 1649 г. онъ получилъ "божество" отъ Данилы Филипыча и сталъ его помощникомъ 3). Н сколько разъ онъ подвергался задержанию со стороны властей и пытк , но благополучно избавлялся. Основными признаками секты являются безбрачiе, пляска и пророчествованiе, а засимъ - въ противор чiе съ первымъ - свальный гр хъ. Добротворскiй, ссылаясь на соч. Нахthausen'а 4), разсказываетъ сл дующее, сообщенное скопцами (разграниченiе хлыстовъ и скопцовъ, даваемое свящ. Рождественскимъ, не м шаетъ въ данномъ случа ). "Во время моленiя Люди Божiи сажаютъ въ чанъ, наполненный теплой водой, 15-ти или 16-ти л тнюю д вицу, которую усп ли склонить къ оскопленiю разными об щанiями. Когда девица усядется въ чанъ, подходятъ къ ней старухи, д лаютъ глубокiй надр зъ на ея груди, потомъ отр зываютъ одинъ изъ сосцовъ (л вый) и съ удивительною ловкостью останавливаютъ теченiе крови. Во время этой страшной операцiи даютъ ей въ руки икону св. Духа, чтобы она, углубившись въ благогов йное созерцанiе, легче переносила страшную муку. Потомъ отр занный членъ т ла кладутъ на блюдо, разр зываютъ на мелкiе куски и раздаютъ присутствующимъ еретикамъ, которые дятъ ихъ. Когда кончится это гнусное людо дство, д вицу сажаютъ на возвышенное м сто, для нея особо устроенное, и все собранiе пускается плясать около нея, прип вая: "поплясохомъ, погорохомъ (?) на Сiонскую гору". Пляска д лается жив е и жив е и скоро переходитъ 1) Д ло. 1867 г. № 10, стр. 336, 348. 2) Назв. соч , стр. 23. 3) Добротворскiй, стр. 9. 4) Etudes sur la situation
interieur, lа viе nationale еt Ies institutions rurales dе lа Russie, раr lе baron dе Нахthausen. 1847 г. Наnowre.
v. I, с. IX. въ истое б шенство; безумие достигаетъ высшей степени; вдругъ св чи гаснутъ, и тогда начинается сцена, для которой напрасно будемъ искать прим ровъ въ язычеств "... Дитя, родившееся отъ такого общаго, свальнаго гр ха, считается родившимся отъ Бога. Таково свидетельство, сообщаемое Нахithаusеnо'мъ, подтверждаемое и другими документальными данными, хотя о. Рождественскiй и отрицаетъ свальный гр хъ у скопцовъ, указывая на ихъ воззр нiя на чистоту, въ противоположность хлыстамъ 1). Мы напомнили объ этомъ съ тою ц лью, чтобы при дальн йшемъ читатель им лъ въ виду три главные пункта хлыстовско-скопческаго рад нiя: пророчества въ пляски, свальный гр хъ и обоготворенiе плодовъ его. Окончательное мн нiе Добротворскаго, указавшаго на возможный путь переноса ученiя-сношенiя югозападной Руси съ Европой, таково:... "если фактически нельзя указать опред леннаго м ста и времени, гд и когда заимствованы главныя основы ереси людей божiихъ отъ западныхъ мистиковъ, то по крайней м р бол е т мъ съ вероятностью.... можно утверждать, что ересь людей божiихь проникла въ Россiю чрезъ югозападныя страны отъ западныхъ мистиковъ, что ихъ ученiе съ развитiемъ западного мистицизма дополнялось и у насъ, не изменяя своего основного характера и принимая только м стныя черты по соображенiямъ пророковъ людей божiихъ 2). Мн нiе Добротворскаго теперь должно получить еще большую ценность: факты, какiе мы им емъ, и изв стiя о протестантской и вообще иноземной пропаганд въ Москв 3) пополняются новымъ матерiаломъ, извлеченнымъ нами изъ рукописи начала XVII в ка, находящейся въ Архив Св. Синода въ г. СПБ. Рукопись эта № 326 въ 4-ку написана мелкимъ красивымъ полууставомъ и содержитъ въ себ ,,Просв титель" Iос. Волоцкаго, Зерцало богословiя, книги мудреца Маркуса о десяти сивиллахъ и рядъ мелкихъ статей, между которыми на л. 326 об. читаемъ статью о еретикахъ-безъ особаго заглавiя. Въ виду представляемаго ею интереса приводимъ ее ц ликомъ, не сохраняя во всей точности, всл дствiе типографскихъ затрудненiй, ея палеографическихъ особенностей, не им ющихъ въ данномъ случа для насъ особеннаго значенiя. "Во град Медиолам безумнiи людiе печитающе (81с) Моiсеовы книги перваго закона и нашедше слово еже б раститеся, плодитеся i наполните землю, i единъ безумникъ замыслилъ, а къ его мысли многiя же челов цы мужи i жены i д ти ихъ пристали, i начаша сходитися i молитися б сосоставною молитвою въ ночи, i попъ ихъ 1) Рождественскiй, назв. соч. стр. 11. 2) Добротворскiй, назв. соч., стр. 31. 3) См. д ло Кульмина 1689 года. облечется въ скверную свою одежду i повелитъ св щи вжечь, i моляся погасить св чи i завопитъ: роститеся, плодитеся i наполните землю, такъ вамъ Богъ приказалъ. Мужи жъ i отроки, возб сн вше и разсвир п вше, i поимше кто жъ по прилучаю жену или д вицу, блудъ творяху безстудно. i съ того паденiя зачнется д тищъ у жены или у д вицы, i они пов даютъ попу своему, попъ ж(е) пишетъ число дни (л. 327), i имена ихъ, i егда родится отроча, i принесуть его на тожъ м сто, гд сходятся на скверную свою молитву i на см шенiе, i тамъ попы ихъ, огнь складше, сожгутъ д тищъ тотъ, i попелъ его згребутъ, i носятъ вм сто мощей, i какъ новой попъ въ ихъ в р станетъ, i даютъ ему того пепела пити в' вин , i прочихъ безумниковъ прiобщаютъ къ своей скверности т мъ ж(е) пепеломъ, благочестивiи жъ, видъвше злую ихъ скверну, развратиша в ру ихъ, i сонмища ихъ сожегоша, i ихъ в' заточенiе разослаша". Весьма в роятнымъ представляется намъ, что эта или подобныя ей статьи, являвшiяся уже въ начал ХVII в ка, предупредили ту пропаганду сектантскихъ мистическихъ идей, о которыхъ говорятъ изсл дователи. Правда, въ стать мы не находимъ полнаго совпаденiя съ т мъ, что читали въ свид тельствахъ нов йшихъ очевидцевъ хлыстовскихъ рад нiй. Но въ произведенiи противника и обличителя, все таки, сохранились основныя черты секты, къ которымъ надо еще причислить кощунственное причащенiе, совершаемое по образцу христiанъ, католиковъ и православныхъ. У насъ хлыстовщина могла принять иную, м стную окраску, но общаго сходства съ т мъ, что знаемъ мы и знали наши предки о Миланскихъ еретикахъ, отрицать нельзя.
В. Перетцъ.
|