полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая

Возьмем идеи западноевропейских сказок. "Кот в сапогах": - парень оставшийся с одним котом без наследства, приставляет коту, можно сказать "нож к горлу". Мол, я тебя съем, а шкуру на рукавицы спущу. Кот сразу все делает будущему "маркизу - Карабасу", под угрозой жизни. Или оскорбление феи в "Спящей красавице". "Вы меня не пригласили мол, золотой прибор не поставили - я вам за это жестоко отомщу", и т.д. То есть насилие, плюс оскорбления и угрозы равняется результату.
Русь - Иван отправляется в долгий путь имея минимум неприкосновенного запаса - краюху хлеба. Сможет ли он заработать, поесть или же умрет с голода? Он не знает. Да и где в темном, дремучем бору, например, найти себе еду? Но он отдает последнее более слабому человеку, не думая о себе. И за широту души, открытость, доброту, а не за насилие - имеет свой "летучий корабль".
Идея запада - рационализм, угроза (философия насилия). Земное, материальное.
Идея России - открытость, щедрость души, любовь к ближним (горнее)

Заключение.

Когда меняются идеалы, разрушается старый уклад, привычный образ жизни, меняются стереотипы мышления, то это шок, стресс. Нужно время, чтобы прийти в себя и оправиться. Древнекитайское проклятие звучало примерно так: "Чтобы тебе жить в век перемен". Россия переживает именно это время. Переходный период, когда старые идеалы разрушены - образуется духовная пустота. Нужна новая идея, толчок к дальнейшему развитию, духовному возрождению. Отсюда снова большой интерес у русских людей вызывает своя древняя история и национальная культура.
Уже многие педагоги, ученые говорили о том, что духовно-нравственные традиции русского народа необходимы к изучению в современной школе. В тетради по 5 классу для учащихся по курсу "Нравственной грамматики" и методических пособиях для учителей разработаны и приведены ряд примеров из культурного духовно-нравственного наследия наших предков. Например, детям дается отрывок из "Поучения", Владимира Мономаха (написанного им своим потомкам в 11в.). Предлагалось прочитать отрывок, и ответить на ряд вопросов: "...Куда бы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришел, можете почтить его подарком, то пищей и питьем, ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите". 1. О чем заботился автор, давая поучение своим детям? 2. Вспомните, что говорят ваши родители, наставляя вас? 3. Почему, когда человек умирает, его вспоминают, в первую очередь, каким он был, а не кем работал? Что остается в памяти людей о человеке?" (стр.22 *21 ). Л.В.Каршинова проводила работу по становлению духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры: "Отмечены случаи, когда ученики выражали просьбу раскрыть интересующие их проблемы, незапланированные учителем на данной ступени обучения. Так ученики 3 класса просили ответить на вопрос: "Почему в русских сказках всегда три дороги, три сына, три героя и т.д.?" Проблема решалась совместно в течение нескольких уроков и имела продолжение на следующих ступенях обучения". (стр.12-13 *22). При разборе темы - "Что, значит, уважать людей"? (7класс), вместе с разбором темы приводился обзор исторических примеров с различных культур мира. Указывалось, что в древней Руси также почитали отца с матерью, и спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. В заключение урока учитель говорил, что тем, кем ты станешь в будущем, ты обязан своим родителям, их опыту, мудрости и знаниям. В ходе уроков, у детей в игровой форме вырабатывалось понимание основных нравственных понятий. Например, в обычном разговорном приветствии - здравствуйте, в древности вкладывалось пожелание здоровья другому человеку. Такое пожелание можно было давать только с открытым сердцем. Игровая ситуация: - школьники разделялись на несколько групп. Им предлагалось следующее задание: - "Вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается вооруженный до зубов отряд, на узкой дороге. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит поставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?". Школьники (6 класс) с удовольствием искали выход из этой ситуации. Выход нашли не все - два вождя положили оружие, подошли друг к другу и протянули открытые ладони. Учитель задавал вопросы почему, а дети сами с энтузиазмом отвечали, что в открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и означают, что никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие, как знак полного доверия к другому человеку.

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz