полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

Годъ 11-й
Кн. XLII.
Этнографическое обозрнiе.
Изданiе Этнографическаго Отдла
Императорскаго Общества Любителей Естествознанiя, Антропологiи и Этнографiи,
Состоящаго при Московскомъ Университет.
1899, № 3.
Подъ редакцiей
Н.А.Янчука.
Москва.
Т-во Скороп. А.А.Левенсонъ. Коммиссiонеры Императорскаго Общества Любителей Естествознанiя въ Москв, Петровка, д. 22.
1899.

 
 

Врованiя крестьянъ Тульской губернiи.


 

А. Колчинъ.

Учитель Старухинскаго уч-ща, Чернск. У., Тульск. г.
 
20 мая, 1892 года.

 
 

ПРЕДИСЛОВIЕ.


 

Сообщаемыя ниже свднiя получены мною изъ непосредственныхъ разспросовъ крестьянъ с-ца Старухина и окольныхъ деревень, расположенныхъ около него кольцомъ. Сельцо Старухино, въ которомъ я завдую училищемъ, находится въ Чернскомъ узд, Тульской губернiи, у самой границы Мценскаго узда, Орловской губернiи. Окольныя съ нимъ деревни- село Ползиково, Хмелинки и Кукуевка-Чернскаго узда, а Протасово и Чапкино-Мценскаго. Вс эти Селенiя отстоятъ отъ Старухина въ одной, двухъ, и самая дальняя д. Хмелинки-въ трехъ верстахъ. Въ полученiи матерiала для отвтовъ мн помогли мой помощникъ по училищу-крестьянинъ с-ца Протасова и ученики старшаго отдленiя старухинскаго же училища. Я диктовалъ имъ вопросы о врованiи изъ программы 1), а они на основанiи ихъ разспрашивали своихъ родныхъ и отвчали мн. Отвты на извстные вопросы при случа иллюстрируются подходящими народными разсказами на данную тему. Вотъ этотъ-то матерiалъ, доставленный другими и сличенный съ собраннымъ мною лично матерiаломъ, и послужилъ содержанiемъ настоящей статьи.

При этомъ считаю долгомъ сказать, что вс отвты безъ указанiя на какую-либо деревню нужно относить ко всмъ означенцымъ мною деревнямъ; отвты съ обозначенiемъ и многiе разсказы не надо понимать такъ, какъ бы они исключительно принадлежали одной только деревн. Напротивъ, вс означенныя свднiя обращаются во всхъ упомянутыхъ деревняхъ, и если я указываю на деревню, то потому только, что въ этой деревне я встртилъ боле определенный и ясный отвтъ на поставленный вопросъ. О себ скажу, что, собирая и записывая свднiя, я старался по возможности въ сжатомъ вид передать ихъ со всми чертами наивности и искренней неподдльности.

1) Т. е. изъ брошюры "Вопросные пункты по обычному праву и врованiямъ", изданной Этнографическимъ Отдломъ. Ред.

Этнограф. Обозр. ХLII.

I. Небо, свтила, физическiя явленiя.


 
 

1. Нeбo.


 
 

Представленiе нашихъ крестьянъ о неб различно. Одни говорятъ, что небо состоитъ изъ "ничего, одно слово Божiе". Нтъ, возражаютъ другiе: небо состоитъ изъ "воздуха, перемшаннаго cъ дымомъ". Третьи толкуютъ, что небо состоитъ изъ "хрустальнаго вещества и выкрашено синею краскою", оттого оно и кажется синимъ. Небо похоже на огромную хрустальную чашу, которая, будучи опрокинута вверхъ дномъ, своими краями опирается на землю. Значитъ небо своими краями сходится съ землей.

На самомъ дл, это такъ и есть. Когда-то русскiе бились съ татарами и одержали надъ ними побду. Татары бжали. Русскiе гнались за ними и догнали до самаго края свта, гд небо съ землей сходится. Страхъ напалъ на русскихъ, что они нашли конецъ свта; имъ ужъ некуда было гнаться за татарами, и они вернулись назадъ. Надо полагать, что и на краю свта есть люди, вдь pyccкie же были, и тамъ (шутливо говорятъ) "двки и бабы, когда пряжу отпрядутъ, на небо вмсто полки прялки кладутъ".

Многiе изъ крестьянъ не врятъ, что небо своими краями опирается на землю. Они утверждаютъ, что татары отъ русскихъ ушли въ море, а русскiе были только на краю суши и вернулись.

Небо не опирается на землю, а обхватываетъ ее кругомъ, сверху и снизу, и держится на трехъ столбахъ, а столбы т находятся въ раю, гд жили первые люди. Здсь и начало неба, а конца не находятъ. Да и нтъ его, потому что наша земля плоска, какъ столъ, и кругла, какъ блинъ. А есть ли у круга концы? - ихъ нтъ. Если и считаютъ началомъ неба рай, то вотъ почему: отсюда Господь сталъ творить все видимое и невидимое, отсюда и ходъ на небо. Рай, гд жили первые люди, отъ насъ очень далеко, значить и начало неба также далеко. Считаютъ его за старымъ Iерусалимомъ, по направленiю млечнаго пути - Божьей дороги, въ разстоянiи трехъ сотъ миллiоновъ верстъ. На неб есть все, что и на земл, и тамъ присутствуетъ Самъ Господь. Высота небесная для простого человка неизъяснима. Говорятъ, что первое небо выше облаковъ на столько, на сколько облака поднимаются отъ земли. Небо не одно, а семь небесъ, и на нихъ

живутъ люди разной вры, только на седьмомъ неб находится самъ Богъ со престоломъ и ангелами. Подъ нами есть небо, и подъ землей живутъ люди. Это видли некоторые благочестивые люди, когда имъ небо открывалось. Тогда и видли на неб великое ciянie. Большое открытiе неба было при крещенiи I. Христа.

Иногда небо открывается во время грозы, и тогда на немъ видна бываетъ огненная колесница, и выше его, вдали, виднется синева второго неба. Въ это время открываетъ и закрываетъ небо, по словамъ однихъ, пророкъ Илья со святыми ангелами, а по словамъ другихъ-св. апостолъ Петръ и Павелъ. Не всякiй человкъ можетъ видть небо открытымъ, а только святые и непорочные люди. Когда-то давно была гроза, и небо открылось. Тогда некоторые чистые душой старики и старухи видли на неб, какъ разъзжалъ на бломъ кон и разгонялъ нечистую силу какой-то старецъ. На неб же видли и дневной свтъ. Полагаютъ, что старецъ этотъ не кто иной, какъ пророкъ Божiй Илья, а дневной свтъ, какъ самостоятельная сила, находится на неб.

Что подъ землей есть люди, приводится разсказъ объ одномъ дьячк, который былъ тамъ и видлъ людей. Въ одномъ мст, когда-то въ старину, только что выстроенная церковь внезапно провалилась сквозь землю и образовала глубокую, почти бездонную яму, равную длиной и шириной этой церкви. Православный народъ очень тужилъ о ней, но дьячекъ изъ прихода вызвался достать ее. Онъ посовтовалъ прихожанамъ купить хорошаго большого вола, ободрать съ него кожу и разрзать ее на ремни. Когда это было сдлано, дьячекъ веллъ связать между собою ремни привязать его самого къ одному концу накрпко и опускать въ яму. На дорогу съ собой онъ взялъ гусли (онъ былъ гусляръ), и когда его опускали, онъ все время игралъ на нихъ. Наконецъ, видитъ дьячекъ, что у народа ремень весь вышелъ, и онъ виситъ надъ бездной. Всматривается внизъ и видитъ-внизу подъ нимъ блеститъ крестъ провалившейся церкви. Вотъ онъ надвязываетъ отъ себя ремень кое-чмъ и благополучно спускается на крышу церкви. Сойдя съ церковной крыши на землю, онъ началъ играть на гусляхъ. Тамошнiй народъ, услышавши игру на гусляхь, сбжался со всхъ сторонъ къ дьячку и окружилъ его. Игра на гусляхъ народу очень понравилась, и они пожелали купить ихъ у дьячка. А дьячекъ за гусли просилъ провалившуюся церковь.

Народъ не соглашался отдать церковь: имъ жалко было разстаться съ нею, такъ какъ они уже начали въ колокола звонить и справлять въ ней вс т же церковныя службы, что и у насъ служатъ, и просили дьячка только научить ихъ играть. Дьячекъ выучилъ ихъ играть и за гусли все-таки взялъ обратно церковь. Соскучилось дьячку подъ землей, и онъ сталъ просить ихъ, чтобъ они, отдавъ ему церковь, вывели его на поверхность земли, - и такъ уже онъ живетъ у нихъ трое сутокъ. Они показали ему небольшую дорожку, по которой онъ можетъ выйти изъ-подъ земли, и онъ действительно по этой дорожк вышелъ прямо къ дверямъ своего дома. Тутъ же увидлъ и церковь,-она стояла на своемъ прежнемъ мст. Спросилъ дьячекъ своихъ прихожанъ: сколько дней онъ пробылъ въ дорог? Ему отвчали: ровно три года. Дивился дьячекъ, что ему подъ землей три года показались за три дня.


 
 

2. Солнце.


 
 

На неб находятся солнце, луна и звзды. Все это-творенiе Бога и повинуется Его святой вол. Смотря на солнце и луну, мы видимъ ихъ светлыми кругами и больше ничего. Мы не можемъ знать ихъ природу и видимъ ихъ потому только, что они со звездами и кометами одты въ сiянiе. Это ихъ одежда, данная .имъ Богомъ для небеснаго украшенiя (Старухино).

Солнце-женское лицо. Оно здитъ днемъ по небу на диван, устроенномъ изъ звздъ. Одежда его разноцветная и вся усыпана звздами и алмазами. На ночь солнце уходитъ въ свой домъ. Дома у него есть мать, братья и сестры. Они смняютъ солнце при обход неба, такъ что сестры, братья и мать имютъ такую же природу, какъ и само солнце. При восход и закат солнце кажется краснее и больше оттого, что оно приближается къ земл, и потому лучше и краше видно его, а въ полдень удаляется отъ земли, и отъ этого оно кажется меньше и блдне. Солнце, какъ женское лицо, ночью здить боится, поэтому ночью его смняетъ братъ- мсяцъ. (Хмелинки). Солнце любитъ обходить небо днемъ,-тогда ему веселе, и когда оно окончитъ свой путь, то придетъ ночевать ко двору, встретитъ тамъ брата-месяца и скажетъ ему: "Ну, братецъ-мсяцъ, ступай ты на свой чередъ; обходи небо и смотри на землю, кто тамъ спитъ и кто нт, и мн скажи". Если ночью

вс люди спали и везде было смирно, то утромъ солнце взойдетъ радостное, веселое-и день будетъ хорошiй. Если же народъ велъ себя ночью несмирно, то солнце встанетъ пасмурное-и днемъ будетъ плохая погода. (Ползиково).

Что солнце-женщина, именно девушка, единственная дочь матери, объ этомъ передается такой разсказъ:-Одинъ путникъ зашелъ далеко на западъ, туда, гд небо съ землей сошлось, и тамъ увидлъ дверь, въ которую и постучался, прося себе ночлга. Черезъ несколько времени дверь отворилась, на пороге показалась преклонныхъ лтъ старушка со свечей въ рук и непривтливо спросила путника: "Кто тутъ? кого недобрая принесла?"- "Прикрой, бабушка, отъ темной ночи", говорилъ путникъ, еле переводя духъ отъ усталости. "Иди", отозвалась старуха. Путникъ вошелъ въ сни, а старуха захлопнула дверь и задвинула ее запоркой. Войдя въ избу, путникъ замтилъ, что въ изб никого не было, кром одной старухи. Старуха собрала ему поужинать и тотчасъ после ужина уложила его спать въ отдельную каморку, не распрашивая его, кто онъ такой, откуда и куда идетъ. Путника это удивляло. Не усплъ онъ заснуть, какъ слышитъ, что въ избу кто-то вошелъ. Онъ слышитъ разговоръ старухи съ вошедшимъ, и ему вдругъ сделалось не только тепло, но даже жарко. Путнику захотелось видть, съ кмъ это старуха бесдуетъ, да еще такъ любовно, радостно, а выйти изъ-за перегородки не сметъ. Онъ отыскиваетъ въ стн дырочку, чтобы посмотреть, но черезъ дырочку ничего не видно. Только слышитъ голосъ старухи: "Садись, мое дитятко! Небось, моя дочка, уморилась?"-"Нтъ, нтъ, моя матушка!" зазвучалъ молодой двичiй голосъ. У путника сильне разжигается желанiе видть, съ кмъ это старуха говоритъ, и онъ находитъ въ стн щель. Взглянулъ онъ въ щель и увидлъ садившуюся на стулъ девушку неописанной красоты. Путника поразила такая красота девицы. Смотря въ щель, онъ еще боле удивлялся черезчуръ яркому свту въ изб и сильной жар, которую чувствовалъ. Онъ сталъ внимательнее глядеть черезъ щель во всё стороны избы и увидль, что старуха вешала что-то на крючекъ, вколоченный въ стну. Это была прекрасная одежда девушки: она блестела, горла, какъ огонь, и была очень ясна. Путникъ не могъ оторвать глазъ, все глядлъ то на одежду, повшенную на крючекъ, то на красави-

цу-двицу. У двицы были соразмерной величины крылья, она сидела на стул за столомъ и просила у матери сть. "Ну, матушка", говорила она, "дай мн чего-нибудь поесть!" Старушка захлопотала. Скоро на стол появились разныя яства, и начался ужинъ красавицы, который продолжался недолго. Посл ужина, помолившись Богу, красавица стала ложиться спать. Легла она на диванъ и попросила свою мать прикрыть одежду ея простынкой. Какъ скоро старуха исполнила просьбу дочери, покрыла ея одянiе простынкой, въ изб настала темнота и тишина. Пришла ночь. Вс спали. Путникъ отвернулся отъ стны и тотчасъ заснулъ. На другой день поутру онъ проснулся рано, старуха съ дочкой еще спали. Старуха проснулась первая и, умывшись, помолившись Богу, сказала дочери: "вставай, мое дитятко, и принимайся-ка за свою должность!" Перекрестясь, девушка тотчасъ вскочила съ дивана, умылась, помолилась Богу и сла завтракать, такъ какъ на стол уже былъ приготовленъ матерью завтракъ. Посл завтрака девушка надела свое платье-и опять заблестело въ изб, какъ вчера вечеромъ. "Прощай, матушка!" сказала красавица матери, выходя изъ избы,-"Прощай, мое дитятко, Солнышко ясное, распрекрасное! Счастливый путь!"-Покорно благодарю, матушка!" было отвтомъ красавицы, и она улетала изъ избы. Старуха подошла къ дверямъ каморки, гд путникъ спалъ, и сказала: "Вставай, дедушка, да неси тебя Господь, куда теб надо!" Путникъ поднялся, поблагодарилъ старуху за ночлегъ и пошелъ своей дорогой.

По этому разсказу солнце совершаетъ свой путь не на диван, а летаетъ на своихъ крыльяхъ. Отъ блестящей одежды его проясходитъ свтъ и теплота. Живетъ оно въ изб со старухою матерью. (Протасово).

Другiе увряютъ, что солнце на ночлегъ свой уходитъ за дремучiе лса и высокiя горы. Оно не летаетъ, а здитъ на огненномъ кон. У него есть несколько сестеръ, которыя такiя же солнца и при объзд неба смняютъ другъ друга поочередно. Свтъ и теплота происходятъ отъ огненнаго коня. (Кукуевка).

Причину красноты солнца утромъ и вечеромъ объясняютъ еще тмъ, что лицо девицы-солнца поутру краснетъ отъ умыванiя, а вечеромъ разгорается отъ усталости.

3. Мсяцъ.


 
 

Мсяцъ-родной братъ солнца. Онъ живетъ въ одномъ дом съ сестрой и на ночь смняетъ ее. Ночью обходить небо трудне: боязно и невесело, вмсто дневного свта стоитъ ночная темнота, -и солнце, какъ девушка, не обходитъ небо, а смняетъ его мсяцъ. Онъ, какъ мужчина, въ темнот меньше боится, и потому лучше можетъ осмотреть все на земл и дать всему лучшiй порядокъ.-Нкоторые полагаютъ, что мсяцъ солнцу не кровная родня. Мсяцъ такъ не разгорается, какъ солнце: онъ свтле солнца, но не краше эго. У месяца есть свой особый домъ, гд, кром него, живутъ мать и братъ. Это отпечатывается и на самомъ мсяц: на немъ видно два человка, два родныхъ-брата. А что солнце свтитъ днемъ, а мсяцъ ночью-это такъ указано Господомъ. (Кукуевка). Старухинцы толкуютъ о лун, что она такая же земля, какъ и наша, только меньше ея. На ней есть все, что и на земл, и живутъ люди разныхъ языковъ.- На мсяц-лун нтъ людей разныхъ языковъ, а на немъ живутъ два кузнеца и куютъ они тамъ звзды для неба. Было время, что мсяцъ-луна сходилъ на землю, и "по немъ тогда куры ходили, звзды клевали". (Протасово).


 
 

4. Звзды, созвздiя; млечный путь.


 
 

Звзды-это золотые гвозди въ хрустальномъ свод неба.- Звзды-очи Божiй. Богъ всевдущъ, и потому, чтобы и ночью видть, Онъ повелваетъ горть звздамъ и наблюдаетъ за всмъ мiромъ.-Звезды-ангельскiя окошечки. Оттуда ангелы наблюдаютъ ночью за поднебеснымъ мiромъ и укрощаютъ злыхъ духовъ въ ихъ вольности.-Звзды-это свчи Божiей Матери. Съ вечера ихъ зажигаютъ, а къ утру тушатъ.

- Жилъ съ женой бдный крестьянинъ. У нихъ было много дтей. Послдняго сына они звали „несчастнымъ мальчикомъ". Прозванiе такое онъ получилъ оттого, что посл рожденiя некому было ввести его въ христiанскую вpy. Пошелъ-было бдный мужикъ къ сосдямъ звать ихъ крестить мальчика,-никто нейдетъ, вс отказались. Съ горемъ онъ отправился искать кума и куму на дорогу, чтобы первыхъ встрчныхъ пригласить въ воспрiемники своему сыну. Ему не пришлось долго ждать встрчныхъ. Вскор

онъ встртилъ мужчину и сталъ его приглашать въ кумовья. Мужчина согласился. Немного погодя, онъ встртилъ женщину и ее началъ просить быть крестной матерью его новорожденному сыну. Та тоже согласилась. Пришли званые кумъ и кума къ мужику, взяли несчастнаго мальчика и отправились въ церковь крестить его. Справили крестины, вернулись обратно и сли за столъ къ бедному куму. Просятъ его, чтобы онъ угостилъ ихъ пирогами да лепешками и водочки поднесъ. Бднякъ извиняется, что у него нтъ ничего, чмъ бы угостить дорогихъ ему гостей. „Хоть заржьте, батюшка куманекъ и матушка кума, а у меня нтъ ничего! Нтъ ни пироговъ, ни лепешекъ, ни вина". А кумъ и говорить бдняку: „Не скупись, кумъ! Поди, погляди тамъ, гд кладешь". - „Знаю, что нтъ ничего! Но кума уважу-пойду, погляжу". Идетъ туда, куда прежде вино клалъ, и смотритъ, да какъ ахнетъ: тамъ онъ нашелъ и вино, и мясо, и всякiя яства. Кумъ съ кумой сидятъ за столомъ, смотрятъ на бдняка и говорятъ: „Вотъ нашъ кумъ говорилъ, что у него нтъ ничего, а всего нашлось."- "Батюшка, куманекъ! ничего я не зналъ,- видно Богъ далъ." -„Ну, кумъ, давай мягкаго пирожка закусить", опять говорятъ кумъ съ кумой.- „Пироговъ у меня также нтъ", отвчаетъ бднякъ.- „Не скупись, кумъ! Погляди въ коникъ". Бднякъ поглядлъ въ коникъ и увидлъ, что онъ полнехонекъ пирогами и лепешками. Сталъ онъ съ радости угощать на славу кума и куму. Посл угощенiя проводилъ ихъ въ путь-дорогу и при разставанiи распрощался. Кума пригласила его къ себ въ гости. Бъднякъ спросилъ ее: „гд же я буду искать тебя, кума?"- "Да прямо иди по этой дорожк и дойдешь до меня." Бднякъ послушался словъ кумы и черезъ нсколько времени пошелъ къ ней въ гости. Указанная дорожка привела его къ кум, и она приняла его, угостила какъ слдуетъ, а потомъ и говоритъ: „Поди-ка, кумъ, я покажу теб комнату", и ввела его въ нее. А въ комнат той горло премногое множество свчей. Одн свчи горли, другiя зажигались, а третьи догорали и гасли. Кума и говоритъ: „Эти свчи, кумъ, у меня для каждаго человка. Что одн свчи горятъ-это люди живутъ, что зажигаются свчи- это люди нарождаются, а что догораютъ и гаснутъ свчи-это люди умираютъ."- "И моя свча тутъ есть, кума?" спрашиваетъ бднякъ.-„И твоя тутъ есть, кумъ." Посмотрлъ бднякъ на свою свчу и видитъ, что она

догораетъ, и спрашиваетъ: „значить, я скоро умру, кума?"- "Да, скоро." Бднякъ заторопился домой, потому что ему скоро придется умереть,-его свча догорала Пришелъ онъ домой и говоритъ жен: „Я скоро умру: моя свча догораетъ." Обрядили его и положили умирать подъ святые, а онъ не умираетъ. Пролежалъ подъ святыми нсколько дней, да и говоритъ: „должно быть, я не скоро умру", и всталъ. Прожилъ онъ посл этого еще три года.- Кумъ съ кумой у него были непростые люди: Сама Божiя Матерь съ Николаемъ Чудотворцемъ. (Протасово)

Днемъ не видать звздъ отъ солнечныхъ лучей: солнечные лучи затмеваютъ своимъ блескомъ блескъ звздъ.-Звзды сотворены въ 4-й день творенiя и остаются на одномъ мст до сихъ поръ. (Старухино).

Созвздiе Большой Медвдицы называется колесницею царя Давида. На этой колесниц души умершихъ праведныхъ, посл поклоненiя Богу и Его Святому престолу со ангелами, отвозятся въ рай, а онъ находится на Сiонской гор въ Старомъ Iерусалим, во дворц царя Давида. Тамъ блаженствуетъ очень много праведныхъ душъ, такъ много, какъ мухъ, что бываетъ иногда лтомъ въ нашихъ избахъ. Созвздiе Орiона, если только я не ошибаюсь, называютъ "ociянiемъ." Это внецъ, слава... (?). (Хмелинки). Созвздiе Плеяды называютъ виссажарами. Виссажары явились на неб съ того времени; какъ замучили сорокъ братьевъ за Христову вру. (Протасово). Виссажары или стожары-это канунъ Божiей Матери. (Ползиково).

Звзды падаютъ съ неба отъ скопленiя жаркаго воздуха и отъ сильнаго мороза. (Чапкино).- Не отъ мороза или скопленiя жаркаго воздуха падаютъ звзды, а паденiемъ своимъ он знаменуютъ смерть, либо нарожденiе новаго человка. У каждаго человка въ нашемъ Mip есть звзда. Если чья звзда упадетъ, тотъ человкъ и умретъ. При рожденiи новаго человка звзда его перемщается и такъ быстро, что усмотреть нельзя, и потому это перемщенiе также называется паденiемъ. Въ iюл и август падаетъ много звздъ вслдствiе того, что въ эти два мсяца больше всего умираетъ и родится народу. Есть поврiе, что если во время паденiя звзды пожелаешь чего-нибудь себ, то сбудется. Паденiемъ звзды объясняютъ и происхожденiе млечнаго пути.

Разъ ночью шелъ солдатъ и увидлъ падающую звзду. сказалъ: „хоть бы чертъ явился:" Тотчасъ чертъ предсталъ предъ нимъ и спрашиваетъ: „Что теб нужно?" Солдатъ говорить: „чтобъ хрустальный мостъ быль отъ этого мста до Червоннаго Королевства и спускался бы тамъ къ дворцу короля; ты бы меня этому мосту въ одну ночь провелъ къ королю, и я бы тамъ могъ жениться на его дочери, прекрасной королевн". Въ одну ночь чертъ сдлалъ все: и хрустальный мостъ, и солдата провелъ къ Червонному королю, а онъ тамъ женился на королевской дочери. Богу не угоденъ былъ хрустальный мостъ, и Онъ веллъ своимъ ангеламъ поднять его на небо. Съ тхъ поръ онъ остался всегда на неб и называется млечнымъ путемъ. (Ползиково).

Млечный путь указываетъ дорогу въ Кiевъ и Iерусалимъ. Этотъ же путь указывалъ дорогу и Моисею, когда онъ велъ евреевъ изъ Египта въ обтованную землю. Млечный путь самъ служитъ дорогою въ рай умершимъ праведнымъ душамъ. Свтлая полоса его-это слды праведныхъ душъ, затянутые свтовымъ сiянiемъ и облачками. Души идутъ къ Богу этимъ путемъ въ 40-й день посл своей смерти. Объясняютъ блескъ млечнаго пути еще тмъ что по немъ каждодневно проходитъ солнце и оставляетъ за бою блую дорогу. Разсказываютъ также, что встарину ходила по небу языческая богиня и разлила молоко, оттого этотъ путь на называется млечнымъ. Одинъ старикъ сказалъ, что путь этотъ сдланъ изъ фасонныхъ досокъ (паркета), чтобы праведникамъ прiятне было итти въ рай. Въ каждую заутреню Свтлаго Воскресенiя, когда праведники возстаютъ изъ гробовъ, млечный путь спускается на землю и открываетъ имъ дорогу въ царство Божiе.


 
 

5. Кометы.


 
 

Кометы являются на неб. Ихъ посылаетъ пророкъ Илiя , возвщенiя людямъ войны или голода. (Хмелинки). Возвщаютъ он не только войну и голодъ, но и всякую казнь за грхи людей. Кометы сливаются изъ звздъ и могутъ зажечь домъ, деревню, городъ и даже самую землю. (Протасово). Старухинцы не признаютъ, что кометы могутъ что-либо зажечь.-Иногда кометы сходятъ на землю и являются мужчинами, стариками и другими одушевленными и неодушевленными предметами. Эти мужчины и

старики всегда возвщаютъ тмъ, кому они явятся, какую-либо тяжелую напасть. (Чапкино).

Не комета ли или простое диво- случай, происшедшiй осенью въ 1891 году? Одна женщина родила девочку. Черезъ три дня понесли ее крестить. Приносятъ въ церковь и просятъ священника окрестить ее, а она превращается въ рыбу. Священникъ отказывается крестить рыбу, и родные возвращаются домой съ рыбой. Дома рыба обратилась въ двочку. Во второй разъ несутъ крестить девочку, а она въ церкви опять обратилась, только не рыбой, а свчей. Священникъ вторично отказывается крестить: свчу не крестятъ. Родные со свчой возвращаются домой, а свча дома сделалась двочкой. Въ третiй разъ несутъ въ церковь крестить двочку, и двочка тамъ превращается въ хлбъ. Съ большимъ удивленiемъ священникъ говоритъ: „рыбу и свчу я не могъ крестить, а хлбъ окрещу", и началъ крестить. Хлбъ тот-часъ обратился въ двочку, которая тутъ же и сказала: „Если бы вы меня рыбой окрестили, то въ будущiй годъ перемеръ бы весь народъ; если бы свчей,-вся Pocciя выгорла бы отъ огня, а такъ какъ вы окрестили меня хлбомъ- то на будушiй годъ будеть хорошiй урожай Хлба". Этотъ разсказъ упорно держался между крестьянами цлую зиму и полученъ былъ ими съ железной дороги.


 
 

6. Радуга.


 
 

Радуга- живое существо: она пьетъ воду по повелнiю Божiю изъ морей, и изъ этой воды потомъ образуются тучи, изъ которыхъ падаетъ дождь. Если бы не было радуги, то не было бы на неб и воды. Посылаетъ радугу пророкъ Илiя сказать людямъ, что дождь больше не будетъ; потому то она внезапно появляется и, когда напьется, тоже внезапно пропадаетъ. До всемiрнаго потопа радуга была одноцвтная, а посл него стала разноцвтной. Это служитъ знаменiемъ, что больше потопа не будетъ. Представляютъ радугу и мостомъ, по которому Божiи ангелы восходятъ отъ земли на небо съ душами праведниковъ и нисходятъ на землю для возвщенiя праведнымъ людямъ воли Божiей. Этотъ мостъ-радуга опирается своими концами въ земные колодцы съ водой, изъ которыхъ семью разноцветными трубками вбираетъ воду и проводитъ на небо. Разсказываютъ, что у концовъ радуги около

колодцевъ находятся большiе клады. Разные цвта радуги объясняютъ освщенiемъ ея двумя свтами-дневнымъ свтомъ и солнечнымъ.


 
 

7. Сверное сiянiе.


 
 

Северное сiянiе будто-бы происходитъ отъ морозовъ, но это неправда. Сверное сiянiе-это борьба или война злыхъ и добрыхъ духовъ. Об стороны для борьбы между собою сходятся съ такою быстротою, что изъ-подъ ногъ ихъ показывается „полый огонь" (пламя). Огонь этотъ, вырвавшись изъ-подъ ногъ, стремится вверхъ наподобiе столба. Вотъ почему сверное сiянiе и играетъ столбами. Сверное сiянiе не предвщаетъ несчастiя (Протасово), но единичныя заявленiя нкоторыхъ лицъ (Хмелинки, Чапкино, Кукуевка) видятъ въ немъ знаменiе войны между государствами, или холеры, или какого-нибудь другого несчастiя, такъ что на многихъ почтенныхъ стариковъ оно наводить раздумье, унынiе и страхъ. Если сверное ciянie сильно разыграется, то не нужно безпокоить его шумомъ и стукомъ. Пусть оно играетъ и само собою прекращается, такъ какъ тогда оно пред вщаетъ хорошiй урожай. Чтобы не играло сверное сiянiе цлый годъ, нужно на Петровъ день цлую ночь, вплоть до игры солнышка, стучать въ сквороды, заслонки и косы, разъезжать верхомъ на кочерг и помел бабамъ, двкамъ и молодымъ парнямъ, и такимъ образомъ здорово напугать злыхъ духовъ.


 
 

8. Затменiя.


 
 

Затменiе солнечное и лунное объясняется различно. Одни говорятъ, что солнышко и мсяцъ затмеваются оттого, что они, чередуясь со своими сестрами и братьями, смняются. Въ промежутокъ-то смны и бываетъ отъ солнца солнечное затменiе, отъ луны-лунное затменiе. Другiе объясняютъ затменiя солнца и луны тмъ, что они иногда во время своего пути ворочаются назадъ, домой что-либо сказать своимъ матерямъ, либо сами что-нибудь забудутъ взять съ собою и, спохватившись, возвращаются домой. Третьи толкуютъ, что затменiе происходить оттого, что солнце и мсяцъ сливаются между собою и обращаются въ одинъ темный кругъ. Затменiя бываютъ недолго, много полтора часа.

Поэтому во время затменiя шумть и стучать не должно. Они и такъ сами вернутся на свою должность, если ушли домой, и разойдутся, если слились. Многiе благочестивые люди въ это время молятся Богу, чтобы Онъ вернулъ свтъ и избавилъ землю отъ мрака.


 
 

9. Громъ и молнiя.


 
 

Постоянно дьяволъ досаждаетъ Господу Богу, и Господь терпитъ. Но ужъ если нечистая сила сильно раздражитъ Его, то Онъ посылаетъ пророка Илiю на огненной колесниц, въ которую запряженъ огненный конь, поразить или разогнать ее. Пророкъ детъ и поражаетъ. Отъ этого пораженiя и происходитъ громъ и молнiя. Илiя, разъзжая по небу и разя чертей, производитъ колесницею громъ, а молнiя-это огненныя стрлы пророка, или искры съ огненной пылью, что выскаются изъ-подъ копытъ при быстромъ бг коня. Зимой Илiя никуда не здитъ, и потому грома не бываетъ. Съ весны Громъ начинается, и при томъ не всякая гроза является слдствiемъ пораженiя чертей. Весной, напримръ, когда сдлается тепло, души умершихъ праведниковъ соберутся къ пророку Илiи и тамъ бесдуютъ съ нимъ, выражая при бесд своей и заботу о живыхъ людяхъ на земл, чтобы было чмъ имъ жить и питаться. Вотъ Илiя и скажетъ: "надо пролить дождичка на землю, чтобы хлбушка, трава и всякая овощь уродилась". Садится онъ на свою колесницу и разъзжаетъ по небу, а на земл отъ этого благодатный, урожайный дождичекъ идетъ.

Пожаръ отъ удара молнiи тушатъ не водой, а парнымъ молокомъ и квасомъ, или ходятъ такъ вокругъ строенiя и ничего изъ него не берутъ, а если начнутъ выбиратъ, то должно, по крайней мр, оставить столъ въ изб на своемъ мст. Тогда огонь можетъ и самъ собою потухнуть. При этомъ не нужно кричать и производить какой-либо шумъ. Если есть пасхальное яйцо, то надо перекинуть его черезъ зданiе, еще не успвшее загорться отъ сосдняго горящаго зданiя, и оно не сгоритъ, хотя бы стояло и въ двухъ саженяхъ. Самъ I. Христосъ сойдетъ на это зданiе и своею рукою заслонитъ его отъ огня. Горящее же зданiе обходятъ три раза съ пасхальнымъ яйцомъ или иконой Неопалимой

Купины и бросаютъ яйцо черезъ крышу зданiя. Пожаръ отъ этого тоже можетъ потухнуть.

Во время грозы не слдуетъ ругаться. На ругательство злой духъ смущаетъ человка, и за это отъ Бога тому, кто ругается, бываетъ превеликая казнь. Въ грозу надо помнить Бога и молиться. Про убитаго человка грозой говорятъ, что его самъ Господь воззвалъ къ себ, и хоронятъ его съ большимъ почетомъ. Убитаго грозой не обмываютъ и не переодваютъ, а кладутъ въ гробъ во всемъ томъ, въ чемъ онъ былъ во время своей смерти. „Въ чемъ Богъ позвалъ его нечаянно", говорятъ, „въ томъ и пусть идетъ къ Нему". За душами убитыхъ грозой самъ Господь сходитъ съ неба, беретъ ихъ за руки и ведетъ въ царство небесное. (Чапкино и др.). Чтобы молнiя не убила человка и не зажгла строенiя, оберегаются слдующимъ средствомъ: берутъ свчу съ Вербной заутрени и несутъ домой, а дома потомъ выжигаютъ ею кресты на косякахъ дверей и оконъ, матицахъ и связяхъ строенiй и этимъ застраховывают себя на цлое лто. Пасхальное яйцо тоже охраняетъ отъ несчастiя во время грозы, и его также хранятъ до будущей пасхи. Многiе во время грозы зажигаютъ въ изб передъ иконами свчи, сбереженныя отъ великаго стоянiя, что бываетъ поутру въ страстную пятницу, и закрещиваютъ вс окна и двери рукою, приговаривая: „Святъ, Святъ! съ нами сила крестная!"-Нкоторые выставляютъ въ окна гнилушки и этимъ обманываютъ чертей, чтобы они не вошли въ избу во время грозы. Гнилушки ночью и вообще во всякомъ темномъ мст свтятся. Въ окн въ грозу он тоже могутъ будто-бы свтиться, и черти, видя такой свтъ въ окнахъ избы, какъ и отъ молнiи, не станутъ въ изб прятаться. (Протасово).

Такъ какъ во время грозы Илiя поражаетъ нечистую силу, и она не силахъ съ нимъ бороться, то начинаетъ утекать и прятаться отъ него. Прячутся черти и за людей, и за скотину, и за деревья. Въ это время слышится крикъ и хохотъ адскихъ духовъ.

- Разъ шутъ (чертъ) спорилъ съ Господомъ, что Онъ его не поразитъ, что онъ легко спрячется за кого-либо, а Ему будетъ жалко убивать свое творенiе. Шутъ сказалъ: „я спрячусь за человка". А Господь отвчаеть: "Я человка расшибу".-„А если а спрячусь за скотину, что тогда Ты будешь длать?" Господь сказалъ: "Я скотину убью".-"А если я спрячусь подъ камень?"

Господь говоритъ: „Я камень расшибу".-"А если я спрячусь за угодника?" Господь говоритъ: "Я угодника убью"-„А если я спрячусь подъ землю на тысячу верстъ?" Господь сказалъ: „ты, шутъ, нигд отъ Меня не скроешься. Я и тамъ найду тебя. Если ты спрячешься за человка, то этого человка Я убью, и онъ будетъ у Меня въ царствiи небесномъ". (Чапкино).

Черти прячутся за человка, если онъ ругается во время грозы. Не надо въ грозу, когда крестишься, снимать шапки: черти легко могутъ спрятаться въ нее. За деревьями они прячутся такъ: извстно, что русалки любятъ висть и качаться на втвяхъ деревьевъ. Шуты-черти, желая скрыться отъ грома и молнiи, цлыми стаями сбгаются къ дереву, гд русалки съ вдьмами качаются, и кричатъ: „прячьте насъ скоре, а то мы разорвемъ васъ". Начнутъ русалки и вдьмы съ угрозы кутаться зъ шелкъ, а черти залзутъ въ ихъ души. Тогда то ударяетъ сильнйшiй громъ, и молнiя расшибаетъ дерево въ куски. (Старухино).

По первому удару грома судят о будущем урожа. Если удары его ровны и раскатисты, то урожай будетъ хорошъ. Въ противномъ случа, если гремит отрывисто, безъ ровныхъ каскатовъ, то урожай не будетъ веселить православныхъ. Вода посл перваго грома цлительна. Какъ только проходить гроза, бабы и двки со всхъ сторонъ бгутъ къ ручью или колодцу и тамъ умываются. Хозяйки идутъ къ вод съ подойниками, и въ нихъ положено по два яйца,-наливаютъ подойники водой и несутъ домой, гд сами умываются, коровамъ вымя обмываютъ и всю скотину кропятъ. Отъ этой воды, если человкъ сохнетъ или одержимъ другой какой болзнiю, выздоравливаетъ, а къ скотин никакая хворость не пристанетъ, не будетъ колть. Дойныя коровы даже отъ этой воды, если вымыть вымя, больше будутъ давать молока. (Кукуевка и Протасово).

10. Втеръ.

Втеръ-это лшiй съ крыльями, который, когда разыграется и начнетъ сильно кружиться и махать крыльями, производитъ вихрь. Стоитъ только умючи бросить въ вихрь острое шило или острый ножикъ, какъ на кончикахъ ихъ увидишь капли крови. Это ты ранишь лшаго. Разъ вихрь схватилъ кружить мужика

съ острой косой и сильно обрзался. Когда мужикъ высвободился отъ вихря, то увидлъ на кос кровь. (Хмелинки).

Втеръ-живое существо, и онъ не одинъ, а ихъ много. Главныхъ втровъ четыре. Они сидятъ по угламъ земли. Ветры живутъ также на моряхъ, и оттого тамъ бываютъ сильныя бури и кораблекрушенiя. Главный втеръ, которому повинуются вс другiе втры, называется вихревымъ атаманомъ. Онъ ихъ посылаетъ дуть тамъ, гд ему захочется. Четыре главныхъ втра, что сидятъ по угламъ края свта, прикованы на цпи и дуютъ рдко, и то слегка. А если задуютъ посильне, то производятъ буреломы, за это ихъ наказываетъ начальникъ: еще крпче они приковываются на цпи и на боле долгiй срокъ. (Протасово).

Втры держатся на цпяхъ и если они дуютъ, то не вс спускаются; иначе они все поломают и сметут съ земли. Хозяинъ ихъ, которому они повинуются,-это человкъ. Есть люди, которые заклинаютъ втеръ, и онъ перестаетъ бушевать. Сила заклинанiя-колдовство. (Старухино).

- Въ ныншнiй годъ (1891 г.) былъ у насъ на желзной дорог рядчикъ, который останавливалъ т втры, что приносили намъ дождливыя тучи. Найдетъ, бывало, туча, и хорошая такая, съ виду дождливая, и накренится ужъ совсмъ, такъ и думаешь вотъ-вотъ пойдетъ дождикъ. Анъ нтъ! Рядчикъ стоитъ со своими рабочими на линiи, видитъ, что если туча сильная пройдетъ, то посл нея работа остановится отъ сырости, сейчасъ же вынимаетъ изъ кармана платокъ и махнетъ имъ надъ головой во вс четыре стороны, къ четыремъ главнымъ втрамъ. Втеръ перемняется и быстро разбиваетъ тучу. Вотъ почему и было лто сухое и неурожайное,-все это произошло отъ колдовства рядчикова, которое заключено у него въ платк. (Ползиково, Кукуевка).

Разъ у рядчика съ насыпи кукуевскiя двки украли горсть земли, по совту старика Ивлiя своей деревни, и принесли ему. Ивлiй взялъ эту землю, прочиталъ надъ нею ту молитву, которую надо читать, чтобъ отъ колдовства прекратилась засуха, и бросилъ ее въ свой деревенскiй прудъ Посл этого прошелъ небольшой дождичекъ, который немного освжилъ землю. (Кукуевка).

Втры скидываются въ лошадей, птицъ, голову, козюлю и людей. Сильный втеръ показывается самоваромъ и тучей, по которой сходятъ на землю изъ воздуха шуты и водятъ заблудив-

шагося человка за носъ. Такъ, во время втра, одинъ мужикъ сбился съ дороги и шелъ наугадъ. Откуда ни возьмись, къ нему подошелъ человкъ к спрашиваетъ: "Что, товарищъ, заблудился?"-„Да, заблудился".-"Ну пойдемъ вмст. Авось найдемъ дорогу". Пошли и скоро пришли къ кабачку. Товарищъ и говорить: "Пыпьемъ на гривенникъ?"-"Выпьемъ, отчего не выпить", отвчаетъ мужикъ. Товарищь выпилъ рюмку водки не крестясь а мужикъ перекрестился. И что же? Товарищъ былъ шутъ: отъ креста онъ провалился, а мужикъ очутился на крыш церкви. Такъ цлую ночь и просидлъ на крыш, и только утромъ, когда священникъ услыхалъ крикъ, веллъ сторожу снять мужика съ церковной крыши. (Чапкино).

Отъ втра заговариваются тмъ же, чмъ и отъ метели. Читаютъ молитву: "Да воскреснетъ Господь Богъ твой, да расточатся враги твои на мор, океан, на остров Курган, гд самъ Iисусъ Христосъ крестился, на небеса возносился, ангелы Божiи ризами укрывали отъ темной ночи, отъ грозной тучи, отъ бури-втра, отъ врага-супостата, отъ зла человка-ненавистника и отъ напраслиныхъ словъ. Чуръ наше мсто! Чуръ наше мсто! Чуръ наше мсто!" По всей вроятности эта молитва у насъ иметъ универсальное значенiе: ее читаютъ при всякихъ случаяхъ жизни, чтобы избавиться отъ какихъ-либо несчастныхъ случайностей.


 
 

11. Облака.


 
 

Облака у насъ различаютъ по цвту и называютъ облаками срыми, изъ которыхъ идетъ снгъ; бло-срыми-градовыя облака и темными -дождевыя. Если облака на неб разбиваются и обращаются въ различныя фигуры- кажутся звремъ, человкомъ, деревомъ и т. п.,-то это значить будетъ хорошая погода.


 
 

12. Морозъ, туманъ, роса, иней, градъ, снегъ, метель.


 
 

Морозъ, градъ, туманъ и иней происходятъ отъ охлажденiя и движенiя воздуха. (Старухино). Морозъ происходить отъ сгущенiя водяныхъ паровъ съ втромъ; градъ-отъ скопленiя водяного воздуха: туманъ-отъ сгущенiя водяного пара, который разстилается по всему свту. Роса образуется отъ теплаго пара и скопившагося газа и садится на траву, кусты и деревья пузырьками, а

иней образуется изъ теплаго снгу и мги и садится на деревья (Хмелинки). Роса ползетъ изъ земли цлую ночь и только къ утру выползаетъ вся. Оттого утромъ ея больше бываетъ, чмъ ночью. Росы бываютъ полезныя и вредныя. Отъ вредныхъ росъ скотина и человкъ заболваютъ, и вредъ отъ нея переходить на растенiя. Снгъ падаетъ на землю съ горъ. Его разносить оттуда втеръ снговыми тучами, когда тамъ разыграется - расходится нечистая сила и замашетъ своими крыльями. Говорятъ старики, что морозъ производить Морозко сдой старикъ. Куда онъ ни ступить зимой, гд ни тряхнетъ своей бородой, тамъ стужа лютая и пойдетъ. Что деревянныя строенiя и деревья въ стужу трещатъ,-это морозъ играетъ да кнутомъ по стнамъ и деревьямъ похлопываетъ. Въ старину замчали, гд былъ сильный морозъ, тамъ и удары грозовые были сильные и урожай хорошiй. Градъ-это кара Господня за грхи людскiе, кара за то, что народъ станетъ забывать Бога. Чтобы избавиться отъ града и уберечь свой хлбъ въ пол отъ него, надо изрубить освященную вербу въ Вербное воскресенье на кусочки и весной разсять по полю. (Чапкино). Многiе во время града выставляютъ кочергу и помело на крыльцо, первенцы и послдыши въ семь должны три градины перегрызть-и тогда градъ прекратится. Почему это длаютъ-объясненiй не дано.-Одинъ солдатъ уврялъ, что туманъ выходить изъ боковъ большихъ горъ, идетъ сначала густо-густо, какъ изъ трубы, и расходится по всему свту, постепенно рдя. (Протасово).

Въ метель черти играютъ, потому что они радуются, что имъ легко въ это время сбить съ пути-дороги прохожихъ и прозжихъ. Заблудиться можетъ только тотъ человкъ, у котораго на сердц нтъ мыслей о Бог. Въ метель изъ могилъ выходятъ только мертвые колдуны и заводятъ путниковъ, какъ и черти, въ темные лса. Сила ихъ въ метель только до крика первыхъ птуховъ. Посл него они уходятъ опять въ могилу. Если кто сбился съ дороги и не знаетъ, куда хать или итти, то долженъ остановиться и просить Бога, чтобы онъ прояснилъ голову. „Да воскреснетъ Богъ... Отче нашъ..."-эти молитвы защищаютъ отъ чертей и спасаютъ отъ колдуновъ. Снимаютъ верхнюю одежду и стряхиваютъ ее, разуваютъ сапоги и переодваютъ лвый на правую, а правый на лвую ногу и перевязываютъ поясъ узломъ на лвый бокъ,-вс эти средства спасаютъ заблудившихся отъ ги-

бели въ метель. Многiе говорятъ, что нужно имть кольцо, которое имютъ волшебники, и носить его при себ. Куда бы ты ни зашелъ, это кольцо можетъ вывести на дорогу. Стоитъ только вынуть его изъ кармана и сказать: "кольцо мое, кольцо, не ударь въ грязь лицомъ" потомъ потри его о правую полу и брось передъ собой. Кольцо прямо покатится на дорогу и выведетъ заблудившагося. (Чапкино).

Во время метели черти играютъ такъ: они выносятъ изъ воды трехгранную дугу, ставятъ ее въ снгъ и начинаютъ прыгать черезъ нее. Дуга эта сдлана изъ чернаго дерева, которое растетъ на дн моря. Потомъ сильне разыграются и начинаютъ катать колесо вокругъ дуги и катаютъ шибко и долго вплоть до конца метели. Наконецъ умариваются, и набольшiй ихъ звонитъ въ колокольчикъ. Черти тотчасъ берутъ дугу и несутъ ее назадъ въ воду на головахъ, потому что это ихъ престолъ, а колесо за дугой катятъ. Колесо у нихъ сдлано изъ зажигательнаго дерева, которое растетъ тоже въ вод, и достать его трудно, такъ какъ оно днемъ засыхаетъ, а только ночью расцвтаетъ. (Чапкино).


 
 

II. Духи.


 
 

1. Лшiе.


 
 

Лшiе живутъ въ лсахъ съ женами, дтьми, отцами и матерями. У нихъ есть для каждой семьи свое особое жилище и въ особомъ лсу. Жилища свои они строго оберегаютъ и для этого держатъ собакъ. Водится также у нихъ свой скотъ. Вс лшiе повинуются своему атаману, самому старшему изъ лшихъ. Онъ ихъ посылаеть повсюду, гд только ему захочется людей посмущать. Въ полночь лшiе со своимъ атаманомъ выходятъ поиграть. Нкоторые мужики и бабы видали, какъ они играютъ. Атаманъ выбираетъ самое толстое и высокое дерево въ лсу, велитъ его лшимъ нагнуть вершиной къ земл и отдаетъ приказанiе вшаться имъ на втвяхъ его внизъ головой, поочереди. Тогда у нихъ идетъ работа бойкая и живая,-каждый работаетъ весело и увертливо, такъ что атаману становится любо, и онъ хвалитъ ихъ за ловкость. Проходитъ полночь, птухи пропли въ первый разъ. Атаманъ велитъ имъ кончить потху и разогнуть дерево. Лшiе мигомъ разгибаютъ дерево и бгутъ вмст съ атаманомъ въ бли-

жайшiй вершокъ. Тамъ у нихъ поднимается крикъ, шумъ, гамъ и продолжается до вторыхъ птуховъ. Посл вторыхъ птуховъ все стихаетъ, и лшiе разбгаются. (Кукуевка).

Видомъ лшiй похожъ на человка, только черный собой, покрытъ шерстью, съ крыльями и хвостомъ. Скидывается онъ поводыремъ, ямщикомъ, собакой, кошкой, козломъ и т. п. Лшихъ видали многiе, а особенно колдуны. Одинъ старухинскiй старикъ хорошо его видлъ около Протасовскаго барскаго лса, когда разъ шелъ туда дрова воровать.

„Онъ (лшiй) халъ на тройк добрыхъ коней за водой, съ большущей бочкой. Сидитъ онъ на бочк и правитъ лошадьми, а самъ на видъ среднихъ лтъ, изъ себя мужчина плотный, весь покрытъ черной блестящей шерстью. Шерсть на немъ вся завита кудрями и голова тоже кудрявенькая, съ небольшими загнутыми виткомъ рожками, не больше мизинца, ноги въ копытахъ. Глядитъ онъ ласково, мягко, какъ добрая черная собака.-"Куда, мужичекъ, идешь? въ лсъ?" спрашиваетъ лшiй.-Да, отвчалъ я ему.-"Видишь моихъ лошадей?" говорить онъ: „въ корню-это приказчикъ Шереметевскiй, а лвый пристяжной-вашъ бурмистръ Евстратъ. Въ барщину они мало работали, такъ вотъ теперь у мня пусть повозятъ воду, поработаютъ". А я этакъ и говорю:

„Господи Боже!" Вдругъ все и сгинуло. Такъ я и не узналъ правой пристяжной".

Въ каждомъ лсу живетъ по лшему, а главный надъ ними, лсной царь, живетъ подъ землей, въ аду, гд прикованъ на цпяхь, которыя и грызетъ. Онъ бы ихъ уже давно перегрызъ, если бы он снова не спаивались. Спаиваются кольца цпи, когда поютъ: "Иже Херувимы".

Лшiе сбиваютъ путниковъ съ дороги.- Одинъ путникъ заблудился въ лсу. Его нагоняетъ кто-то на тройк и кричитъ: „эй, прiятель, садись!" Путникъ слъ, и кони мчали такъ быстро, что отъ зды онъ задыхался. Съ трудомъ онъ могъ сказать неизвстному, чтобы тотъ полегче гналъ лошадей. А тотъ и говоритъ: „ну, слзай теперь". Слзъ путникъ и очутился въ Аравiи. Онъ сталъ распрашивать у встрчныхъ, какъ онъ попалъ сюда изъ Россiйской имперiи. Ему кто-то сказалъ: „ступай на то мсто, гд неизвстный тебя ссадилъ". Послушался путникъ и пошелъ къ тому мсту; глядитъ и видитъ того же самаго мужика, съ какимъ

халъ на тройк. Мужикъ спрашиваетъ: „Куда теб?"-„А ты отколь взялся?" говоритъ путникъ.-„Ну, садись, довезу!" И помчалъ его на лошадяхъ еще быстре прежняго. Сдокъ слова не можетъ выговорить и только кричить- "у... у... ухъ! Ухъ! раз-бой!" и уцпился за экипажъ. А лшiй привезъ его домой въ избу и скрылся. Жена, удивленная этимъ происшествiемъ, стоить и окликаетъ мужа: „Иванъ, Иванъ, чего ты? что съ тобой?" Иванъ же уцпился за столбъ въ изб и кричитъ: „разбой!" Потомъ, когда онъ опомнился, то жена и стала спрашивать его: „хочетъ ли онъ исполнить свое намренiе сходить въ Новый Iерусалимъ Богу помолиться, что Онъ спасъ ихъ отъ пожара?" И когда онъ разсказалъ ей все, что съ нимъ случилось, то она сказала, „оттого тебя лшiй такъ и мучитъ, что ты забылъ о своемъ обт Богу".

Надо исполнять обты, данные передъ Богомъ, и лшiй никогда того человка не тронетъ.

Если заблудишься въ лсу и чтобы тебя не сбилъ съ дороги лшiй, не говори ни слова и переобуйся такъ же точно, какъ и въ метель, и тогда тебя лшiй не одурачитъ, не будетъ теб казаться все страшнымъ и неизвстнымъ, живо опамятуешься, въ какомъ ты мст находишься. Когда бабы сбиваются съ дороги въ лсу, особенно въ грозу, то он должны скинуть съ себя рубашку, вывернуть ее наизнанку и опять надть, тогда он найдутъ дорогу. (Протасово, отъ старухи). Если заблудился въ лсу съ подводой, то распряги лошадь и опять запряги, только такъ, чтобы кольцо дуги приходилось не впередъ, какъ обыкновенно запрягаютъ, а назадъ. Если же халъ на двухъ подводахъ и заблудился, то запрягай лошадей посл распряжки такъ: съ задней подводы бери дугу на переднюю, а съ передней на заднюю подводу, и об дуги запрягай кольцами назадъ. (Протасово). При этомъ читай про себя, мысленно, молитвы: „Да воскреснетъ Богъ.., Отче нашъ"... съ приговоромъ словъ: „избавь моя молитва от того, на кого я думаю: на шута, пусть шутъ погибнетъ, на всхъ враговъ, пусть вс враги погибнуть. Какъ подкова разгибается пусть такъ вс враги, вс шуты разорвутся". (Чапкино).

Лшiе затмъ сбиваютъ людей съ дороги и уводятъ далеко въ лса, чтобы тамъ убить ихъ или до-смерти защекотать. Щекоча человка, они начинаютъ его грызть за бока и загрызаютъ совсмъ. Другiе увряютъ, что они дятъ людей, и потому рабо-

та между ними распредляется за добыванiемъ человческаго мяса. Одни лшiе занимаются откармливанiемъ пойманныхъ людей; они ихъ кормятъ орхами, а потомъ закалываютъ, чтобы състь ихъ; другiе на наловленныхъ людяхъ работаютъ и здятъ за водой, а третьи только занимаются ловленiемъ людей посредствомъ разныхъ сманиванiй и сбиванiемъ съ дороги, чтобы они заблудились и попали въ ихъ руки.

Лшiе напускаютъ иногда стаи волковъ на стада, когда пастухъ не хорошъ-ругаетъ скотину, бьетъ ее безъ толку и ругается чернымъ словомъ. Если кто перейдетъ слдъ лшаго, то занемогаетъ болзнью, которую вылчить могутъ только бабки. Он лчатъ боле заговорною водою и разными лкарствами, составленными больше всего изъ травъ.

Двушекъ и дтей лшiе могутъ похищать. Двушекъ они берутъ себ въ жены. Берутъ въ жены и женщинъ, живущихъ распутно. За вдовами и замужними женщинами, у которыхъ мужья въ отлучк, лшiе любятъ ухаживать. Тогда они длаются добрыми и ласковыми, приносятъ гостинцевъ и угощаютъ ихъ, но ихъ гостинцы не хороши - ничто иное, какъ лошадиный пометь. Если у нихъ отъ лшаго рождаются дти, то они исчезаютъ: родившихся дтей никто не видитъ. Чтобы избавиться отъ такого ухаживанiя, употребляютъ траву чертополохъ. Втыкаютъ въ изб надъ дверью, надъ постелью, кладутъ подъ подушку. Другая трава-прострлъ еще сильне дйствуетъ противъ лшаго. Если ее положить подъ подушку, то онъ ужъ совсмъ не подступаетъ къ женщин и уходитъ отъ нея навсегда.

Жила старуха съ невсткой, а сынъ былъ въ солдатахъ. Разъ ночью въ солдатской одежд онъ и является домой. Мать и жена радуются, распрашиваютъ его, а онъ все отвчаетъ, какъ есть. Мать захотла, пока до утра, угостить сына яичницей. Побжала она попросить у сосдки сковородочку, а сосдка старух и говоритъ: „къ теб не сынъ пришелъ, а лшiй: въ самую полночь крещеный человкъ не приходитъ".-"Нтъ, матушка, сынокъ, и въ солдатскомъ одянiи". Старуха и говоритъ: „Поди домой и прочитай молитву „Да воскреснетъ Богъ" и иди подъ куриный насстъ". Пришла мать отъ сосдки съ сковородочкой, а сынокъ ходитъ по изб. Она про себя стала читать молитву и все

идетъ подъ куриный насстъ, а онъ за ней, и около одной его ноги обвился черный хвостъ. Какъ только подошла къ кочету и дочитала молитву, схватила его за хвостъ. Тотъ захлопалъ крыльями и закричалъ, а лшiй и говорить: "Счастлива ты, старая, что скоро спохватилась, а то я тебя бы разорвалъ", и провалился.

Чтобы вызвать лшаго, надо не молиться Богу на ночь и думать о немъ. Онъ придетъ къ человку. Можно увидать лшаго черезъ три бороны. Взять ихъ и поставить такъ, чтобы въ середин между ними можно было сидть и глядть. Лшiй покажется. Смотрятъ также черезъ хомутъ и видятъ лшаго.

Охотники и пастухи вступаютъ въ договоръ съ лшимъ, чтобы одному всегда была удача въ лсу на охот, а другому благополучно пасти стадо. Лшiй говорить желающимъ вступить съ нимъ въ договоръ: "Предайся мн". А договариваюшiй спрашиваетъ: „Какъ это мн сдлать?"-„Сними крестъ и длай все по моему", скажетъ лшiй. И кто сдлаетъ такъ по слову лшаго, тому во всемъ будетъ удача. Черезъ нсколько времени лшiй требуетъ отъ договаривающихся, во время причастiя, не глотать дарочки (св. Даровъ), а держать за скулами (во рту) и принести ее домой, а оттуда въ лсъ, гд онъ живетъ. Тамъ ее задлать въ березку, вырубивъ первоначально ямку въ ней, вложить дарочку и забить. Потомъ выстрливаютъ въ нее черезъ плечо и такимъ образомъ навсегда предаются нечистому. Они длаются сильными колдунами, и имъ отъ лшаго во всемъ подмога.

Лшiй уноситъ младенцевъ до крешенiя и дтей, которыхъ мать ругаетъ чернымъ словомъ. Въ одной богатой семь родился мальчикъ. Родители были радехоньки ему, такъ какъ онъ становился богатымъ наслдникомъ своихъ родителей. Семья была очень богата. У нихъ было всего много; и скота, и лошадей, а лошади все хорошiя и дорогiя. Одинъ конокрадъ-бдный мужикъ-давно изловчался, какъ бы украсть ихъ, да время не приходило. Конокрадъ на второй день, какъ хозяйка родила сына богатому мужику, темной ночью, пошелъ воровать. На встрчу ему попадается лшiй и говоритъ: "Куда ты идешь?" - „Иду лошадей воровать у богатаго мужика, да не знаю, какъ ворота отворять", отвчаетъ воръ. Лшiй сказалъ: „И я къ нему иду воровать не-

крещенаго младенца-сына. Я теб ворота отопру, а ты, когда я младенца на чердакъ отъ матери понесу, не говори ему, если онъ, чихнетъ будь здоровъ". Сговорился лшiй съ воромъ, пошли. Лшiй ворота отворилъ. Какъ только воръ сталъ лошадей выводить, то украденный лшимъ младенецъ чихнулъ на чердак. Воръ сказалъ: „будь здоровъ". Лшiй провалился, а младенецъ остался и закричалъ. Услыхали домашнiе крикъ младенца на чердак, переполошились и не могли ума приложить, какъ онъ туда попалъ. Пришелъ тутъ воръ, покаялся хозяину во всемъ и разсказалъ ему, какъ онъ спасъ отъ лшаго младенца. Съ радости хозяинъ подарилъ вору пару хорошихъ коней.

Иметъ ли лшiй силу за предлами лса-отвты различныя. Одни говорятъ, что не иметъ, а другiе утверждаютъ противное. Тоже и о жилищ, скот и о собакахъ-разсказываютъ различное. Протасовцы говорятъ, что у лшихъ нтъ домовъ, нтъ скота и собакъ. Въ лсу хватитъ всего: тутъ много пасется нашего скота и немало всякой дичи. Лшiй будетъ сытъ и безъ нашего скота. Нкоторые говорятъ, что онъ живетъ безъ пищи и только тмъ и занимается, что смушаетъ людей на худыя дла. Женаты ли лшiе? На это одна старуха отвчала: „Какъ не женаты! Если бы не женились, то давно бы перевелись, а лшихъ всюду тьма тьмущая".

Не любятъ лшiе, когда у нихъ мужики лсъ воруютъ. Иногда они прогоняютъ воровъ криками и ауканьемъ, а иногда и съ дубинкой придетъ, чтобы поколотить воровъ. Не прочь и подшутить надъ лснымъ воромъ.

Разъ мужики прiхали ночью въ лсъ воровать. Дло было осенью. Они облюбовали хорошую березку и думаютъ ее поскоре срзать, а лшiй (шутъ) сидитъ на ней да палочкой постукиваетъ. Мужики смются надъ нимъ да длаютъ свое дло. Вотъ срзали березку, положили на колесню и хотятъ везти, лошадь ни съ мста. Смотрятъ, дивуются. И что же? Лшiй с ними шутку сшутилъ: заднiя колеса перемнилъ на переднiя, - лошади-то и тяжело было везти. Зимой, однажды, лшiй напустилъ собакъ на мужиковъ-воровъ лсныхъ. Такъ едва и ухали изъ лсу.-„Такъ вотъ и рвутъ, только ударить не даются" и гнались отъ лсу за полверсты.

2. Русалки.


 
 

Кром лшихъ, въ нашихъ лсахъ водятся еще русалки, но ихъ теперь стало меньше и не такъ стали он опасны для человка. Въ старину удавленницъ и утопленницъ не проклинали, и потому ихъ души и превращались въ русалокъ, а теперь священники удавленниковъ и утопленниковъ проклинаютъ, и оттого стало меньше. Русалки въ лсу или качаются на втвяхъ березы, или сидятъ подъ деревомъ съ корзинками въ рукахъ, въ хоторыхъ носятъ ягоды, орхи, бублики, калачи, и этимъ заманиваютъ къ себ маленькихъ ребятъ и защекочиваютъ, а потомъ и радуются. Во время цвтенія хлба русалки гуляютъ во ржи. Похожи он на двушекъ, красивы станомъ и лицомъ, съ распущенными длинными зелеными волосами и одежды не имютъ.

Чтобы избавиться отъ русалокъ, надо очертить кругъ около себя и закрестить, или же взять кочергу и на ней подъхать къ нимъ. Въ первомъ случа он не переступятъ запрещенной черты и не схватятъ стоящаго въ кругу; во второмъ- он разбгутся отъ того человка, который подъзжаетъ къ нимъ на кочерг, такъ какъ он подумаютъ, что къ нимъ детъ вдьма, которой он боятся. Валькомъ (рубелемъ), отмахиваясь наотмашь, можно избавиться отъ русалокъ, или сказать, сколько клевцовъ (зубьевъ) въ борон, - и он тоже отсупятся. Опасны бываютъ русалки въ русальную недлю. Он водятся не только въ лсу и ржи, но и въ вод.


 
 

3. Водяной.


 
 

Главный хозяинъ, царь въ вод- водяной. Онъ живетъ въ моряхъ, ркахъ и прудахъ. Видомъ своимъ онъ подобенъ лшему, только шерсть на немъ очень лохматая и благо цвта. Одежды не носитъ никакой, и въ пищу употребляетъ то, что водится въ вод. Образомъ своей жизни вполн подобенъ тоже лшему, только лшій царствуетъ въ лсу, а водяной въ вод. Водяной не добръ къ людямъ. Хорошъ онъ только къ тмъ, кто его обожаетъ да приноситъ ему въ жертву животныхъ и плоды. Жилъ въ деревн богатый мужикъ и для полевой работы держалъ у себя работника. Разъ запримтилъ работникъ за хозяиномъ, что у него совсмъ не было ржи въ амбар для посва,

а онъ входить въ амбаръ и изъ стны закрома сыплется ему въ мрку рожь. Спрашиваетъ работникъ хозяина, что бы это значило. А хозяинъ и говоритъ ему: "Хочешь, научу тебя, какъ добывать рожь?" Согласился работникъ. Хозяинъ взялъ образъ Спасителя и пошелъ къ рк. Тамъ онъ веллъ работнику положить на берегъ образъ и стать на него ногами. Работникъ сдлалъ. Тогда хозяинъ сказалъ: "Отрекайся отъ отца, матери и отъ всей родни до 12-го колна". Работникь исполнилъ. И вдругъ изъ-подъ воды вышелъ водяной, собой лохматый и блый, да и спрашиваеть: "Зачмъ вы меня кликали?" Сильно ороблъ работникъ, н выдержалъ испуга да и подавай Богъ ноги. Побжалъ не къ хозяину, а прямо къ своей матери, ни живъ, ни мертвъ. Мать спрашиваетъ его: "что съ тобой, сыночекъ? что, сыночекъ?" А онъ ни слова: едва опамятовался. Понялъ работникъ, что хозяинъ его былъ въ договор съ чертомъ-водянымъ и хотлъ его также поставить въ договоръ съ нимъ. Съ тхъ поръ къ своему хозяину ни ногой: до смерти боялся его.

Въ договоръ вступаютъ съ водянымъ мельники и рыбаки и бросаютъ ему въ даръ баранью голову съ рогами или цлаго барана. За это водяной мельнику даетъ успшный помолъ и всегда напускаетъ воды на его мельницу вдоволь, а рыбаку помогаетъ загонять рыбу въ сти.

Водяной живетъ гд-нибудь въ глубокомъ мст, подъ берегомъ, въ буговищахъ мельницъ и подъ плотинами въ прудахъ. Онъ иметъ женъ, дтей и кром того еще подвластныхъ себ - меньшихъ водяныхъ. Набираетъ себ водяной женъ, дтей и слугъ изъ людей посредствомъ разныхъ заманиваній, для этого посылаетъ даже на землю и своихъ слугъ. Они ходятъ по земл и сманиваютъ людей къ прорубямь, мельницамъ и къ другимъ опаснымъ мстамъ. При этомъ всегда людямъ отводятъ глаза. Пристаетъ нечистая сила къ человку, когда онъ идетъ не за хорошимъ дломъ-воровать, пить водку въ кабакъ, на посидлки и т. д. Въ это время всегда около человка вертится всякая сила и отходитъ отъ него только тогда, если старшій позоветъ ее.

Какъ только кто станетъ купаться, водяной уже тутъ подкарауливаетъ его, чтобы утащить къ себ. Удастся утащить ему женщину-она будетъ его женой, мальчика или двочку-они бу-

дутъ его дтьми, большого мужчину-онъ будетъ его слугою, рабомъ до тхъ поръ, пока не дастъ за себя выкупа, т. е. пока, уже сдлавшись водянымъ, самъ не утащитъ своему старшему - хозяину кого-либо изъ людей. Водяной любитъ выходить на берегъ или всплывать на поверхность воды и разговаривать самъ съ собою. Въ моряхъ онъ здитъ на рыб-кит и на акул. Въ угоду водяному люди этихъ рыбъ не дятъ.

Всего опасне купаться въ 12 часовъ дня и въ полночь: въ это время часто водяной утаскиваетъ къ себ не только людей, но и лошадей. Разъ шли мужики мимо рчки и одинъ изъ нихъ, хвастаясь передъ товарищами, вздумалъ переплыть эту рчку три раза безъ отдыха. Солнце только что перешло за полдень. Онъ скинулъ рубаху и поплылъ, перекрестясь, первый разъ, потомъ второй и дале третій. Плывя третій разъ, мужикъ не усплъ стать на ноги у берега, какъ на средин рчки показался черный человкъ-чертъ, затрепалъ въ ладоши и закричалъ: "Счастье твое, что за 500 верстъ смущалъ попа"-Одинъ старикъ не купается ужъ лтъ 30 слишкомъ: тоже въ пруду самъ, своими ногами, ощупалъ водяного и перекувырнулся черезъ него, такъ что насилу спасся. (Протасово, Чапкино).

Въ 12 часовъ дня одинъ молодой парень былъ утащенъ въ воду водянымъ. Когда сбжался народъ и призвалъ нырка, чтобы онъ нашелъ утопленнаго и вытащилъ его изъ воды, то онъ нырнулъ въ первый разъ и сказалъ: "подожду пять минутъ, теперь нельзя, потому что на голов его сидитъ блая лебедь, которая била меня и крыльями, и клювомъ". Черезъ пять минутъ нырокъ вторично спустился на дно къ утопленнику и вытащилъ. Изъ воды кто-то закричаль народу: "Ну, теперь онъ нашъ! Насилу бдняжечка дождался, скоро-ли его замучаютъ!" Блая лебедь, что сидла на голов у утопленника, былъ водяной чертъ.

Одинъ мальчикъ было-утонулъ, да родители его скоро вытащили изъ воды и откачали. Потомъ спросили, какъ это онъ попалъ въ воду и утонулъ. Мальчикъ разсказывалъ, что пошелъ съ ребятами купаться въ прудъ, мсто было глубокое, а онъ не умлъ плавать и пошелъ ко дну. Тамъ его встртилъ сдой старикъ съ рогами и сказалъ, чтобы онъ посидлъ тутъ, пока онъ сходитъ въ свою хату. Мальчикъ остался сидть, а около него поднялся крикъ, шумъ, гамъ и играла музыка.

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz