Годъ 11-й Кн. XLII. Этнографическое обозр нiе. Изданiе Этнографическаго Отд ла Императорскаго Общества Любителей Естествознанiя, Антропологiи и Этнографiи, Состоящаго при Московскомъ Университет . 1899, № 3. Подъ редакцiей Н.А.Янчука. Москва. Т-во Скороп. А.А.Левенсонъ. Коммиссiонеры Императорскаго Общества Любителей
Естествознанiя въ Москв , Петровка, д. 22. 1899.
В рованiя крестьянъ Тульской губернiи.
А. Колчинъ.
Учитель Старухинскаго уч-ща, Чернск. У., Тульск. г.
20 мая, 1892 года.
ПРЕДИСЛОВIЕ.
Сообщаемыя ниже св д нiя получены мною изъ непосредственныхъ разспросовъ крестьянъ с-ца Старухина и окольныхъ деревень, расположенныхъ около него кольцомъ. Сельцо Старухино, въ которомъ я зав дую училищемъ, находится въ Чернскомъ у зд , Тульской губернiи, у самой границы Мценскаго у зда, Орловской губернiи. Окольныя съ нимъ деревни- село Ползиково, Хмелинки и Кукуевка-Чернскаго у зда, а Протасово и Чапкино-Мценскаго. Вс эти Селенiя отстоятъ отъ Старухина въ одной, двухъ, и самая дальняя д. Хмелинки-въ трехъ верстахъ. Въ полученiи матерiала для отв товъ мн помогли мой помощникъ по училищу-крестьянинъ с-ца Протасова и ученики старшаго отд ленiя старухинскаго же училища. Я диктовалъ имъ вопросы о в рованiи изъ программы 1), а они на основанiи ихъ разспрашивали своихъ родныхъ и отв чали мн . Отв ты на изв стные вопросы при случа иллюстрируются подходящими народными разсказами на данную тему. Вотъ этотъ-то матерiалъ, доставленный другими и сличенный съ собраннымъ мною лично матерiаломъ, и послужилъ содержанiемъ настоящей статьи. При этомъ считаю долгомъ сказать, что вс отв ты безъ указанiя на какую-либо деревню нужно относить ко вс мъ означенцымъ мною деревнямъ; отв ты съ обозначенiемъ и многiе разсказы не надо понимать такъ, какъ бы они исключительно принадлежали одной только деревн . Напротивъ, вс означенныя св д нiя обращаются во вс хъ упомянутыхъ деревняхъ, и если я указываю на деревню, то потому только, что въ этой деревне я встр тилъ бол е определенный и ясный отв тъ на поставленный вопросъ. О себ скажу, что, собирая и записывая св д нiя, я старался по возможности въ сжатомъ вид передать ихъ со вс ми чертами наивности и искренней неподд льности. 1) Т. е. изъ брошюры "Вопросные пункты по обычному праву и в рованiямъ", изданной Этнографическимъ Отд ломъ. Ред. Этнограф. Обозр. ХLII.
I. Небо, св тила, физическiя явленiя.
1. Нeбo.
Представленiе нашихъ крестьянъ о неб различно. Одни говорятъ, что небо состоитъ изъ "ничего, одно слово Божiе". Н тъ, возражаютъ другiе: небо состоитъ изъ "воздуха, перем шаннаго cъ дымомъ". Третьи толкуютъ, что небо состоитъ изъ "хрустальнаго вещества и выкрашено синею краскою", оттого оно и кажется синимъ. Небо похоже на огромную хрустальную чашу, которая, будучи опрокинута вверхъ дномъ, своими краями опирается на землю. Значитъ небо своими краями сходится съ землей. На самомъ д л , это такъ и есть. Когда-то русскiе бились съ татарами и одержали надъ ними поб ду. Татары б жали. Русскiе гнались за ними и догнали до самаго края св та, гд небо съ землей сходится. Страхъ напалъ на русскихъ, что они нашли конецъ св та; имъ ужъ некуда было гнаться за татарами, и они вернулись назадъ. Надо полагать, что и на краю св та есть люди, в дь pyccкie же были, и тамъ (шутливо говорятъ) "д вки и бабы, когда пряжу отпрядутъ, на небо вм сто полки прялки кладутъ". Многiе изъ крестьянъ не в рятъ, что небо своими краями опирается на землю. Они утверждаютъ, что татары отъ русскихъ ушли въ море, а русскiе были только на краю суши и вернулись. Небо не опирается на землю, а обхватываетъ ее кругомъ, сверху и снизу, и держится на трехъ столбахъ, а столбы т находятся въ раю, гд жили первые люди. Зд сь и начало неба, а конца не находятъ. Да и н тъ его, потому что наша земля плоска, какъ столъ, и кругла, какъ блинъ. А есть ли у круга концы? - ихъ н тъ. Если и считаютъ началомъ неба рай, то вотъ почему: отсюда Господь сталъ творить все видимое и невидимое, отсюда и ходъ на небо. Рай, гд жили первые люди, отъ насъ очень далеко, значить и начало неба также далеко. Считаютъ его за старымъ Iерусалимомъ, по направленiю млечнаго пути - Божьей дороги, въ разстоянiи трехъ сотъ миллiоновъ верстъ. На неб есть все, что и на земл , и тамъ присутствуетъ Самъ Господь. Высота небесная для простого челов ка неизъяснима. Говорятъ, что первое небо выше облаковъ на столько, на сколько облака поднимаются отъ земли. Небо не одно, а семь небесъ, и на нихъ
живутъ люди разной в ры, только на седьмомъ неб находится самъ Богъ со престоломъ и ангелами. Подъ нами есть небо, и подъ землей живутъ люди. Это вид ли некоторые благочестивые люди, когда имъ небо открывалось. Тогда и вид ли на неб великое ciянie. Большое открытiе неба было при крещенiи
I. Христа. Иногда небо открывается во время грозы, и тогда на немъ видна бываетъ огненная колесница, и выше его, вдали, видн ется синева второго неба. Въ это время открываетъ и закрываетъ небо, по словамъ однихъ, пророкъ Илья со святыми ангелами, а по словамъ другихъ-св. апостолъ Петръ и Павелъ. Не всякiй челов къ можетъ вид ть небо открытымъ, а только святые и непорочные люди. Когда-то давно была гроза, и небо открылось. Тогда некоторые чистые душой старики и старухи вид ли на неб , какъ разъ зжалъ на б ломъ кон и разгонялъ нечистую силу какой-то старецъ. На неб же вид ли и дневной св тъ. Полагаютъ, что старецъ этотъ не кто иной, какъ пророкъ Божiй Илья, а дневной св тъ, какъ самостоятельная сила, находится на неб . Что подъ землей есть люди, приводится разсказъ объ одномъ дьячк , который былъ тамъ и вид лъ людей. Въ одномъ м ст , когда-то въ старину, только что выстроенная церковь внезапно провалилась сквозь землю и образовала глубокую, почти бездонную яму, равную длиной и шириной этой церкви. Православный народъ очень тужилъ о ней, но дьячекъ изъ прихода вызвался достать ее. Онъ посов товалъ прихожанамъ купить хорошаго большого вола, ободрать съ него кожу и разр зать ее на ремни. Когда это было сд лано, дьячекъ вел лъ связать между собою ремни привязать его самого къ одному концу накр пко и опускать въ яму. На дорогу съ собой онъ взялъ гусли (онъ былъ гусляръ), и когда его опускали, онъ все время игралъ на нихъ. Наконецъ, видитъ дьячекъ, что у народа ремень весь вышелъ, и онъ виситъ надъ бездной. Всматривается внизъ и видитъ-внизу подъ нимъ блеститъ крестъ провалившейся церкви. Вотъ онъ надвязываетъ отъ себя ремень кое-ч мъ и благополучно спускается на крышу церкви. Сойдя съ церковной крыши на землю, онъ началъ играть на гусляхъ. Тамошнiй народъ, услышавши игру на гусляхь, сб жался со вс хъ сторонъ къ дьячку и окружилъ его. Игра на гусляхъ народу очень понравилась, и они пожелали купить ихъ у дьячка. А дьячекъ за гусли просилъ провалившуюся церковь.
Народъ не соглашался отдать церковь: имъ жалко было разстаться съ нею, такъ какъ они уже начали въ колокола звонить и справлять въ ней вс т же церковныя службы, что и у насъ служатъ, и просили дьячка только научить ихъ играть. Дьячекъ выучилъ ихъ играть и за гусли все-таки взялъ обратно церковь. Соскучилось дьячку подъ землей, и онъ сталъ просить ихъ, чтобъ они, отдавъ ему церковь, вывели его на поверхность земли, - и такъ уже онъ живетъ у нихъ трое сутокъ. Они показали ему небольшую дорожку, по которой онъ можетъ выйти изъ-подъ земли, и онъ действительно по этой дорожк вышелъ прямо къ дверямъ своего дома. Тутъ же увид лъ и церковь,-она стояла на своемъ прежнемъ м ст . Спросилъ дьячекъ своихъ прихожанъ: сколько дней онъ пробылъ въ дорог ? Ему отв чали: ровно три года. Дивился дьячекъ, что ему подъ землей три года показались за три дня.
2. Солнце.
На неб находятся солнце, луна и зв зды. Все это-творенiе Бога и повинуется Его святой вол . Смотря на солнце и луну, мы видимъ ихъ светлыми кругами и больше ничего. Мы не можемъ знать ихъ природу и видимъ ихъ потому только, что они со звездами и кометами од ты въ сiянiе. Это ихъ одежда, данная .имъ Богомъ для небеснаго украшенiя (Старухино). Солнце-женское лицо. Оно здитъ днемъ по небу на диван , устроенномъ изъ зв здъ. Одежда его разноцветная и вся усыпана зв здами и алмазами. На ночь солнце уходитъ въ свой домъ. Дома у него есть мать, братья и сестры. Они см няютъ солнце при обход неба, такъ что сестры, братья и мать им ютъ такую же природу, какъ и само солнце. При восход и закат солнце кажется краснее и больше оттого, что оно приближается къ земл , и потому лучше и краше видно его, а въ полдень удаляется отъ земли, и отъ этого оно кажется меньше и бл дн е. Солнце, какъ женское лицо, ночью здить боится, поэтому ночью его см няетъ братъ- м сяцъ. (Хмелинки). Солнце любитъ обходить небо днемъ,-тогда ему весел е, и когда оно окончитъ свой путь, то придетъ ночевать ко двору, встретитъ тамъ брата-месяца и скажетъ ему: "Ну, братецъ-м сяцъ, ступай ты на свой чередъ; обходи небо и смотри на землю, кто тамъ спитъ и кто н т, и мн скажи". Если ночью
вс люди спали и везде было смирно, то утромъ солнце взойдетъ радостное, веселое-и день будетъ хорошiй. Если же народъ велъ себя ночью несмирно, то солнце встанетъ пасмурное-и днемъ будетъ плохая погода. (Ползиково). Что солнце-женщина, именно девушка, единственная дочь матери, объ этомъ передается такой разсказъ:-Одинъ путникъ зашелъ далеко на западъ, туда, гд небо съ землей сошлось, и тамъ увид лъ дверь, въ которую и постучался, прося себе ночл га. Черезъ несколько времени дверь отворилась, на пороге показалась преклонныхъ л тъ старушка со свечей въ рук и неприв тливо спросила путника: "Кто тутъ? кого недобрая принесла?"- "Прикрой, бабушка, отъ темной ночи", говорилъ путникъ, еле переводя духъ отъ усталости. "Иди", отозвалась старуха. Путникъ вошелъ въ с ни, а старуха захлопнула дверь и задвинула ее запоркой. Войдя въ избу, путникъ зам тилъ, что въ изб никого не было, кром одной старухи. Старуха собрала ему поужинать и тотчасъ после ужина уложила его спать въ отдельную каморку, не распрашивая его, кто онъ такой, откуда и куда идетъ. Путника это удивляло. Не усп лъ онъ заснуть, какъ слышитъ, что въ избу кто-то вошелъ. Онъ слышитъ разговоръ старухи съ вошедшимъ, и ему вдругъ сделалось не только тепло, но даже жарко. Путнику захотелось вид ть, съ к мъ это старуха бес дуетъ, да еще такъ любовно, радостно, а выйти изъ-за перегородки не см етъ. Онъ отыскиваетъ въ ст н дырочку, чтобы посмотреть, но черезъ дырочку ничего не видно. Только слышитъ голосъ старухи: "Садись, мое дитятко! Небось, моя дочка, уморилась?"-"Н тъ, н тъ, моя матушка!" зазвучалъ молодой д вичiй голосъ. У путника сильн е разжигается желанiе вид ть, съ к мъ это старуха говоритъ, и онъ находитъ въ ст н щель. Взглянулъ онъ въ щель и увид лъ садившуюся на стулъ девушку неописанной красоты. Путника поразила такая красота девицы. Смотря въ щель, онъ еще бол е удивлялся черезчуръ яркому св ту въ изб и сильной жар , которую чувствовалъ. Онъ сталъ внимательнее глядеть черезъ щель во всё стороны избы и увид ль, что старуха вешала что-то на крючекъ, вколоченный въ ст ну. Это была прекрасная одежда девушки: она блестела, гор ла, какъ огонь, и была очень ясна. Путникъ не могъ оторвать глазъ, все гляд лъ то на одежду, пов шенную на крючекъ, то на красави-
цу-д вицу. У д вицы были соразмерной величины крылья, она сидела на стул за столомъ и просила у матери сть. "Ну, матушка", говорила она, "дай мн чего-нибудь поесть!" Старушка захлопотала. Скоро на стол появились разныя яства, и начался ужинъ красавицы, который продолжался недолго. Посл ужина, помолившись Богу, красавица стала ложиться спать. Легла она на диванъ и попросила свою мать прикрыть одежду ея простынкой. Какъ скоро старуха исполнила просьбу дочери, покрыла ея од янiе простынкой, въ изб настала темнота и тишина. Пришла ночь. Вс спали. Путникъ отвернулся отъ ст ны и тотчасъ заснулъ. На другой день поутру онъ проснулся рано, старуха съ дочкой еще спали. Старуха проснулась первая и, умывшись, помолившись Богу, сказала дочери: "вставай, мое дитятко, и принимайся-ка за свою должность!" Перекрестясь, девушка тотчасъ вскочила съ дивана, умылась, помолилась Богу и с ла завтракать, такъ какъ на стол уже былъ приготовленъ матерью завтракъ. Посл завтрака девушка надела свое платье-и опять заблестело въ изб , какъ вчера вечеромъ. "Прощай, матушка!" сказала красавица матери, выходя изъ избы,-"Прощай, мое дитятко, Солнышко ясное, распрекрасное! Счастливый путь!"-Покорно благодарю, матушка!" было отв томъ красавицы, и она улетала изъ избы. Старуха подошла къ дверямъ каморки, гд путникъ спалъ, и сказала: "Вставай, дедушка, да неси тебя Господь, куда теб надо!" Путникъ поднялся, поблагодарилъ старуху за ночлегъ и пошелъ своей дорогой. По этому разсказу солнце совершаетъ свой путь не на диван , а летаетъ на своихъ крыльяхъ. Отъ блестящей одежды его проясходитъ св тъ и теплота. Живетъ оно въ изб со старухою матерью. (Протасово). Другiе ув ряютъ, что солнце на ночлегъ свой уходитъ за дремучiе л са и высокiя горы. Оно не летаетъ, а здитъ на огненномъ кон . У него есть несколько сестеръ, которыя такiя же солнца и при объ зд неба см няютъ другъ друга поочередно. Св тъ и теплота происходятъ отъ огненнаго коня. (Кукуевка). Причину красноты солнца утромъ и вечеромъ объясняютъ еще т мъ, что лицо девицы-солнца поутру красн етъ отъ умыванiя, а вечеромъ разгорается отъ усталости.
3. М сяцъ.
М сяцъ-родной братъ солнца. Онъ живетъ въ одномъ дом съ сестрой и на ночь см няетъ ее. Ночью обходить небо трудн е: боязно и невесело, вм сто дневного св та стоитъ ночная темнота, -и солнце, какъ девушка, не обходитъ небо, а см няетъ его м сяцъ. Онъ, какъ мужчина, въ темнот меньше боится, и потому лучше можетъ осмотреть все на земл и дать всему лучшiй порядокъ.-Н которые полагаютъ, что м сяцъ солнцу не кровная родня. М сяцъ такъ не разгорается, какъ солнце: онъ св тл е солнца, но не краше эго. У месяца есть свой особый домъ, гд , кром него, живутъ мать и братъ. Это отпечатывается и на самомъ м сяц : на немъ видно два челов ка, два родныхъ-брата. А что солнце св титъ днемъ, а м сяцъ ночью-это такъ указано Господомъ. (Кукуевка). Старухинцы толкуютъ о лун , что она такая же земля, какъ и наша, только меньше ея. На ней есть все, что и на земл , и живутъ люди разныхъ языковъ.- На м сяц -лун н тъ людей разныхъ языковъ, а на немъ живутъ два кузнеца и куютъ они тамъ зв зды для неба. Было время, что м сяцъ-луна сходилъ на землю, и "по немъ тогда куры ходили, зв зды клевали". (Протасово).
4. Зв зды, созв здiя; млечный путь.
Зв зды-это золотые гвозди въ хрустальномъ свод неба.- Зв зды-очи Божiй. Богъ всев дущъ, и потому, чтобы и ночью вид ть, Онъ повел ваетъ гор ть зв здамъ и наблюдаетъ за вс мъ мiромъ.-Звезды-ангельскiя окошечки. Оттуда ангелы наблюдаютъ ночью за поднебеснымъ мiромъ и укрощаютъ злыхъ духовъ въ ихъ вольности.-Зв зды-это св чи Божiей Матери. Съ вечера ихъ зажигаютъ, а къ утру тушатъ. - Жилъ съ женой б дный крестьянинъ. У нихъ было много д тей. Посл дняго сына они звали „несчастнымъ мальчикомъ". Прозванiе такое онъ получилъ оттого, что посл рожденiя некому было ввести его въ христiанскую в py. Пошелъ-было б дный мужикъ къ сос дямъ звать ихъ крестить мальчика,-никто нейдетъ, вс отказались. Съ горемъ онъ отправился искать кума и куму на дорогу, чтобы первыхъ встр чныхъ пригласить въ воспрiемники своему сыну. Ему не пришлось долго ждать встр чныхъ. Вскор
онъ встр тилъ мужчину и сталъ его приглашать въ кумовья. Мужчина согласился. Немного погодя, онъ встр тилъ женщину и ее началъ просить быть крестной матерью его новорожденному сыну. Та тоже согласилась. Пришли званые кумъ и кума къ мужику, взяли несчастнаго мальчика и отправились въ церковь крестить его. Справили крестины, вернулись обратно и с ли за столъ къ бедному куму. Просятъ его, чтобы онъ угостилъ ихъ пирогами да лепешками и водочки поднесъ. Б днякъ извиняется, что у него н тъ ничего, ч мъ бы угостить дорогихъ ему гостей. „Хоть зар жьте, батюшка куманекъ и матушка кума, а у меня н тъ ничего! Н тъ ни пироговъ, ни лепешекъ, ни вина". А кумъ и говорить б дняку: „Не скупись, кумъ! Поди, погляди тамъ, гд кладешь". - „Знаю, что н тъ ничего! Но кума уважу-пойду, погляжу". Идетъ туда, куда прежде вино клалъ, и смотритъ, да какъ ахнетъ: тамъ онъ нашелъ и вино, и мясо, и всякiя яства. Кумъ съ кумой сидятъ за столомъ, смотрятъ на б дняка и говорятъ: „Вотъ нашъ кумъ говорилъ, что у него н тъ ничего, а всего нашлось."- "Батюшка, куманекъ! ничего я не зналъ,- видно Богъ далъ." -„Ну, кумъ, давай мягкаго пирожка закусить", опять говорятъ кумъ съ кумой.- „Пироговъ у меня также н тъ", отв чаетъ б днякъ.- „Не скупись, кумъ! Погляди въ коникъ". Б днякъ погляд лъ въ коникъ и увид лъ, что онъ полнехонекъ пирогами и лепешками. Сталъ онъ съ радости угощать на славу кума и куму. Посл угощенiя проводилъ ихъ въ путь-дорогу и при разставанiи распрощался. Кума пригласила его къ себ въ гости. Бъднякъ спросилъ ее: „гд же я буду искать тебя, кума?"- "Да прямо иди по этой дорожк и дойдешь до меня." Б днякъ послушался словъ кумы и черезъ н сколько времени пошелъ къ ней въ гости. Указанная дорожка привела его къ кум , и она приняла его, угостила какъ сл дуетъ, а потомъ и говоритъ: „Поди-ка, кумъ, я покажу теб комнату", и ввела его въ нее. А въ комнат той гор ло премногое множество св чей. Одн св чи гор ли, другiя зажигались, а третьи догорали и гасли. Кума и говоритъ: „Эти св чи, кумъ, у меня для каждаго челов ка. Что одн св чи горятъ-это люди живутъ, что зажигаются св чи- это люди нарождаются, а что догораютъ и гаснутъ св чи-это люди умираютъ."- "И моя св ча тутъ есть, кума?" спрашиваетъ б днякъ.-„И твоя тутъ есть, кумъ." Посмотр лъ б днякъ на свою св чу и видитъ, что она
догораетъ, и спрашиваетъ: „значить, я скоро умру, кума?"- "Да, скоро." Б днякъ заторопился домой, потому что ему скоро придется умереть,-его св ча догорала Пришелъ онъ домой и говоритъ жен : „Я скоро умру: моя св ча догораетъ." Обрядили его и положили умирать подъ святые, а онъ не умираетъ. Пролежалъ подъ святыми н сколько дней, да и говоритъ: „должно быть, я не скоро умру", и всталъ. Прожилъ онъ посл этого еще три года.- Кумъ съ кумой у него были непростые люди: Сама Божiя Матерь съ Николаемъ Чудотворцемъ. (Протасово) Днемъ не видать зв здъ отъ солнечныхъ лучей: солнечные лучи затмеваютъ своимъ блескомъ блескъ зв здъ.-Зв зды сотворены въ 4-й день творенiя и остаются на одномъ м ст до сихъ поръ. (Старухино). Созв здiе Большой Медв дицы называется колесницею царя Давида. На этой колесниц души умершихъ праведныхъ, посл поклоненiя Богу и Его Святому престолу со ангелами, отвозятся въ рай, а онъ находится на Сiонской гор въ Старомъ Iерусалим , во дворц царя Давида. Тамъ блаженствуетъ очень много праведныхъ душъ, такъ много, какъ мухъ, что бываетъ иногда л томъ въ нашихъ избахъ. Созв здiе Орiона, если только я не ошибаюсь, называютъ
"ociянiемъ." Это в нецъ, слава... (?). (Хмелинки). Созв здiе Плеяды называютъ виссажарами. Виссажары явились на неб съ того времени; какъ замучили сорокъ братьевъ за Христову в ру. (Протасово). Виссажары или стожары-это канунъ Божiей Матери. (Ползиково). Зв зды падаютъ съ неба отъ скопленiя жаркаго воздуха и отъ сильнаго мороза. (Чапкино).- Не отъ мороза или скопленiя жаркаго воздуха падаютъ зв зды, а паденiемъ своимъ он знаменуютъ смерть, либо нарожденiе новаго челов ка. У каждаго челов ка въ нашемъ Mip есть зв зда. Если чья зв зда упадетъ, тотъ челов къ и умретъ. При рожденiи новаго челов ка зв зда его перем щается и такъ быстро, что усмотреть нельзя, и потому это перем щенiе также называется паденiемъ. Въ iюл и август падаетъ много зв здъ всл дствiе того, что въ эти два м сяца больше всего умираетъ и родится народу. Есть пов рiе, что если во время паденiя зв зды пожелаешь чего-нибудь себ , то сбудется. Паденiемъ зв зды объясняютъ и происхожденiе млечнаго пути.
Разъ ночью шелъ солдатъ и увид лъ падающую зв зду. сказалъ: „хоть бы чертъ явился:" Тотчасъ чертъ предсталъ предъ нимъ и спрашиваетъ: „Что теб нужно?" Солдатъ говорить: „чтобъ хрустальный мостъ быль отъ этого м ста до Червоннаго Королевства и спускался бы тамъ къ дворцу короля; ты бы меня этому мосту въ одну ночь провелъ къ королю, и я бы тамъ могъ жениться на его дочери, прекрасной королевн ". Въ одну ночь чертъ сд лалъ все: и хрустальный мостъ, и солдата провелъ къ Червонному королю, а онъ тамъ женился на королевской дочери. Богу не угоденъ былъ хрустальный мостъ, и Онъ вел лъ своимъ ангеламъ поднять его на небо. Съ т хъ поръ онъ остался всегда на неб и называется млечнымъ путемъ. (Ползиково). Млечный путь указываетъ дорогу въ Кiевъ и Iерусалимъ. Этотъ же путь указывалъ дорогу и Моисею, когда онъ велъ евреевъ изъ Египта въ об тованную землю. Млечный путь самъ служитъ дорогою въ рай умершимъ праведнымъ душамъ. Св тлая полоса его-это сл ды праведныхъ душъ, затянутые св товымъ сiянiемъ и облачками. Души идутъ къ Богу этимъ путемъ въ 40-й день посл своей смерти. Объясняютъ блескъ млечнаго пути еще т мъ что по немъ каждодневно проходитъ солнце и оставляетъ за бою б лую дорогу. Разсказываютъ также, что встарину ходила по небу языческая богиня и разлила молоко, оттого этотъ путь на называется млечнымъ. Одинъ старикъ сказалъ, что путь этотъ сд ланъ изъ фасонныхъ досокъ (паркета), чтобы праведникамъ прiятн е было итти въ рай. Въ каждую заутреню Св тлаго Воскресенiя, когда праведники возстаютъ изъ гробовъ, млечный путь спускается на землю и открываетъ имъ дорогу въ царство Божiе.
5. Кометы.
Кометы являются на неб . Ихъ посылаетъ пророкъ Илiя , возв щенiя людямъ войны или голода. (Хмелинки). Возв щаютъ он не только войну и голодъ, но и всякую казнь за гр хи людей. Кометы сливаются изъ зв здъ и могутъ зажечь домъ, деревню, городъ и даже самую землю. (Протасово). Старухинцы не признаютъ, что кометы могутъ что-либо зажечь.-Иногда кометы сходятъ на землю и являются мужчинами, стариками и другими одушевленными и неодушевленными предметами. Эти мужчины и
старики всегда возв щаютъ т мъ, кому они явятся, какую-либо тяжелую напасть. (Чапкино). Не комета ли или простое диво- случай, происшедшiй осенью въ 1891 году? Одна женщина родила девочку. Черезъ три дня понесли ее крестить. Приносятъ въ церковь и просятъ священника окрестить ее, а она превращается въ рыбу. Священникъ отказывается крестить рыбу, и родные возвращаются домой съ рыбой. Дома рыба обратилась въ д вочку. Во второй разъ несутъ крестить девочку, а она въ церкви опять обратилась, только не рыбой, а св чей. Священникъ вторично отказывается крестить: св чу не крестятъ. Родные со св чой возвращаются домой, а св ча дома сделалась д вочкой. Въ третiй разъ несутъ въ церковь крестить д вочку, и д вочка тамъ превращается въ хл бъ. Съ большимъ удивленiемъ священникъ говоритъ: „рыбу и св чу я не могъ крестить, а хл бъ окрещу", и началъ крестить. Хл бъ тот-часъ обратился въ д вочку, которая тутъ же и сказала: „Если бы вы меня рыбой окрестили, то въ будущiй годъ перемеръ бы весь народъ; если бы св чей,-вся Pocciя выгор ла бы отъ огня, а такъ какъ вы окрестили меня хл бомъ- то на будушiй годъ будеть хорошiй урожай Хл ба". Этотъ разсказъ упорно держался между крестьянами ц лую зиму и полученъ былъ ими съ железной дороги.
6. Радуга.
Радуга- живое существо: она пьетъ воду по повел нiю Божiю изъ морей, и изъ этой воды потомъ образуются тучи, изъ которыхъ падаетъ дождь. Если бы не было радуги, то не было бы на неб и воды. Посылаетъ радугу пророкъ Илiя сказать людямъ, что дождь больше не будетъ; потому то она внезапно появляется и, когда напьется, тоже внезапно пропадаетъ. До всемiрнаго потопа радуга была одноцв тная, а посл него стала разноцв тной. Это служитъ знаменiемъ, что больше потопа не будетъ. Представляютъ радугу и мостомъ, по которому Божiи ангелы восходятъ отъ земли на небо съ душами праведниковъ и нисходятъ на землю для возв щенiя праведнымъ людямъ воли Божiей. Этотъ мостъ-радуга опирается своими концами въ земные колодцы съ водой, изъ которыхъ семью разноцветными трубками вбираетъ воду и проводитъ на небо. Разсказываютъ, что у концовъ радуги около
колодцевъ находятся большiе клады. Разные цв та радуги объясняютъ осв щенiемъ ея двумя св тами-дневнымъ св томъ и солнечнымъ.
7. С верное сiянiе.
Северное сiянiе будто-бы происходитъ отъ морозовъ, но это неправда. С верное сiянiе-это борьба или война злыхъ и добрыхъ духовъ. Об стороны для борьбы между собою сходятся съ такою быстротою, что изъ-подъ ногъ ихъ показывается „полый огонь" (пламя). Огонь этотъ, вырвавшись изъ-подъ ногъ, стремится вверхъ наподобiе столба. Вотъ почему с верное сiянiе и играетъ столбами. С верное сiянiе не предв щаетъ несчастiя (Протасово), но единичныя заявленiя н которыхъ лицъ (Хмелинки, Чапкино, Кукуевка) видятъ въ немъ знаменiе войны между государствами, или холеры, или какого-нибудь другого несчастiя, такъ что на многихъ почтенныхъ стариковъ оно наводить раздумье, унынiе и страхъ. Если с верное ciянie сильно разыграется, то не нужно безпокоить его шумомъ и стукомъ. Пусть оно играетъ и само собою прекращается, такъ какъ тогда оно пред в щаетъ хорошiй урожай. Чтобы не играло с верное сiянiе ц лый годъ, нужно на Петровъ день ц лую ночь, вплоть до игры солнышка, стучать въ сквороды, заслонки и косы, разъезжать верхомъ на кочерг и помел бабамъ, д вкамъ и молодымъ парнямъ, и такимъ образомъ здорово напугать злыхъ духовъ.
8. Затменiя.
Затменiе солнечное и лунное объясняется различно. Одни говорятъ, что солнышко и м сяцъ затмеваются оттого, что они, чередуясь со своими сестрами и братьями, см няются. Въ промежутокъ-то см ны и бываетъ отъ солнца солнечное затменiе, отъ луны-лунное затменiе. Другiе объясняютъ затменiя солнца и луны т мъ, что они иногда во время своего пути ворочаются назадъ, домой что-либо сказать своимъ матерямъ, либо сами что-нибудь забудутъ взять съ собою и, спохватившись, возвращаются домой. Третьи толкуютъ, что затменiе происходить оттого, что солнце и м сяцъ сливаются между собою и обращаются въ одинъ темный кругъ. Затменiя бываютъ недолго, много полтора часа.
Поэтому во время затменiя шум ть и стучать не должно. Они и такъ сами вернутся на свою должность, если ушли домой, и разойдутся, если слились. Многiе благочестивые люди въ это время молятся Богу, чтобы Онъ вернулъ св тъ и избавилъ землю отъ мрака.
9. Громъ и молнiя.
Постоянно дьяволъ досаждаетъ Господу Богу, и Господь терпитъ. Но ужъ если нечистая сила сильно раздражитъ Его, то Онъ посылаетъ пророка Илiю на огненной колесниц , въ которую запряженъ огненный конь, поразить или разогнать ее. Пророкъ детъ и поражаетъ. Отъ этого пораженiя и происходитъ громъ и молнiя. Илiя, разъ зжая по небу и разя чертей, производитъ колесницею громъ, а молнiя-это огненныя стр лы пророка, или искры съ огненной пылью, что выс каются изъ-подъ копытъ при быстромъ б г коня. Зимой Илiя никуда не здитъ, и потому грома не бываетъ. Съ весны Громъ начинается, и при томъ не всякая гроза является сл дствiемъ пораженiя чертей. Весной, наприм ръ, когда сд лается тепло, души умершихъ праведниковъ соберутся къ пророку Илiи и тамъ бес дуютъ съ нимъ, выражая при бес д своей и заботу о живыхъ людяхъ на земл , чтобы было ч мъ имъ жить и питаться. Вотъ Илiя и скажетъ: "надо пролить дождичка на землю, чтобы хл бушка, трава и всякая овощь уродилась". Садится онъ на свою колесницу и разъ зжаетъ по небу, а на земл отъ этого благодатный, урожайный дождичекъ идетъ.
Пожаръ отъ удара молнiи тушатъ не водой, а парнымъ молокомъ и квасомъ, или ходятъ такъ вокругъ строенiя и ничего изъ него не берутъ, а если начнутъ выбиратъ, то должно, по крайней м р , оставить столъ въ изб на своемъ м ст . Тогда огонь можетъ и самъ собою потухнуть. При этомъ не нужно кричать и производить какой-либо шумъ. Если есть пасхальное яйцо, то надо перекинуть его черезъ зданiе, еще не усп вшее загор ться отъ сос дняго горящаго зданiя, и оно не сгоритъ, хотя бы стояло и въ двухъ саженяхъ. Самъ
I. Христосъ сойдетъ на это зданiе и своею рукою заслонитъ его отъ огня. Горящее же зданiе обходятъ три раза съ пасхальнымъ яйцомъ или иконой Неопалимой
Купины и бросаютъ яйцо черезъ крышу зданiя. Пожаръ отъ этого тоже можетъ потухнуть.
Во время грозы не сл дуетъ ругаться. На ругательство злой духъ смущаетъ челов ка, и за это отъ Бога тому, кто ругается, бываетъ превеликая казнь. Въ грозу надо помнить Бога и молиться. Про убитаго челов ка грозой говорятъ, что его самъ Господь воззвалъ къ себ , и хоронятъ его съ большимъ почетомъ. Убитаго грозой не обмываютъ и не переод ваютъ, а кладутъ въ гробъ во всемъ томъ, въ чемъ онъ былъ во время своей смерти. „Въ чемъ Богъ позвалъ его нечаянно", говорятъ, „въ томъ и пусть идетъ къ Нему". За душами убитыхъ грозой самъ Господь сходитъ съ неба, беретъ ихъ за руки и ведетъ въ царство небесное. (Чапкино и др.). Чтобы молнiя не убила челов ка и не зажгла строенiя, оберегаются сл дующимъ средствомъ: берутъ св чу съ Вербной заутрени и несутъ домой, а дома потомъ выжигаютъ ею кресты на косякахъ дверей и оконъ, матицахъ и связяхъ строенiй и этимъ застраховывают себя на ц лое л то. Пасхальное яйцо тоже охраняетъ отъ несчастiя во время грозы, и его также хранятъ до будущей пасхи. Многiе во время грозы зажигаютъ въ изб передъ иконами св чи, сбереженныя отъ великаго стоянiя, что бываетъ поутру въ страстную пятницу, и закрещиваютъ вс окна и двери рукою, приговаривая: „Святъ, Святъ! съ нами сила крестная!"-Н которые выставляютъ въ окна гнилушки и этимъ обманываютъ чертей, чтобы они не вошли въ избу во время грозы. Гнилушки ночью и вообще во всякомъ темномъ м ст св тятся. Въ окн въ грозу он тоже могутъ будто-бы св титься, и черти, видя такой св тъ въ окнахъ избы, какъ и отъ молнiи, не станутъ въ изб прятаться. (Протасово).
Такъ какъ во время грозы Илiя поражаетъ нечистую силу, и она не силахъ съ нимъ бороться, то начинаетъ утекать и прятаться отъ него. Прячутся черти и за людей, и за скотину, и за деревья. Въ это время слышится крикъ и хохотъ адскихъ духовъ.
- Разъ шутъ (чертъ) спорилъ съ Господомъ, что Онъ его не поразитъ, что онъ легко спрячется за кого-либо, а Ему будетъ жалко убивать свое творенiе. Шутъ сказалъ: „я спрячусь за челов ка". А Господь отв чаеть: "Я челов ка расшибу".-„А если а спрячусь за скотину, что тогда Ты будешь д лать?" Господь сказалъ: "Я скотину убью".-"А если я спрячусь подъ камень?"
Господь говоритъ: „Я камень расшибу".-"А если я спрячусь за угодника?" Господь говоритъ: "Я угодника убью"-„А если я спрячусь подъ землю на тысячу верстъ?" Господь сказалъ: „ты, шутъ, нигд отъ Меня не скроешься. Я и тамъ найду тебя. Если ты спрячешься за челов ка, то этого челов ка Я убью, и онъ будетъ у Меня въ царствiи небесномъ". (Чапкино).
Черти прячутся за челов ка, если онъ ругается во время грозы. Не надо въ грозу, когда крестишься, снимать шапки: черти легко могутъ спрятаться въ нее. За деревьями они прячутся такъ: изв стно, что русалки любятъ вис ть и качаться на в твяхъ деревьевъ. Шуты-черти, желая скрыться отъ грома и молнiи, ц лыми стаями сб гаются къ дереву, гд русалки съ в дьмами качаются, и кричатъ: „прячьте насъ скор е, а то мы разорвемъ васъ". Начнутъ русалки и в дьмы съ угрозы кутаться зъ шелкъ, а черти зал зутъ въ ихъ души. Тогда то ударяетъ сильн йшiй громъ, и молнiя расшибаетъ дерево въ куски. (Старухино).
По первому удару грома судят о будущем урожа . Если удары его ровны и раскатисты, то урожай будетъ хорошъ. Въ противномъ случа , если гремит отрывисто, безъ ровныхъ каскатовъ, то урожай не будетъ веселить православныхъ. Вода посл перваго грома ц лительна. Какъ только проходить гроза, бабы и д вки со вс хъ сторонъ б гутъ къ ручью или колодцу и тамъ умываются. Хозяйки идутъ къ вод съ подойниками, и въ нихъ положено по два яйца,-наливаютъ подойники водой и несутъ домой, гд сами умываются, коровамъ вымя обмываютъ и всю скотину кропятъ. Отъ этой воды, если челов къ сохнетъ или одержимъ другой какой бол знiю, выздоравливаетъ, а къ скотин никакая хворость не пристанетъ, не будетъ кол ть. Дойныя коровы даже отъ этой воды, если вымыть вымя, больше будутъ давать молока. (Кукуевка и Протасово).
10. В теръ.
В теръ-это л шiй съ крыльями, который, когда разыграется и начнетъ сильно кружиться и махать крыльями, производитъ вихрь. Стоитъ только ум ючи бросить въ вихрь острое шило или острый ножикъ, какъ на кончикахъ ихъ увидишь капли крови. Это ты ранишь л шаго. Разъ вихрь схватилъ кружить мужика
съ острой косой и сильно обр зался. Когда мужикъ высвободился отъ вихря, то увид лъ на кос кровь. (Хмелинки).
В теръ-живое существо, и онъ не одинъ, а ихъ много. Главныхъ в тровъ четыре. Они сидятъ по угламъ земли. Ветры живутъ также на моряхъ, и оттого тамъ бываютъ сильныя бури и кораблекрушенiя. Главный в теръ, которому повинуются вс другiе в тры, называется вихревымъ атаманомъ. Онъ ихъ посылаетъ дуть тамъ, гд ему захочется. Четыре главныхъ в тра, что сидятъ по угламъ края св та, прикованы на ц пи и дуютъ р дко, и то слегка. А если задуютъ посильн е, то производятъ буреломы, за это ихъ наказываетъ начальникъ: еще кр пче они приковываются на ц пи и на бол е долгiй срокъ. (Протасово).
В тры держатся на ц пяхъ и если они дуютъ, то не вс спускаются; иначе они все поломают и сметут съ земли. Хозяинъ ихъ, которому они повинуются,-это челов къ. Есть люди, которые заклинаютъ в теръ, и онъ перестаетъ бушевать. Сила заклинанiя-колдовство. (Старухино).
- Въ нын шнiй годъ (1891 г.) былъ у насъ на жел зной дорог рядчикъ, который останавливалъ т в тры, что приносили намъ дождливыя тучи. Найдетъ, бывало, туча, и хорошая такая, съ виду дождливая, и накренится ужъ совс мъ, такъ и думаешь вотъ-вотъ пойдетъ дождикъ. Анъ н тъ! Рядчикъ стоитъ со своими рабочими на линiи, видитъ, что если туча сильная пройдетъ, то посл нея работа остановится отъ сырости, сейчасъ же вынимаетъ изъ кармана платокъ и махнетъ имъ надъ головой во вс четыре стороны, къ четыремъ главнымъ в трамъ. В теръ перем няется и быстро разбиваетъ тучу. Вотъ почему и было л то сухое и неурожайное,-все это произошло отъ колдовства рядчикова, которое заключено у него въ платк . (Ползиково, Кукуевка).
Разъ у рядчика съ насыпи кукуевскiя д вки украли горсть земли, по сов ту старика Ивлiя своей деревни, и принесли ему. Ивлiй взялъ эту землю, прочиталъ надъ нею ту молитву, которую надо читать, чтобъ отъ колдовства прекратилась засуха, и бросилъ ее въ свой деревенскiй прудъ Посл этого прошелъ небольшой дождичекъ, который немного осв жилъ землю. (Кукуевка).
В тры скидываются въ лошадей, птицъ, голову, козюлю и людей. Сильный в теръ показывается самоваромъ и тучей, по которой сходятъ на землю изъ воздуха шуты и водятъ заблудив-
шагося челов ка за носъ. Такъ, во время в тра, одинъ мужикъ сбился съ дороги и шелъ наугадъ. Откуда ни возьмись, къ нему подошелъ челов къ к спрашиваетъ: "Что, товарищъ, заблудился?"-„Да, заблудился".-"Ну пойдемъ вм ст . Авось найдемъ дорогу". Пошли и скоро пришли къ кабачку. Товарищъ и говорить: "Пыпьемъ на гривенникъ?"-"Выпьемъ, отчего не выпить", отв чаетъ мужикъ. Товарищь выпилъ рюмку водки не крестясь а мужикъ перекрестился. И что же? Товарищъ былъ шутъ: отъ креста онъ провалился, а мужикъ очутился на крыш церкви. Такъ ц лую ночь и просид лъ на крыш , и только утромъ, когда священникъ услыхалъ крикъ, вел лъ сторожу снять мужика съ церковной крыши. (Чапкино).
Отъ в тра заговариваются т мъ же, ч мъ и отъ метели. Читаютъ молитву: "Да воскреснетъ Господь Богъ твой, да расточатся враги твои на мор , океан , на остров Курган , гд самъ Iисусъ Христосъ крестился, на небеса возносился, ангелы Божiи ризами укрывали отъ темной ночи, отъ грозной тучи, отъ бури-в тра, отъ врага-супостата, отъ зла челов ка-ненавистника и отъ напраслиныхъ словъ. Чуръ наше м сто! Чуръ наше м сто! Чуръ наше м сто!" По всей в роятности эта молитва у насъ им етъ универсальное значенiе: ее читаютъ при всякихъ случаяхъ жизни, чтобы избавиться отъ какихъ-либо несчастныхъ случайностей.
11. Облака.
Облака у насъ различаютъ по цв ту и называютъ облаками с рыми, изъ которыхъ идетъ сн гъ; б ло-с рыми-градовыя облака и темными -дождевыя. Если облака на неб разбиваются и обращаются въ различныя фигуры- кажутся зв ремъ, челов комъ, деревомъ и т. п.,-то это значить будетъ хорошая погода.
12. Морозъ, туманъ, роса, иней, градъ, снегъ, метель.
Морозъ, градъ, туманъ и иней происходятъ отъ охлажденiя и движенiя воздуха. (Старухино). Морозъ происходить отъ сгущенiя водяныхъ паровъ съ в тромъ; градъ-отъ скопленiя водяного воздуха: туманъ-отъ сгущенiя водяного пара, который разстилается по всему св ту. Роса образуется отъ теплаго пара и скопившагося газа и садится на траву, кусты и деревья пузырьками, а
иней образуется изъ теплаго сн гу и мги и садится на деревья (Хмелинки). Роса ползетъ изъ земли ц лую ночь и только къ утру выползаетъ вся. Оттого утромъ ея больше бываетъ, ч мъ ночью. Росы бываютъ полезныя и вредныя. Отъ вредныхъ росъ скотина и челов къ забол ваютъ, и вредъ отъ нея переходить на растенiя. Сн гъ падаетъ на землю съ горъ. Его разносить оттуда в теръ сн говыми тучами, когда тамъ разыграется - расходится нечистая сила и замашетъ своими крыльями. Говорятъ старики, что морозъ производить Морозко с дой старикъ. Куда онъ ни ступить зимой, гд ни тряхнетъ своей бородой, тамъ стужа лютая и пойдетъ. Что деревянныя строенiя и деревья въ стужу трещатъ,-это морозъ играетъ да кнутомъ по ст намъ и деревьямъ похлопываетъ. Въ старину зам чали, гд былъ сильный морозъ, тамъ и удары грозовые были сильные и урожай хорошiй. Градъ-это кара Господня за гр хи людскiе, кара за то, что народъ станетъ забывать Бога. Чтобы избавиться отъ града и уберечь свой хл бъ въ пол отъ него, надо изрубить освященную вербу въ Вербное воскресенье на кусочки и весной разс ять по полю. (Чапкино). Многiе во время града выставляютъ кочергу и помело на крыльцо, первенцы и посл дыши въ семь должны три градины перегрызть-и тогда градъ прекратится. Почему это д лаютъ-объясненiй не дано.-Одинъ солдатъ ув рялъ, что туманъ выходить изъ боковъ большихъ горъ, идетъ сначала густо-густо, какъ изъ трубы, и расходится по всему св ту, постепенно р д я. (Протасово).
Въ метель черти играютъ, потому что они радуются, что имъ легко въ это время сбить съ пути-дороги прохожихъ и про зжихъ. Заблудиться можетъ только тотъ челов къ, у котораго на сердц н тъ мыслей о Бог . Въ метель изъ могилъ выходятъ только мертвые колдуны и заводятъ путниковъ, какъ и черти, въ темные л са. Сила ихъ въ метель только до крика первыхъ п туховъ. Посл него они уходятъ опять въ могилу. Если кто сбился съ дороги и не знаетъ, куда хать или итти, то долженъ остановиться и просить Бога, чтобы онъ прояснилъ голову. „Да воскреснетъ Богъ... Отче нашъ..."-эти молитвы защищаютъ отъ чертей и спасаютъ отъ колдуновъ. Снимаютъ верхнюю одежду и стряхиваютъ ее, разуваютъ сапоги и переод ваютъ л вый на правую, а правый на л вую ногу и перевязываютъ поясъ узломъ на л вый бокъ,-вс эти средства спасаютъ заблудившихся отъ ги-
бели въ метель. Многiе говорятъ, что нужно им ть кольцо, которое им ютъ волшебники, и носить его при себ . Куда бы ты ни зашелъ, это кольцо можетъ вывести на дорогу. Стоитъ только вынуть его изъ кармана и сказать: "кольцо мое, кольцо, не ударь въ грязь лицомъ" потомъ потри его о правую полу и брось передъ собой. Кольцо прямо покатится на дорогу и выведетъ заблудившагося. (Чапкино).
Во время метели черти играютъ такъ: они выносятъ изъ воды трехгранную дугу, ставятъ ее въ сн гъ и начинаютъ прыгать черезъ нее. Дуга эта сд лана изъ чернаго дерева, которое растетъ на дн моря. Потомъ сильн е разыграются и начинаютъ катать колесо вокругъ дуги и катаютъ шибко и долго вплоть до конца метели. Наконецъ умариваются, и набольшiй ихъ звонитъ въ колокольчикъ. Черти тотчасъ берутъ дугу и несутъ ее назадъ въ воду на головахъ, потому что это ихъ престолъ, а колесо за дугой катятъ. Колесо у нихъ сд лано изъ зажигательнаго дерева, которое растетъ тоже въ вод , и достать его трудно, такъ какъ оно днемъ засыхаетъ, а только ночью расцв таетъ. (Чапкино).
II. Духи.
1. Л шiе.
Л шiе живутъ въ л сахъ съ женами, д тьми, отцами и матерями. У нихъ есть для каждой семьи свое особое жилище и въ особомъ л су. Жилища свои они строго оберегаютъ и для этого держатъ собакъ. Водится также у нихъ свой скотъ. Вс л шiе повинуются своему атаману, самому старшему изъ л шихъ. Онъ ихъ посылаеть повсюду, гд только ему захочется людей посмущать. Въ полночь л шiе со своимъ атаманомъ выходятъ поиграть. Н которые мужики и бабы видали, какъ они играютъ. Атаманъ выбираетъ самое толстое и высокое дерево въ л су, велитъ его л шимъ нагнуть вершиной къ земл и отдаетъ приказанiе в шаться имъ на в твяхъ его внизъ головой, поочереди. Тогда у нихъ идетъ работа бойкая и живая,-каждый работаетъ весело и увертливо, такъ что атаману становится любо, и онъ хвалитъ ихъ за ловкость. Проходитъ полночь, п тухи проп ли въ первый разъ. Атаманъ велитъ имъ кончить пот ху и разогнуть дерево. Л шiе мигомъ разгибаютъ дерево и б гутъ вм ст съ атаманомъ въ бли-
жайшiй вершокъ. Тамъ у нихъ поднимается крикъ, шумъ, гамъ и продолжается до вторыхъ п туховъ. Посл вторыхъ п туховъ все стихаетъ, и л шiе разб гаются. (Кукуевка).
Видомъ л шiй похожъ на челов ка, только черный собой, покрытъ шерстью, съ крыльями и хвостомъ. Скидывается онъ поводыремъ, ямщикомъ, собакой, кошкой, козломъ и т. п. Л шихъ видали многiе, а особенно колдуны. Одинъ старухинскiй старикъ хорошо его вид лъ около Протасовскаго барскаго л са, когда разъ шелъ туда дрова воровать.
„Онъ (л шiй) халъ на тройк добрыхъ коней за водой, съ большущей бочкой. Сидитъ онъ на бочк и правитъ лошадьми, а самъ на видъ среднихъ л тъ, изъ себя мужчина плотный, весь покрытъ черной блестящей шерстью. Шерсть на немъ вся завита кудрями и голова тоже кудрявенькая, съ небольшими загнутыми виткомъ рожками, не больше мизинца, ноги въ копытахъ. Глядитъ онъ ласково, мягко, какъ добрая черная собака.-"Куда, мужичекъ, идешь? въ л съ?" спрашиваетъ л шiй.-Да, отв чалъ я ему.-"Видишь моихъ лошадей?" говорить онъ: „въ корню-это приказчикъ Шереметевскiй, а л вый пристяжной-вашъ бурмистръ Евстратъ. Въ барщину они мало работали, такъ вотъ теперь у м ня пусть повозятъ воду, поработаютъ". А я этакъ и говорю:
„Господи Боже!" Вдругъ все и сгинуло. Такъ я и не узналъ правой пристяжной".
Въ каждомъ л су живетъ по л шему, а главный надъ ними, л сной царь, живетъ подъ землей, въ аду, гд прикованъ на ц пяхь, которыя и грызетъ. Онъ бы ихъ уже давно перегрызъ, если бы он снова не спаивались. Спаиваются кольца ц пи, когда поютъ: "Иже Херувимы".
Л шiе сбиваютъ путниковъ съ дороги.- Одинъ путникъ заблудился въ л су. Его нагоняетъ кто-то на тройк и кричитъ: „эй, прiятель, садись!" Путникъ с лъ, и кони мчали такъ быстро, что отъ зды онъ задыхался. Съ трудомъ онъ могъ сказать неизв стному, чтобы тотъ полегче гналъ лошадей. А тотъ и говоритъ: „ну, сл зай теперь". Сл зъ путникъ и очутился въ Аравiи. Онъ сталъ распрашивать у встр чныхъ, какъ онъ попалъ сюда изъ Россiйской имперiи. Ему кто-то сказалъ: „ступай на то м сто, гд неизв стный тебя ссадилъ". Послушался путникъ и пошелъ къ тому м сту; глядитъ и видитъ того же самаго мужика, съ какимъ
халъ на тройк . Мужикъ спрашиваетъ: „Куда теб ?"-„А ты отколь взялся?" говоритъ путникъ.-„Ну, садись, довезу!" И помчалъ его на лошадяхъ еще быстр е прежняго. С докъ слова не можетъ выговорить и только кричить- "у... у... ухъ! Ухъ! раз-бой!" и уц пился за экипажъ. А л шiй привезъ его домой въ избу и скрылся. Жена, удивленная этимъ происшествiемъ, стоить и окликаетъ мужа: „Иванъ, Иванъ, чего ты? что съ тобой?" Иванъ же уц пился за столбъ въ изб и кричитъ: „разбой!" Потомъ, когда онъ опомнился, то жена и стала спрашивать его: „хочетъ ли онъ исполнить свое нам ренiе сходить въ Новый Iерусалимъ Богу помолиться, что Онъ спасъ ихъ отъ пожара?" И когда онъ разсказалъ ей все, что съ нимъ случилось, то она сказала, „оттого тебя л шiй такъ и мучитъ, что ты забылъ о своемъ об т Богу".
Надо исполнять об ты, данные передъ Богомъ, и л шiй никогда того челов ка не тронетъ.
Если заблудишься въ л су и чтобы тебя не сбилъ съ дороги л шiй, не говори ни слова и переобуйся такъ же точно, какъ и въ метель, и тогда тебя л шiй не одурачитъ, не будетъ теб казаться все страшнымъ и неизв стнымъ, живо опамятуешься, въ какомъ ты м ст находишься. Когда бабы сбиваются съ дороги въ л су, особенно въ грозу, то он должны скинуть съ себя рубашку, вывернуть ее наизнанку и опять над ть, тогда он найдутъ дорогу. (Протасово, отъ старухи). Если заблудился въ л су съ подводой, то распряги лошадь и опять запряги, только такъ, чтобы кольцо дуги приходилось не впередъ, какъ обыкновенно запрягаютъ, а назадъ. Если же халъ на двухъ подводахъ и заблудился, то запрягай лошадей посл распряжки такъ: съ задней подводы бери дугу на переднюю, а съ передней на заднюю подводу, и об дуги запрягай кольцами назадъ. (Протасово). При этомъ читай про себя, мысленно, молитвы: „Да воскреснетъ Богъ.., Отче нашъ"... съ приговоромъ словъ: „избавь моя молитва от того, на кого я думаю: на шута, пусть шутъ погибнетъ, на вс хъ враговъ, пусть вс враги погибнуть. Какъ подкова разгибается пусть такъ вс враги, вс шуты разорвутся". (Чапкино).
Л шiе зат мъ сбиваютъ людей съ дороги и уводятъ далеко въ л са, чтобы тамъ убить ихъ или до-смерти защекотать. Щекоча челов ка, они начинаютъ его грызть за бока и загрызаютъ совс мъ. Другiе ув ряютъ, что они дятъ людей, и потому рабо-
та между ними распред ляется за добыванiемъ челов ческаго мяса. Одни л шiе занимаются откармливанiемъ пойманныхъ людей; они ихъ кормятъ ор хами, а потомъ закалываютъ, чтобы съ сть ихъ; другiе на наловленныхъ людяхъ работаютъ и здятъ за водой, а третьи только занимаются ловленiемъ людей посредствомъ разныхъ сманиванiй и сбиванiемъ съ дороги, чтобы они заблудились и попали въ ихъ руки.
Л шiе напускаютъ иногда стаи волковъ на стада, когда пастухъ не хорошъ-ругаетъ скотину, бьетъ ее безъ толку и ругается чернымъ словомъ. Если кто перейдетъ сл дъ л шаго, то занемогаетъ бол знью, которую выл чить могутъ только бабки. Он л чатъ бол е заговорною водою и разными л карствами, составленными больше всего изъ травъ.
Д вушекъ и д тей л шiе могутъ похищать. Д вушекъ они берутъ себ въ жены. Берутъ въ жены и женщинъ, живущихъ распутно. За вдовами и замужними женщинами, у которыхъ мужья въ отлучк , л шiе любятъ ухаживать. Тогда они д лаются добрыми и ласковыми, приносятъ гостинцевъ и угощаютъ ихъ, но ихъ гостинцы не хороши - ничто иное, какъ лошадиный пометь. Если у нихъ отъ л шаго рождаются д ти, то они исчезаютъ: родившихся д тей никто не видитъ. Чтобы избавиться отъ такого ухаживанiя, употребляютъ траву чертополохъ. Втыкаютъ въ изб надъ дверью, надъ постелью, кладутъ подъ подушку. Другая трава-простр лъ еще сильн е д йствуетъ противъ л шаго. Если ее положить подъ подушку, то онъ ужъ совс мъ не подступаетъ къ женщин и уходитъ отъ нея навсегда.
Жила старуха съ нев сткой, а сынъ былъ въ солдатахъ. Разъ ночью въ солдатской одежд онъ и является домой. Мать и жена радуются, распрашиваютъ его, а онъ все отв чаетъ, какъ есть. Мать захот ла, пока до утра, угостить сына яичницей. Поб жала она попросить у сос дки сковородочку, а сос дка старух и говоритъ: „къ теб не сынъ пришелъ, а л шiй: въ самую полночь крещеный челов къ не приходитъ".-"Н тъ, матушка, сынокъ, и въ солдатскомъ од янiи". Старуха и говоритъ: „Поди домой и прочитай молитву „Да воскреснетъ Богъ" и иди подъ куриный нас стъ". Пришла мать отъ сос дки съ сковородочкой, а сынокъ ходитъ по изб . Она про себя стала читать молитву и все
идетъ подъ куриный нас стъ, а онъ за ней, и около одной его ноги обвился черный хвостъ. Какъ только подошла къ кочету и дочитала молитву, схватила его за хвостъ. Тотъ захлопалъ крыльями и закричалъ, а л шiй и говорить: "Счастлива ты, старая, что скоро спохватилась, а то я тебя бы разорвалъ", и провалился.
Чтобы вызвать л шаго, надо не молиться Богу на ночь и думать о немъ. Онъ придетъ къ челов ку. Можно увидать л шаго черезъ три бороны. Взять ихъ и поставить такъ, чтобы въ середин между ними можно было сид ть и гляд ть. Л шiй покажется. Смотрятъ также черезъ хомутъ и видятъ л шаго.
Охотники и пастухи вступаютъ въ договоръ съ л шимъ, чтобы одному всегда была удача въ л су на охот , а другому благополучно пасти стадо. Л шiй говорить желающимъ вступить съ нимъ въ договоръ: "Предайся мн ". А договариваюшiй спрашиваетъ: „Какъ это мн сд лать?"-„Сними крестъ и д лай все по моему", скажетъ л шiй. И кто сд лаетъ такъ по слову л шаго, тому во всемъ будетъ удача. Черезъ н сколько времени л шiй требуетъ отъ договаривающихся, во время причастiя, не глотать дарочки (св. Даровъ), а держать за скулами (во рту) и принести ее домой, а оттуда въ л съ, гд онъ живетъ. Тамъ ее зад лать въ березку, вырубивъ первоначально ямку въ ней, вложить дарочку и забить. Потомъ выстр ливаютъ въ нее черезъ плечо и такимъ образомъ навсегда предаются нечистому. Они д лаются сильными колдунами, и имъ отъ л шаго во всемъ подмога.
Л шiй уноситъ младенцевъ до крешенiя и д тей, которыхъ мать ругаетъ чернымъ словомъ. Въ одной богатой семь родился мальчикъ. Родители были радехоньки ему, такъ какъ онъ становился богатымъ насл дникомъ своихъ родителей. Семья была очень богата. У нихъ было всего много; и скота, и лошадей, а лошади все хорошiя и дорогiя. Одинъ конокрадъ-б дный мужикъ-давно изловчался, какъ бы украсть ихъ, да время не приходило. Конокрадъ на второй день, какъ хозяйка родила сына богатому мужику, темной ночью, пошелъ воровать. На встр чу ему попадается л шiй и говоритъ: "Куда ты идешь?" - „Иду лошадей воровать у богатаго мужика, да не знаю, какъ ворота отворять", отв чаетъ воръ. Л шiй сказалъ: „И я къ нему иду воровать не-
крещенаго младенца-сына. Я теб ворота отопру, а ты, когда я младенца на чердакъ отъ матери понесу, не говори ему, если онъ, чихнетъ будь здоровъ". Сговорился л шiй съ воромъ, пошли. Л шiй ворота отворилъ. Какъ только воръ сталъ лошадей выводить, то украденный л шимъ младенецъ чихнулъ на чердак . Воръ сказалъ: „будь здоровъ". Л шiй провалился, а младенецъ остался и закричалъ. Услыхали домашнiе крикъ младенца на чердак , переполошились и не могли ума приложить, какъ онъ туда попалъ. Пришелъ тутъ воръ, покаялся хозяину во всемъ и разсказалъ ему, какъ онъ спасъ отъ л шаго младенца. Съ радости хозяинъ подарилъ вору пару хорошихъ коней.
Им етъ ли л шiй силу за пред лами л са-отв ты различныя. Одни говорятъ, что не им етъ, а другiе утверждаютъ противное. Тоже и о жилищ , скот и о собакахъ-разсказываютъ различное. Протасовцы говорятъ, что у л шихъ н тъ домовъ, н тъ скота и собакъ. Въ л су хватитъ всего: тутъ много пасется нашего скота и немало всякой дичи. Л шiй будетъ сытъ и безъ нашего скота. Н которые говорятъ, что онъ живетъ безъ пищи и только т мъ и занимается, что смушаетъ людей на худыя д ла. Женаты ли л шiе? На это одна старуха отв чала: „Какъ не женаты! Если бы не женились, то давно бы перевелись, а л шихъ всюду тьма тьмущая".
Не любятъ л шiе, когда у нихъ мужики л съ воруютъ. Иногда они прогоняютъ воровъ криками и ауканьемъ, а иногда и съ дубинкой придетъ, чтобы поколотить воровъ. Не прочь и подшутить надъ л снымъ воромъ.
Разъ мужики прi хали ночью въ л съ воровать. Д ло было осенью. Они облюбовали хорошую березку и думаютъ ее поскор е ср зать, а л шiй (шутъ) сидитъ на ней да палочкой постукиваетъ. Мужики см ются надъ нимъ да д лаютъ свое д ло. Вотъ ср зали березку, положили на колесню и хотятъ везти, лошадь ни съ м ста. Смотрятъ, дивуются. И что же? Л шiй с ними шутку сшутилъ: заднiя колеса перем нилъ на переднiя, - лошади-то и тяжело было везти. Зимой, однажды, л шiй напустилъ собакъ на мужиковъ-воровъ л сныхъ. Такъ едва и у хали изъ л су.-„Такъ вотъ и рвутъ, только ударить не даются" и гнались отъ л су за полверсты.
2. Русалки.
Кром л шихъ, въ нашихъ л сахъ водятся еще русалки, но ихъ теперь стало меньше и не такъ стали он опасны для челов ка. Въ старину удавленницъ и утопленницъ не проклинали, и потому ихъ души и превращались въ русалокъ, а теперь священники удавленниковъ и утопленниковъ проклинаютъ, и оттого стало меньше. Русалки въ л су или качаются на в твяхъ березы, или сидятъ подъ деревомъ съ корзинками въ рукахъ, въ хоторыхъ носятъ ягоды, ор хи, бублики, калачи, и этимъ заманиваютъ къ себ маленькихъ ребятъ и защекочиваютъ, а потомъ и радуются. Во время цв тенія хл ба русалки гуляютъ во ржи. Похожи он на д вушекъ, красивы станомъ и лицомъ, съ распущенными длинными зелеными волосами и одежды не им ютъ.
Чтобы избавиться отъ русалокъ, надо очертить кругъ около себя и закрестить, или же взять кочергу и на ней подъ хать къ нимъ. Въ первомъ случа он не переступятъ запрещенной черты и не схватятъ стоящаго въ кругу; во второмъ- он разб гутся отъ того челов ка, который подъ зжаетъ къ нимъ на кочерг , такъ какъ он подумаютъ, что къ нимъ детъ в дьма, которой он боятся. Валькомъ (рубелемъ), отмахиваясь наотмашь, можно избавиться отъ русалокъ, или сказать, сколько клевцовъ (зубьевъ) въ борон , - и он тоже отсупятся. Опасны бываютъ русалки въ русальную нед лю. Он водятся не только въ л су и ржи, но и въ вод .
3. Водяной.
Главный хозяинъ, царь въ вод - водяной. Онъ живетъ въ моряхъ, р кахъ и прудахъ. Видомъ своимъ онъ подобенъ л шему, только шерсть на немъ очень лохматая и б лаго цв та. Одежды не носитъ никакой, и въ пищу употребляетъ то, что водится въ вод . Образомъ своей жизни вполн подобенъ тоже л шему, только л шій царствуетъ въ л су, а водяной въ вод . Водяной не добръ къ людямъ. Хорошъ онъ только къ т мъ, кто его обожаетъ да приноситъ ему въ жертву животныхъ и плоды. Жилъ въ деревн богатый мужикъ и для полевой работы держалъ у себя работника. Разъ заприм тилъ работникъ за хозяиномъ, что у него совс мъ не было ржи въ амбар для пос ва,
а онъ входить въ амбаръ и изъ ст ны закрома сыплется ему въ м рку рожь. Спрашиваетъ работникъ хозяина, что бы это значило. А хозяинъ и говоритъ ему: "Хочешь, научу тебя, какъ добывать рожь?" Согласился работникъ. Хозяинъ взялъ образъ Спасителя и пошелъ къ р к . Тамъ онъ вел лъ работнику положить на берегъ образъ и стать на него ногами. Работникъ сд лалъ. Тогда хозяинъ сказалъ: "Отрекайся отъ отца, матери и отъ всей родни до 12-го кол на". Работникь исполнилъ. И вдругъ изъ-подъ воды вышелъ водяной, собой лохматый и б лый, да и спрашиваеть: "Зач мъ вы меня кликали?" Сильно ороб лъ работникъ, н выдержалъ испуга да и подавай Богъ ноги. Поб жалъ не къ хозяину, а прямо къ своей матери, ни живъ, ни мертвъ. Мать спрашиваетъ его: "что съ тобой, сыночекъ? что, сыночекъ?" А онъ ни слова: едва опамятовался. Понялъ работникъ, что хозяинъ его былъ въ договор съ чертомъ-водянымъ и хот лъ его также поставить въ договоръ съ нимъ. Съ т хъ поръ къ своему хозяину ни ногой: до смерти боялся его.
Въ договоръ вступаютъ съ водянымъ мельники и рыбаки и бросаютъ ему въ даръ баранью голову съ рогами или ц лаго барана. За это водяной мельнику даетъ усп шный помолъ и всегда напускаетъ воды на его мельницу вдоволь, а рыбаку помогаетъ загонять рыбу въ с ти.
Водяной живетъ гд -нибудь въ глубокомъ м ст , подъ берегомъ, въ буговищахъ мельницъ и подъ плотинами въ прудахъ. Онъ им етъ женъ, д тей и кром того еще подвластныхъ себ - меньшихъ водяныхъ. Набираетъ себ водяной женъ, д тей и слугъ изъ людей посредствомъ разныхъ
заманиваній, для этого посылаетъ даже на землю и своихъ слугъ. Они ходятъ по земл и сманиваютъ людей къ прорубямь, мельницамъ и къ другимъ опаснымъ м стамъ. При этомъ всегда людямъ отводятъ глаза. Пристаетъ нечистая сила къ челов ку, когда онъ идетъ не за хорошимъ д ломъ-воровать, пить водку въ кабакъ, на посид лки и т. д. Въ это время всегда около челов ка вертится всякая сила и отходитъ отъ него только тогда, если
старшій позоветъ ее.
Какъ только кто станетъ купаться, водяной уже тутъ подкарауливаетъ его, чтобы утащить къ себ . Удастся утащить ему женщину-она будетъ его женой, мальчика или д вочку-они бу-
дутъ его д тьми, большого мужчину-онъ будетъ его слугою, рабомъ до т хъ поръ, пока не дастъ за себя выкупа, т. е. пока, уже сд лавшись водянымъ, самъ не утащитъ своему старшему - хозяину кого-либо изъ людей. Водяной любитъ выходить на берегъ или всплывать на поверхность воды и разговаривать самъ съ собою. Въ моряхъ онъ здитъ на рыб -кит и на акул . Въ угоду водяному люди этихъ рыбъ не дятъ.
Всего опасн е купаться въ 12 часовъ дня и въ полночь: въ это время часто водяной утаскиваетъ къ себ не только людей, но и лошадей. Разъ шли мужики мимо р чки и одинъ изъ нихъ, хвастаясь передъ товарищами, вздумалъ переплыть эту р чку три раза безъ отдыха. Солнце только что перешло за полдень. Онъ скинулъ рубаху и поплылъ, перекрестясь, первый разъ, потомъ второй и дал е
третій. Плывя третій разъ, мужикъ не усп лъ стать на ноги у берега, какъ на средин р чки показался черный челов къ-чертъ, затрепалъ въ ладоши и закричалъ: "Счастье твое, что за 500 верстъ смущалъ попа"-Одинъ старикъ не купается ужъ л тъ 30 слишкомъ: тоже въ пруду самъ, своими ногами, ощупалъ водяного и перекувырнулся черезъ него, такъ что насилу спасся. (Протасово, Чапкино).
Въ 12 часовъ дня одинъ молодой парень былъ утащенъ въ воду водянымъ. Когда сб жался народъ и призвалъ нырка, чтобы онъ нашелъ утопленнаго и вытащилъ его изъ воды, то онъ нырнулъ въ первый разъ и сказалъ: "подожду пять минутъ, теперь нельзя, потому что на голов его сидитъ б лая лебедь, которая била меня и крыльями, и клювомъ". Черезъ пять минутъ нырокъ вторично спустился на дно къ утопленнику и вытащилъ. Изъ воды кто-то закричаль народу: "Ну, теперь онъ нашъ! Насилу б дняжечка дождался, скоро-ли его замучаютъ!" Б лая лебедь, что сид ла на голов у утопленника, былъ водяной чертъ. Одинъ мальчикъ было-утонулъ, да родители его скоро вытащили изъ воды и откачали. Потомъ спросили, какъ это онъ попалъ въ воду и утонулъ. Мальчикъ разсказывалъ, что пошелъ съ ребятами купаться въ прудъ, м сто было глубокое, а онъ не ум лъ плавать и пошелъ ко дну. Тамъ его встр тилъ с дой старикъ съ рогами и сказалъ, чтобы онъ посид лъ тутъ, пока онъ сходитъ въ свою хату. Мальчикъ остался сид ть, а около него поднялся крикъ, шумъ, гамъ и играла музыка.
|