|
|
|
|
|
Язычество и все что с ним связано. |
Предыдущая Следующая
Шестое. Эллиль, в отличие от других шумерских Богов, не знает раскаяния и не испытывает ужаса от совершенного потопа, проявляя божественную нечеловечность:
"Эллиль, как только туда он прибыл,
Увидев корабль, разъярился Эллиль,
Исполнился гневом на богов Игигов:
"Какая это душа спаслася?
Ни один человек не должен был выжить!"
Однако он признает авторитет разума, решения коллектива Богов и высшую справедливость, требующую, чтобы безвинные не пострадали вместе с виновными:
"Эа уста открыл и молвит,
Ему вещает, Эллилю, герою:
"Ты - герой, мудрец меж богами!
Как же, как, не размыслив, потоп ты устроил?
На согрешившего грех возложи ты,
На виноватого вину возложи ты,-
Удержись, да не будет погублен, утерпи, да не будет повержен!"
И Эллиль, признав совершенную им несправедливость и неразумность содеянного, воздает честь Утнапишти, который прошел через это жестокое испытание, оставшись человеком. Он наделяет его вместе с женой бессмертием, признавая право Утнапишти на участие в собрании Богов. Яхве никогда не признает своей несправедливости или недостаточной разумности своих действий, и подчеркивает своё бесконечное превосходство и над людьми, и над любыми другими существами. (Равным образом ортодоксальные христиане признали Божественность Христа не как человека, достигшего высокого уровня развития, но как изначального воплощения самого Бога.)
Способность слышать других, осуждение наказания безвинных, подчинение справедливому суду и компенсация по справедливости ущерба, нанесенного безвинно наказанным, - одно из условий гуманного и экологического порядка.
И седьмое отличие. В библейском мифе потоп приводит к заключению договора-завета, который ужесточает власть человека над всякой живой тварью и землей, превращая его в устрашающий бич для природы, осуществляющий волю Бога Израиля по отношению к земле. В шумерском же мифе нет заключения какого-либо договора-завета, но Боги делают выводы для себя о своей ошибке и ее ужасающей цене, поставив высшую справедливость над собой и людьми равным образом.
Предыдущая Следующая
|
|
|
|
|
|