|
|
|
|
|
Язычество и все что с ним связано. |
Предыдущая Следующая
Буйные ветры, ходячие облака, грозовые тучи, быстро мелькающая молния — все эти различные явления на поэтическом языке назывались небесными конями. Сравни: вихрь и завихоривать — ехать быстро; слово стрелять употребляется в значении: ринуться, устремиться, прянуть: “конь стрелял в лес”. Здесь скорый, стремительный бег коня сближается с полетом стрелы, которая служила самою обыкновенною метафорой молнии 83. В народных загадках ветры и грозы сравниваются с быстроногими конями: “отцова сундука (= земли) не поднять, матушкина столечника (= снежного покрова) не сорвать, братнина коня не поймать”, т. е. ветра; или:
У батюшки жеребец —
Всему миру не сдержать ( = ветер);
У матушки коробья —
Всему миру не поднять ( = земля);
У сестрицы ширинка —
Всему миру не скатать ( = дорога) 84.
“Стукотит, гуркотит, як сто коней бежит” = гром; то же означают и следующие загадки: “сивой жеребец на все царство ржет”, “сивый жеребец по полю ржет, а везде слышно”; следоват., грохот громовой тучи уподобляется ржанию и топоту бегущих коней. Особенно интересен вариант: “кобыла заржет на турецкой горе, жеребец откликнется на сионской горе” = молния и гром 85. Громовый конь ржет на горах, т. е. в тучах, потому что гора есть древнейшая метафора облака. Подобная же загадка есть у литовцев: “вдалеке ржет конь, а вблизи узда звенит” = удар грома 86. Этим чудесным коням принадлежит весьма видная роль в народных эпических сказаниях. Как олицетворения порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифическими птицами; с другими же дополнительными эпитетами: огненный, огнедышащий, с ясным солнцем или меся(312)цем в лбу, с частыми звездами по бокам 87, золотогривый, золотохвостый или просто золотой — конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи; самая сбруя на таком коне бывает золотая 88. В старинном византийском романе, встречающемся в наших рукописях под названием “Девгениева жития”, упоминаются три волшебные коня, “рекомые: Ветреница, Гром и Молния” 89; в сказке об Иване Кручине выведены кони Ветер и Молния, которые так легки на ногу, что никто не в состоянии обогнать их 90; армянские сказки знают коня-вихря и коня-облако 91, а новогреческие коня-молнию 92. Вообще богатырские кони наших былин и сказочного эпоса с такою легкостью и быстротою скачут с горы на гору, через моря, озера и реки, отличаются такою величиною и силою, что нимало не скрывают своего мифического происхождения и сродства с обожествленными стихиями. Бурый конь Дюка Степановича славен был своими крыльями; русские, сербские и словацкие сказки часто говорят о крылатых лошадях: так один богатырь отбивает у змея коня о двенадцати крыльях, с серебряной шерстью, с золотою гривою и золотым хвостом 93, а другой разыскивает кобылицу, которая каждый день облетает вокруг света, которая когда пьет — на море волны подымаются, а станет чесаться — столетние дубы падают 94; по свидетельству сербской песни, у воеводы Момчила был крылатый конь и сабля “са очима”, т. е. конь-туча и сабля — быстрозоркая молния 95. И немецкие и славянские предания рассказывают о лошадях, которые носятся по воздуху, спускаются в горные ( == облачные) пещеры и морскую глубь (= дождевые хляби) и взбираются на гладкую стеклянную гору (= небо) 96. Вот что повествуют валахские сказки о быстроте богатырских коней: царевна спасается бегством от дракона; как только уселась она на своего коня, чудесное животное поднялось от земли и с изумительною скоростью помчалось вдаль. Через несколько времени говорит конь: “милая царевна! оглянись — не приметишь ли чего?” Она оглянулась и увидела позади себя огромного дракона, который уже настигал ее. “О скорей, скорей! позади нас дракон!” — закричала царевна. — Как тебе хочется, чтобы я летел: как ветер или как мысль? — спросил конь. “Как ветер!” — отвечала испуганная царевна и с быстротою вихря понеслась по воздуху. Через несколько времени снова говорит конь: “оглянись, нет ли чего?” Царевна оглянулась и опять вскрикнула: “о быстрее, быстрее! дракон настигает нас!” — Как хочешь, чтобы я летел: как ветер или как мысль? — спрашивает конь. “Как мысль!” — отвечала царевна, и в то же мгновение конь с царевною опустился в большой город — цель (313)их поспешного бегства 97. В русской былине рассказывается об Илье-Муромце, т. е. о Перуне, место которого заступает он в народном эпосе:
Предыдущая Следующая
|
|
|
|
|
|