|
|
|
|
|
Язычество и все что с ним связано. |
Предыдущая Следующая
Многие элементы православия были близки русскому народу. Само слово - православие русского происхождения. Его можно разделить на две составляющие - слава и правь. Например, та самая идея - Троицы. Здесь не случайно расхождение с западной церковью (католичеством). В архитектуре - ранние христианские русские церкви имеют ярко выраженную языческую символику. Многие древние традиции русского народа, обряды слились с христианскими праздниками. Православные святые заменили многих языческих богов. "День рождества Св. Иоанна Предтечи (24июня) составляет один из особенно торжественных праздников не только в славянском мире, но и почти во всей Европе, он приходится примерно на день летнего солнцестояния. Праздник этот известен под названием Ивана Купало. Прежде всего скажем, что во время славянского язычества Купало был бог плодов земных... С истреблением внешнего идолослужения при введении веры христианской в России, понятия тогда преобладавшего язычества, внедрясь в дух и быт народа, проявлялись в древних праздниках и поверьях, даже христианские торжества церкви получили названия языческих, как например: русальная неделя, Купало, радоница и проч...". (стр. 66-67.*19). Упоминание о бурных празднествах этого древнего торжества, есть и в Стоглаве, и на страницах Псковской летописи 16в., и в "Истории русской церкви "Макария, священослужители в один голос жалуются на "сатанинские песни и пляски", пьянство, оргии и прочие "богомерзкие" дела. Еще одним подтверждением того, что языческие верования глубоко сидят в подсознании русского народа, это то что, еще одним объектом поклонения на Руси стала Мария. Пожалуй, она заняла центральное место (не предусмотренное догматикой) в сознании приверженцев православия. Этот далеко не самый важный евангельский персонаж принял на себя то, что раньше предназначалось Рожаницам и Мокоши. Она и воспринималась с чисто языческих позиций, как "вододательница", "спорительница" хлебов, то есть несла и функции аграрного божества. Еще один характерный пример связанный с пророком Ильей, в нем отчетливо прослеживаются черты Перуна. Поэтому за ним и закрепилось прозвище - Илья Громовик. Все православные святые играли роль заступников целителей. Каждый из них имел свою "специализацию". Так христианский епископ Власий переквалифицировался в покровителя скотоводства (видимо по созвучию с Велесом). Считалось, что Иван-Креститель помогает от головной боли, Антипа от зубной, преподобный Марон от лихорадки. Так можно продолжать до бесконечности. История иконы на Руси так же имеет довольно любопытную особенность. Согласно христианским догматам сверхъестественной силой обладает вовсе не икона. Главный аспект - вера молящегося. Но фактически с самого начала христианизации на Руси стали, поклонятся ей, как самостоятельному объекту. Иконы всячески старались умилостивить. Зажигали курения, создавали драгоценные оклады. Когда икона не оправдывала надежд, то ее могли и наказать. Например, выкинуть, спрятать в чулан и т.п. Следующий отголосок древних традиционных представлений наших предков - яйцо, без которого немыслима сейчас русская пасха. Яйцо - это символ жизни, космоса. Тайна бессмертия, ведь именно в яйце хранится "Кащеева смерть". Именно из яйца появляются три царства - золотое, серебряное и медное. Одна из самых популярных тем древнеславянской мифологии - тема змееборчества, а именно поражение Велеса Перуном (в сказках существует множество вариантов). Именно поэтому так хорошо прижился образ святого Георгия поражающего дракона, в православной Руси. Хотя многие историки подчеркивают балтское происхождение - Перуна (по лит. - Перкунас). Но другие исследователи подчеркивают общность индоевропейских культур. В древнеславянском языке слово "перун" - обозначало молнию, "перуница" - зарница (Перун - был бог грозы и покровитель княжеского, воинского сословия).
Предыдущая Следующая
|
|
|
|
|
|