полезные ресурсы:








ЯЗЫЧЕСТВО, КАК ОНО ЕСТЬ

Годъ 11-й
Кн. XLII.
Этнографическое обозрнiе.
Изданiе Этнографическаго Отдла
Императорскаго Общества Любителей Естествознанiя, Антропологiи и Этнографiи,
Состоящаго при Московскомъ Университет.
1899, № 3.
Подъ редакцiей
Н.А.Янчука.
Москва.
Т-во Скороп. А.А.Левенсонъ. Коммиссiонеры Императорскаго Общества Любителей Естествознанiя въ Москв, Петровка, д. 22.
1899.

 
 

Свадебные обряды и обычаи у великоруссовъ.

 

П. Дилакторскiй.


 

I.


 
 

Описанiе сельской свадьбы въ Сенгилеевскомъ узд, Симбирской губернiи.


 
 

Бракъ въ жизни каждаго человека составляетъ эпоху, такъ какъ съ этого времени онъ вступаетъ въ кругъ новыхъ обязанностей-гражданина и семьянина. По особенно бракъ составляетъ одно изъ важнйшихъ событiй въ жизни русскаго крестьянина, который, въ лиц новаго члена семьи, видитъ и прiобртаетъ еще и теперь преимущественно только рабочую силу, подспорье въ своемъ хозяйств. Въ самомъ дл, жизнь нашего простолюдина мене всего можетъ мыслиться безъ женщины. Вращаясь съиздтства среди крестьянъ, будучи постояннымъ свидтелемъ ихъ жизни, намъ пришлось убеждаться въ этомъ множество разъ, наблюдая жизнь такъ-называемыхъ "одиночекъ". Сплошь и кряду бываютъ такiе случаи: у крестьянина умираетъ жена, оставивъ ему 3-4 дтей, какъ говорится, малъ-мала меньше; нтъ у него помощника, горе большое-и вотъ мужичекъ начинаетъ пить и пьетъ безшабашно, по народному выраженiю, т. е. излишне. Но вотъ онъ женится во второй разъ съ тмъ, какъ самъ свидтельствуетъ, чтобы "баба" сварила ему щи и кашу, да убрала ребятишекъ, т. е. приготовила бы имъ блье, обмыла предъ праздникомъ въ бан и т. п. Что же оказывается? Посл второго брака этотъ самый мужикъ, предавшiйся было пьянству, подъ влiянiемъ жены бросаетъ пить водку и снова принимается за трудъ; его энергiя увеличивается при вид работающей и трудящейся жены, и онъ начинаетъ поправляться въ своемъ хозяйств. Конечно, не каждая женщина способна такъ благотворно влiять на своего мужа и не каждый второй бракъ оканчивается такъ хорошо; но вообще-то должно сказать, что жизнь крестьянина безъ женщины, только въ рдкихъ случаяхъ, можетъ идти правильно и безъ ущерба для хозяйства и пр., когда съ нимъ живутъ уже

 

взрослыя и способныя работать дти. Вотъ поэтому-то издревле крестьянская свадьба совершается съ различными, освященными временемъ, обрядами; они считаются необходимыми, и несоблюденie ихъ, по мннiю народа, влечетъ за собою дурныя послдствiя.

Въ настоящемъ очерк мы опишемъ крестьянскую свадьбу такъ, какъ она совершается въ сел Зеленц, Сенгилеевскаго узда, Симбирской губернiи. Городскiе жители и вообще вс т лица, которыя не видли, какъ совершается и празднуется сельская свадьба, думаемъ, найдутъ не мало интереснаго въ описанiи ея. Кром того, должно замтить, что съ вымиранiемъ старыхъ людей безвозвратно исчезаетъ много такого, что можно было бы занести на страницы народной литературы. Потому предлагаемый очеркъ иметъ въ виду, между прочимъ, и то, чтобы присловья и обряды, совершаемые и произносимые при свадьб, передать памяти потомства. Интересна сельская свадьба и въ томъ отношенiи, что здсь во всемъ блеск проявляется крестьянская вжливость и изысканность въ обращенiи, приправляемыя вмст съ тмъ и русскимъ безобразiемъ, котораго, кажется, никогда не бываетъ нигд и столько, какъ на свадьб.

Свадьбы здсь преимущественно совершаются осенью, когда крестьянинъ уберется съ своимъ хлбомъ въ пол и о предлитъ приблизительно свой годовой доходъ или, выражаясь его словами, свою "казну", когда у него не такъ много дла "по домашности".

Пришла пора жениться доброму молодцу. Отецъ и мать его давно уже толкуютъ между собою, гд бы добыть ясному соколу блую лебедушку. Они поспрашиваютъ сына, какая ему "рнавится" молодка: въ своемъ-ли селенiи, или гд-либо на сторон. Нердко родители подсмиваются надъ своимъ дтищемъ, предлагая ему, якобы серьезно, взять въ замужество двицу, не пользующуюся доброю репутацiею. Посл долгихъ разсужденiй и поисковъ, - иногда мнимыхъ, такъ какъ родителямъ жениха небезызвстны бываютъ его симпатiи къ какой-либо двушк,-родители его засылаютъ къ отцу и матери двицы, на которой остановилось ихъ и ихъ сына вниманiе, сваху, обыкновенно, близкую родственницу, женщину ловкую, балясницу (т. е. умющую хорошо и складно говорить безъ умолку), чтобы могла расхваливать жениха.

Помолившись въ дом жениха, сваха отправляется въ домъ невсты. Входя въ послднiй, она шагаетъ черезъ порогъ непремнно прежде правою ногою; а войдя въ домъ и истово помолившись, она отвшиваетъ поклонъ родителямъ невсты и самой невст, если та случится дома. Затмъ сваха садится на лавку подъ матицей (бревно, поддерживающее потолокъ) и самымъ этимъ даетъ уже понять, зачмъ она пришла. Усвшись, нежданная, а иногда и давно желанная, сваха начинаетъ разговоръ. Нкоторыя свахи прямо приступаютъ къ цли своего путешествiя, а боле ловкая

 

и искусная сваха сначала заводить какой-нибудь незначащiй разговоръ, а потомъ уже умючи обращаетъ его къ цли своего посщенiя. Вотъ примръ такого разговора.

- Здорово живете, добрые люди, -привтствуетъ сваха хозяевъ дома.

- Добро пожаловать, милости просимъ; проходи-ка да садись,- отвчаютъ ей.

Усевшись на лавк подъ матицей, сваха начинаетъ:

- Вотъ, родимые, у насъ пропала овечка. Нтъ-ли у васъ какой присталой? Покажите, пожалуйста, своихъ овечекъ.

Родители невсты, будто не понимая этой аллегорической рчи, говорятъ, что овечки у нихъ загнаны на калду (отгороженное во двор или за дворомъ для скота мсто) и притомъ только свои. Разговоръ завязывается; дальше-больше, и сваха, наконецъ, уловивъ моментъ, подводитъ разговоръ къ цли своего посщенiя дома невстиныхъ родителей. Послднiе прямо говорятъ, что "ноншнiй годъ" у нихъ "отдашной двки" нтъ. Такъ отказываютъ, действительно не намревающiеся въ этотъ годъ отдавать свою дочь замужъ. Если же родители невсты намерены освободиться отъ лишняго рта, то, поблагодаривъ за честь, начинаютъ разспрашивать сваху, кто женихъ, живы ли у него родители, чмъ занимаются и пр.,-словомъ, разспрашиваютъ про вс женихово заведенiе т. е. состоянiе. Конечно, съ перваго раза родители невсты не даютъ положительнаго отвта, а особенно, если невста не изъ одного прихода съ женихомъ. Кром того, отецъ и мать невсты всегда найдутъ какую-нибудь причину, чтобы уклониться отъ прямого отвта: то невст года не вышли, то къ свадьб не готовились, слдовательно-надлежащаго для этого матерiала не припасено. Само собою разумется, что сваха очень хорошо понимаетъ эти фиктивныя причины, имющiя цлью, какъ говорится, поводить свaxy за носъ и показать ей, что известная двушка-не очень-то простая и какая-нибудь, что родители ея не намрены отдать свою дочь за перваго присватавшагося жениха, что, благодаря ея красот и другимъ достоинствамъ, у ней постоянно будетъ много жениховъ... Нечего уже и говорить, что положительнаго отвта нельзя ожидать, когда же нихъ и невста принадлежать къ разнымъ приходамъ. Въ этомъ случае уклончивый отвтъ делается и для того, чтобы какъ-нибудь стороной разузнать о состоянiи жениха, или лучше-о состоянiи его родителей. Наконецъ, после многихъ побывокъ у невсты, сваха получаетъ отъ родителей ея соглacie и приглашенiе- привести жениха въ ихъ домъ, чтобы онъ посмотрлъ на невсту, а последняя на жениха. Въ одинъ изъ ближайшихъ после этого дней женихъ, нарядившись въ лучшую одежду, отправляется съ родителями своими и другими родственниками въ домъ невсты на такъ называемыя смотрины, или просто смотры.

Женихъ садится за столъ на почетное мсто, подъ иконы. Съ правой его стороны садятся отецъ крестный, отецъ родной и прочiе родственники мужескаго пола, по старшинству; а по лвую- мать крестная, мать родная и другiя родственницы въ такомъ же точно порядк. На смотринахъ нтъ ничего особенного. Невста сидитъ въ чулан со своими подругами. Черезъ нсколько времени посл того, какъ вс усядутся, ее выводятъ изъ чулана на показъ жениху. На смотринахъ же родители жениха и невсты договариваются объ условiяхъ, на которыхъ должна быть сыграна свадьба. Родители невсты выговариваютъ ей вина (отъ 1/2 до 3 ведеръ), шубу, обувь, харчу (говядины), пива (отъ 5 до 25 ведеръ;) тутъ же условливаются относительно кладки (вно, выкупъ), которую долженъ заплатить женихъ невст 1),-о томъ, съ дарами ли будетъ свадьба, или безъ даровъ. Если съ дарами, то сколько человкъ дарить и т. п. Дары покупаются невстою на кладку, которая простирается отъ 10 до 50, а иногда и до 80 рублей. Конечно, чмъ больше кладка, тмъ большее число людей должна одарить невста и тмъ богаче будутъ дары. На смотринахъ же условливаются о дн рукобитья, или запоя, и свадьбы.

На запой, бывающiй постоянно въ дом родителей невсты, приходятъ съ женихомъ большею частiю мужчины: женщинъ бываетъ здсь не боле одной трети всхъ пришедшихъ. Каждая изъ женщинъ, со стороны жениха, приноситъ невст какой либо гостинецъ: орховъ, жомковъ (дешевыхъ пряниковъ), лепешекъ домашняго приготовленiя и т. п. Когда вс усядутся за столомъ вышеуказаннымъ образомъ, то ударяютъ по рукамъ, отчего этотъ свадебный моментъ и называется рукобитьемъ. Это происходить такъ. Шаферъ со стороны жениха, обыкновенно называемый дружкою, встаетъ и приглашаетъ отца крестнаго, отца родного, мать крестную и мать родную и другихъ невстиныхъ родственниковъ ударить по рукамъ. Родной отецъ невсты подходитъ къ столу и кладетъ на него свою правую руку ладонью вверхъ, на нее ему кладетъ дружка приготовленный ему чистый платокъ, а на платокъ кладетъ ладонью внизъ свою руку родной отецъ жениха, такъ что ладони обоихъ отцовъ разделяются платкомъ. Затмъ, на руку женихова отца кладетъ руку ладонью вверхъ отецъ крестный невсты, а на его руку-отецъ крестный жениха ладонью внизъ, но безъ всякой перекладки. Въ такомъ же точно порядк кладутъ свои руки матери жениха и невсты - родныя и крестныя, а затмъ и вс остальные родственники той и другой стороны до тхъ поръ, пока нельзя будетъ составлять паръ. Такимъ образомъ, составляется цлый столбъ ручныхъ кистей, положенныхъ одна на другой. Когда образованiе этого столба кончится, дружка вызы-

1) У крестьянъ не невста приноситъ денежное приданое жениху, а этотъ послднiй даетъ его ей.

ваетъ кого либо изъ постороннихъ и проситъ его разложить эту кучу рукъ. Призванный приходитъ къ столу и, начиная съ верхней руки, не торопясь, беретъ одну руку за другой и отпускаетъ ихъ владльцевъ на свое мсто. Посл этого женихова родня целуется съ невстиной родней. Поздоровавшись, вс садятся по своимъ мстамъ. Когда вс усядутся, женщины съ жениховой стороны идутъ съ своими подарками въ чуланъ къ сидящей тамъ невст, здороваются съ нею и ея подругами и отдаютъ ей принесенные съ собою гостинцы, после чего чинно садятся за столъ. Дружка начинаетъ обносить принесеннымъ съ собою пивомъ невстиныхъ сродниковъ. Въ это время невста выходитъ съ подругами изъ чулана и кланяется жениху. Имъ обоимъ дружка подноситъ по стакану пива, они трижды обмениваются ими, пьютъ и цлуются. Затмъ сестра невсты или какая либо другая родственница подходить къ ней съ подносомъ, на которомъ лежать или шерстяныя перчатки, или шарфъ, или еще что-нибудь, и подаетъ ей; та беретъ и подносить жениху въ даръ. Посл этого вевста уходитъ въ чуланъ, а двушки-ея подруги-начинаютъ пть величанiя жениху и невст (больше никому не поютъ на запо).

Жениху:

Раскудрявчикъ, кудрявчикъ ты мой,

Кудреватая головушка твоя,

Свтъ Иванъ Матвевичъ,

Кто тебя спородилъ, молодца?

- Спородила меня матушка;

Вспоилъ, вскормилъ батюшка,

Возлеляла чужая сторона;

Завивала кудри родимая сестра,

Свтъ Лександра Матвеевна.

Завивая, приговаривала:

Когда рчушки разольются,

Въ т-поры кудри разовьются

По едину русу волосу,

По черняному кафтанчику.


 
 

Или:

У дородна добра молодца,

Свтъ Михаила Василича,

Въ три ряда кудри завиваются,

A въ четвертый рядъ

По плечамъ лежатъ - разстилаются,

По чернымъ бровямъ разсыпаются.

Не сами кудри завивалися:

Завивала кудри красна двица-душа,

Свтъ Графена-то Васильевна,

На серебряну булавочку

По едину русу волосу.


 
 

По окончанiи псни двушки обыкновенно приговариваютъ:


 
 

Слышишь ли, Михайла Василичъ?

Теб псенку поемъ.

Теб честь воздаемъ


 
 

Посл первой псни женихъ долженъ дать двушкамъ какую-нибудь монету, а посл другихъ псенъ можно ограничиться одною словесною благодарностiю.


 
 

Невст:

Вечоръ-то мы, красныя двушки,

Во пиру были, во бесдушк

У любезной подруженьки

Катерины Ивановны.

Ужъ мы пили ее, пропили

Не за сто рублей, не за тысячу-

За едину винну чарочку;

Не за князя, не за барина-

За дородна добра молодца

Свтъ Никифора Петровича.

 

Или:

Не пташечки слеталися:

Красны двушки сходилися

Ко любезной своей подруженьк,

Свтъ Татьян Петровн.

Они думали за единое (вмст),

Они пили, ее пропили и пр.


 
 

Или же поютъ общую псню жениху и невст:

Какъ по саду было садику,

По зелену виноградничку

Ходилъ, гулялъ молодецъ,

Добрый молодецъ-отцовкiй сынъ, Алексй-ятъ свтъ Степановичъ.

Ходилъ онъ ко кусту розову,

Срывалъ онъ розовый цвтокъ.

На цвточекъ-отъ любуется,

Красот своей дивуется:

Былъ я въ город въ Казани, въ Москв, Не нашелъ невсты по себ;

Лучше въ город Симбирск я женюсь,

Возьму двицу-красавицу,

Свтъ Авдотью Николаевну.


 
 

Или:

Черная ягода смородина

Зеленёхонька заломана,

Во пучки перевязана,

На дороженьку разбросана...

Молода душа засватана,

Молодая запорочена (запоручена?)

Свтъ Наталья Адексевна.

Что засватала ее свахонька

Татьяна Федоровна,

По-часту въ гости ходючи,

По-низёхоньку кланяючись,

Умныя рчи говариваючи:

Вы отдайте свою умную дочь,

Свою умну дочь, разумную

За удала добра молодца

За Ивана свтъ Андреича.

У насъ молодецъ умнехонекъ,

Разудаленькiй смирнехонекъ.

Онъ не пьетъ пива пьянаго,

Не куритъ зелена вина,

Опричь меда сладкаго,

Опричь кушанья сахарнаго.


 
 

По уход гостей, невста считаетъ своею непремнною обязанностью проплакать заунывно слдующее:

Сидла то я, горькая,

У родимаго батюшки

Въ новой горенк;

Вс-то я думушки

Передумала;

Одна-то мн думушка

Съ ума нейдетъ:

Какъ-то мн, горькой,

Въ чужихъ людяхъ жить.


 
 

На слдующiй посл рукобитья день женихъ отправляется въ сопровожденiи 2-3 своихъ товарищей къ невсте "мрить шубу". 0нъ снимаетъ съ невсты мрку, по которой обязанъ сшить своей суженой ко дню свадьбы выговоренную на смотрахъ ея родителями шубу. Ихъ угощаютъ. А на другой день къ жениху приходятъ подруги невсты (безъ нея) "мрить рубашку" съ жениха. Ихъ также угощаютъ. Затмъ имъ даютъ рубашку жениха, по которой невста должна ко дню свадьбы сшить своему нареченному новую-подвнечную. Въ моментъ передачи рубашки двушкамъ, послднiя поютъ:


 
 

На Иван рубашечка,

На Петрович рубашечка,

Она тонка, полотняная.

Кто эту рубашечку

Шилъ-вышивалъ?

Вышивала эту рубашечку

Родимая сестрица;

Она шила, приговаривала:

Долго-ль теб, братецъ,

Эту рубашечку носить

Холостому неженатому?

Возьмемъ мы за тебя

Душу красну двицу,

Свтъ Марину Ивановну.

Посл угощенiя женихъ долженъ потшить двушекъ: прокатить ихъ на лошадяхъ нсколько разъ по селенiю и непремнно съ колокольчикомъ.

Не особенно давно въ описываемой мстности стали употребляться такъ называемыя вечёрки (вечеринки), занесенныя изъ чужихъ краевъ. Крестьяне данной мстности-по преимуществу швецы крестьянской одежды, валяльщики теплой обуви и шерстобиты. Уходя на заработки очень далеко, верстъ за 300-400, въ Вятскую, Уфимскую и Самарскую губернiи, они, по возвращенiи оттуда, вносятъ въ обычную жизнь своихъ односельчанъ чуждые обычаи. Сюда относятся и вечерки. Откуда собственно он занесены, гд ихъ родина,-на этотъ вопросъ мы получили отвтъ:- "изъ-за Волги". Выраженiе "за Волгой" въ данной Мстности присвояется исключительно Самарской губернiи, а потому, вроятно здсь и должно искать родину вечерокъ. Нужнымъ, однако, считаемъ оговориться, что это-личное наше предположенiе, которое не выдаемъ за несомненное.1)

Вечерки обыкновенно бываютъ въ томъ случа, когда между днемъ рукобитья и днемъ свадьбы промежутокъ времени довольно порядочный, не мене 3-4 недль. Он состоять въ слдующемъ. Женихъ въ сопровожденiи товарищей (человкъ 5-6) по вечерамъ ходитъ къ невст, разумется, не ежедневно. Вс парни (такъ у крестьянъ называютъ молодыхъ, неженатыхъ кавалеровъ,- такъ и мы будемъ называть ихъ) садятся за столъ, на который ставится какое-либо угощенiе, напр.: дешевые пряники, смена подсолнуха и т. п. Женихъ съ невстою садятся въ переднiй уголъ. Когда приготовленные припасы немного поистощатся, когда парнямъ поднесутъ по 2-3 добрыхъ стакана водки, то послднiе, поблагодаривъ за угощенiе, начинаютъ собственно вечерку.

Двушки садятся на лавк подъ-рядъ, и противъ нихъ на скамь садятся парни. Женихъ, взявъ невсту за правую руку, ходитъ съ нею по изб взадъ и впередъ, а сидящiе поютъ имъ слдующую псню:


 
 

Какъ за нашимъ за дворомъ

За зеленымъ садомъ

Растетъ трава-мурава,

Муравая шелкова.

По травинк пава шла,

За павой павлинъ идетъ.

Скажи, пава, гд была?

Чего, пава, видла?

- Я видла молодца

Павла свтъ Никитича.


 
 

- Поздравляемъ васъ, Павелъ Никитичъ, съ псенкой,-говорятъ двушки, обращаясь къ жениху.

- Благодарю,-отвчаетъ тотъ.

- Чмъ благодарить, лучше подарить,-замчаютъ ему на это двушки. И женихъ долженъ дать пвицамъ какую-либо монету.

1) Это предположенiе подтверждается нижеслдующимъ описанiемъ свадьбы въ Самарской губ. Ред.

Подаривши двушекъ, онъ садится съ невстою на лавку, а двушки посылаютъ ходить по изб какого-нибудь парня и поютъ ему:

Не дивуйтесь, люди добры,

Я жениться хочу:

Я сейчасъ судьбу найду,

Я за рученьку возьму,

Вдоль горенки проведу,

Поцлую да пойду.


 
 

Въ то время, какъ поются послднiе четыре стиха, парень, ходящiй по изб, беретъ за руку какую-либо двушку, ведетъ ее съ собою, цлуется съ нею, садится на свое мсто, а оставленная имъ двушка должна ходить по изб. Ей поютъ:

Не дивуйтесь, люди добры,

Я весной замужъ пойду:

Я сейчасъ судьбу найду

и т.д.


 
 

Повторяется только что описанное.

Бываетъ и иначе. Оставленная парнемъ двушка, ходя по изб, сама поетъ:


 
 

Вольная пташечка канареечка Стосковалася, сгоревалася,

Давно съ миленькимъ

Не видалася.

Кто меня любитъ,

Тотъ ко мн подойдетъ.


 
 

Или:

Горенка, горенка новенькая,

Въ Горенк печки муравленыя,

Печки печурочки серебряныя.

Долго-ль, долго-ль

Мн по горенк ходить?

Долго-ль долголь

Мн по миленькомъ тужить?

Миленькiй соскучится,

Самъ подойдетъ,

За рученьку онъ возьметъ,

Вдоль горенки проведетъ,

Поцлуеть да уйдетъ.


 
 

Къ двушк подходитъ парень, беретъ ее за руку, идетъ по изб, цлуетъ и отводить на мсто, самъ замнивъ ее собою. Это продолжается до тхъ поръ, пока перечередуются вс парни и двицы.

Въ другой разъ парни затваютъ игру въ старосты. Она состоитъ въ слдующемъ. Изъ своей среды парни выбираютъ одного боле или мене расторопнаго въ старосты, который и ставитъ всхъ двушекъ въ рядъ, а противъ нихъ- своихъ товарищей тоже въ рядъ, такъ, чтобы противъ каждаго парня стояла двушка. Затмъ онъ беретъ полотенце, свертываетъ его жгутомъ и выходить изъ избы въ сни. Пробывъ тамъ нсколько минутъ, онъ возвращается и говоритъ:

- Былъ я, братцы, во всхъ городахъ. Пришелъ изъ города указъ-двкамъ предъ парнями на колнкахъ стоять.

Вс двицы немедленно становятся на колни. Староста снова выходитъ изъ избы, а двицы, между тмъ, должны стоять вс это время на колняхъ и не говорить ни слова-ни другъ съ другомъ, ни съ кмъ-либо изъ кавалеровъ. Наконецъ староста приходить и говоритъ:

- И не стыдно двушкамъ стоять предъ парнями на колнях?

Сказавъ это, онъ ударяетъ каждую слегка жгутомъ, а т все стоятъ на колняхъ. Затмъ староста подходитъ къ крайнему парню и спрашиваетъ его:

- Что это у те (т. е. у тебя) двка-то на колняхъ стоитъ?

- Помилуйте, ваше степенство, отвчаетъ тотъ: она у меня провинилась.

- Въ чемъ провинилась?

- Щей не сварила.

Староста подходитъ къ слдующимъ парнямъ, предлагаетъ имъ т же вопросы и получаетъ въ отвтъ, что двка за то стоитъ на колняхъ, что-или хлба не испекла, или ухватъ сломала, или постель не приготовила и т. п. Выспросивъ, такимъ образомъ, у каждаго парня, въ чемъ виновата стоящая предъ нимъ на колняхъ двушка, староста говорить:

- Ну, что, братцы, простите вы ихъ, али нтъ?

- Нтъ, отвчаютъ парни. Староста уходитъ въ сни, а двицы все стоятъ на колняхъ. Черезъ нсколько времени онъ возвращается и снова спрашиваетъ:

- Ну, что? Простите двокъ-то, али нтъ? Если отвтъ послдуетъ отрицательный, то староста снова выходить изъ избы и, возвратившись, снова предлагаетъ тотъ же вопросъ. Это продолжается до тхъ поръ, пока парни простятъ мнимо провинившихся двицъ.

- Ну, теперь поцелуйтесь! командуетъ староста.

Девушки поднимаются, цлуются съ кавалерами и садятся на лавк, а староста снова удаляется изъ избы и, возвратившись, говоритъ:

- Ну, братцы, быль я во всхъ городахъ; пришелъ изъ города указъ-парнямъ передъ двками на колняхъ стоять.

Парни, какъ прежде двушки, становятся предъ последними на колни и происходитъ тоже, что описано выше-при стоянiи двушекъ на колняхъ: уходъ старосты изъ избы въ сни, пристыживанiе парней въ стоянiи на колняхъ предъ двушками, удары жгутомъ по спин и спрашиванiе, за какую провинность парни преклонили свои колни предъ прекрасными двицами. Одна изъ нихъ говоритъ, что парень дровъ не купилъ, а потому печь топить нечмъ;

другая-парень муки не заготовилъ, хлбы не изъ чего приготовить; третья-парень сильно пьетъ; четвертая-кочергу не снесъ въ кузницу для починки и т. п. Затмъ повторяются вопросы о томъ, простятъ-ли двицы парней, или нтъ; словомъ, повторяется описанное. По прощенiи, об стороны целуются, садятся по своимъ мстамъ и начинаютъ пть псни. Женихъ и невста не принимаютъ участiя въ этой игр.


 
 

Ягодка съ вишенкой

Съ поля на поле шли,

Навстрчу встрчалися.

Ягодка вишенку

Стала спрашивати:

Вишенка Назаръ (женихъ),

Сударь Михайловичъ

Гд ты былъ-пребывалъ?

- Ягодка Оксинья (невста),

Душа Федоровна,

Во твоемъ саду.

- Что длалъ ты тамъ?

- Я малинку бралъ.

- Ты во что ее клалъ?

- Въ твой платочекъ завязалъ.

- Ты куда её длъ

- Твоей мамыньк отнесъ.


 
 

Эта псня относится къ жениху. Затмъ двушки повторяютъ ту же псню, только спрашиваетъ уже не ягодка вишенку, а наоборотъ, вместо платочка поется шляпа, вместо мамыньк-батюшк. Затмъ слдуетъ поздравленiе жениха и невсты съ псенкой безъ требованiя подарить. Наконецъ, каждому, кавалеру поется величанiе:


 
 

Кто у насъ холостъ?

Кто у насъ не женатъ?

А Иванъ-атъ холостой,

Василичъ-атъ не женатъ.

Время, вдь, теб жениться,

На добра коня садиться,

Время теб хати

Ко тестеву ко двору,

Ко тещиному крыльцу,

Къ невстину терему.

На широкiй дворъ възжалъ,

Громкимъ голосомъ кричалъ;

Ты, двица, выдь сюда.

- Я бы рада къ теб вышла

Больно втеръ сильно бьетъ,

Головушку, свты, рветъ.


 
 

Затмъ поздравляютъ съ песенкой.

Наканун свадьбы, поутру, двушки водятъ невсту въ баню гд раздваютъ се, моютъ и парятъ вничкомъ, а невста нтъ-нтъ да и поплачетъ. Подруги невсты не выпустятъ ее изъ бани до тхъ поръ, пока она назоветъ по имени и отчеству своего жениха. Если невста сразу назоветъ своего нареченнаго, то впослдствiи надъ нею будутъ смяться: "вотъ-де, такая-то очень рада была, что выходила за-мужъ", и пр. Во избжанiе такого нареканiя, невсты обыкновенно уклоняются, по возможности, долго отъ отвта.

Предъ выходомъ изъ бани двушки поютъ:


 
 

Какъ на мор

Cpa уточка купалася,

На синемъ-полоскалася;

Полоскавшись,

Cpa уточка встрепенулася,

Встрепенувшись,

Сра уточка возгаркнула:

Какъ мн, срой уточк,

Поднятися?

Со крутыми бережками

Разстатися?

Прiйдетъ зима-

Зима студеная,

Прiйдутъ морозы-

Морозы крещенскiе,

Закуетъ-ли мать Волгу рченьку

Тонкимъ льдомъ,

Занесетъ круты бережки

Молодымъ снжкомъ...

Въ терем свтъ Татьяна душа

Умывалася,

Блилами свтъ Петровна

Наблилася,

Румянами красна двица

Нарумянилась.

Во цвтно платье

Наряжалася,

Подъ златы внцы

Собиралася.

На пути изъ бани къ дому невста начинаетъ вопить, подруги уговариваютъ ее, а она не унимается:

Не сине моречко

Всколыхнулося,

Не сра уточка

Съ моря поднималася;

Поднималась-то я, горькая,

Изъ новой горенки-

Изъ банюшки

Со красными двушками,

Со любезными подружками...

Свти, мсяцъ,

Свти, звезды,

Просвти пути-дороженьки

Вплоть до батюшкинова двора.


 
 

Возвратившись изъ бани домой, невста приговариваетъ:

- Спасибо вамъ, братцы, на дубовыхъ дровцахъ; спасибо теб, любезная невстушка, Марина Ивановна, на шелковомъ вничк, а вамъ, красныя двушки, на пару-на баньк.

Наканун же свадьбы всегда бываетъ двичникъ, зватые и дары.

Названiе двичника произошло оттого, что въ этотъ разъ двушки проводятъ съ невстою двицею послднiй вечеръ.

Около обденнаго времени этого дня женихъ и невста посылаютъ - первый мужчину, а послдняя двушекъ-подругъ- звать каждый своихъ родныхъ и знакомыхъ на двичникъ. Послы, придя къ кому-либо и помолившись Богу, обыкновенно такъ приглашаютъ, напр., приходскаго священника, къ которому, обязательно заходятъ за благословенiемъ:

- Батюшка и матушка! Петръ Василичъ и Пелагея Спиридоновна (родители жениха) вамъ кланяются и просятъ на вечеринку посидть, пивца испить, псенокъ послушать, пожалуйста, не оставьте!

Посланные отъ невсты просятъ отъ имени ея родителей. Когда посланники невсты обойдутъ всхъ ея сродниковъ и знакомыхъ, которыхъ заранее решено было пригласить на двичникъ, то отправляются къ жениху, просятъ его побывать на вечеринк и затмъ у него остаются. Женихъ къ этому времени заране наряжается въ рубашку, которую ему сшила невста къ внцу.

Обыкновенно невста отсылаетъ ее своему нареченному утромъ въ этотъ день. Посланца угощаютъ пивомъ или сыченымъ квасомъ (настой на меду) и, прокативъ нсколько разъ по селенiю, ссаживаютъ у дома невсты.

Женихъ, въ сопровожденiи своихъ родителей, отца крестнаго и матери крестной, братьевъ съ ихъ женами (если, разумется, они женаты) и съ прочими родственниками, съ дружкою и поддружьемъ (помощникъ дружки), или - по выраженiю крестьянъ-"полдружьемъ", отправляется къ невст вечеромъ, "при огняхъ", т. е. когда стемнетъ и въ избахъ зажгутъ огни. Лишь только женихъ ступитъ за порогъ дома невсты, двушки запоютъ:


 
 

Соколъ летитъ, (2)

Колоколъ звонитъ.

А ты, ласкова тещенька,

Не всполахивайся

Я къ теб, я къ теб

Съ небольшими гостями,-

Только со мной

Три тысячи:

Первая-то тысяча

Собирательная;

Вторая-то тысяча

Соряжательная,

А третья-то тысяча-

Я самъ съ гостьми.


 
 

Пока двушки поютъ эту псню, дружка, идущiй впереди всхъ, женихъ и пришедшiе съ нимъ родственники молятся Богу и затмъ разсаживаются. Женихъ садится за столъ на почетное мсто-подъ иконы; по правую его сторону садятся сродники мужескаго пола, по лвую - женскаго, по степенямъ родства и старшинства, описаннымъ выше порядкомъ. Разсаживанiемъ занимается дружка, говоря: Василiй Петровичъ (женихъ), изволь-ка садиться; проходи впередъ. Отецъ крестный, мать крестная, проходите: ты (отецъ крестный) вотъ сюда (указываетъ мсто рядомъ съ женихомъ на правой сторон), а ты (мать крестная) вотъ сюда (указываетъ мсто рядомъ съ женихомъ на лвой сторон) и т. д. Когда вс усядутся, дружка обращается къ поддружью:

- Эй ты, полдружье! Давай-ка штофъ вина, да жбанъ пива.

- Петръ Иванычъ,-обращается дружка къ родному отцу жениха,-выняй-ка каравай хлба, да подавай сюда!

Вс эти припасы жениховы сродники приносятъ съ собою.

- А ты, сватушка,-обращается дружка къ отцу невсты,- дай-ка мн аршинчикъ (небольшой стаканъ), ни малъ и ни великъ.

- Экаси, какеи сватья-то добрющи,-замчаетъ кто-нибудь изъ невстиной родни:-чего только они не принесли!.. какъ есть всего!..

- Дайте-ка еще пустое ведерко,-продолжаетъ дружка: а ты, полдружье, вылей туда пиво изъ лагуна-то (жбана).

Когда подадутъ "аршинчикъ", ведро, когда перельютъ послднее изъ жбана пиво и когда все смолкнетъ или, точне говоря, немного поугомонится, дружка наливаетъ изъ принесеннаго женихомъ штофа водки стаканчикъ, а поддружье въ другой стаканчикъ наливаетъ жениховскаго пива. Затмъ дружка кричитъ:

- Иванъ Иванычъ (отецъ невсты), иди-ка, поздоровайся (съ отцомъ жениха).

Жениховъ отецъ беретъ у дружки стаканъ съ виномъ, а невстинъ-стаканъ пива у поддружья; затмъ передаютъ стаканы другъ другу трижды, крестясь по три раза, выпиваютъ и цлуются также трижды. Посл этого вызываются родныя матери жениха и невсты, отецъ крестный, мать крестная и другiе сродники невсты по степени родства и старшинства для здорованiя съ соответствующими жениховыми родственниками, и повторяется тоже самое. Когда, такимъ образомъ, вс невстины родственники перездороваются съ жениховою роднёю, а вино еще осталось недопитымъ, то дружка, наливъ стаканъ виномъ, подаетъ его невстиному, говоря:

- Какъ хошь сватушка, а мы вино затмъ принесли, чтобы пить. Подноси, кому хошь.

Тутъ отецъ невсты обноситъ виномъ своихъ сосдей и кого попало, пока оно вс истощится. Когда вино выйдетъ вс, дружка, опрокинувъ штофъ на бокъ, а аршинчикъ вверхъ дномъ, говоритъ:

- Не обезсудьте, сватушка и свахонька,навишгв.-И затмъ присовокупляетъ:

- А ну-ка, сватушка и свахонька, выведите намъ невсту съ даромъ жениху.

Во время здорованiя своихъ родственниковъ съ жениховыми невста сидитъ обыкновенно подъ покрываломъ на "конник"- (такъ называется близъ входной двери лавка, отъ которой идутъ вплоть до полу досчатыя загородки; такимъ образомъ, "конникъ" представляетъ собой крытый четыреугольникъ; верхняя его доска поднимается). Тотчасъ посл вызова со стороны дружки, къ невст подходятъ близкiя родственницы, снимаютъ покрывало съ головы, кладутъ его ей на плечо и выводятъ къ столу, за которымъ возсдаетъ женихъ со своею роднёю. Во время этого выхода невсты двушки поютъ:

Не вылетай, cpa уточка,

Изъ-за острова:

Увидитъ тебя

Младъ сизый орелъ,

Ощиплетъ теб

Сизы перушки.


 
 

Подошедши къ столу и помолившись Богу, невста кланяется въ поясъ-жениху, на правую и лвую стороны, затмъ выпрямляется и опускаетъ глаза внизъ. Съ правой ея стороны становится поддружье съ ведромъ пива и ведромъ сыченаго кваса, а съ лвой - дружка, позади ея близкая родственница, держащая подносъ съ дарами. Послднiе состоять изъ рукодлiй невсты, а большею частью изъ матерiй, купленныхъ на взятую съ жениха "кладку". Поддружье наливаетъ стаканъ пивомъ или сыченымъ квасомъ, смотря по тому, кто что употребляетъ, и передаетъ невст. Та беретъ и передаетъ прежде всего жениху, низко кланяясь. Женихъ встаетъ съ своего мста, беретъ изъ рукъ невсты стаканъ пива также съ поклономъ, затмъ кланяется всмъ сидящимъ за столомъ, выпиваетъ и пустой стаканъ возвращаетъ невст. Она принимаетъ его, отдаетъ поддружью и, взявъ отъ стоящей позади ея родственницы подносъ съ даромъ, подаетъ его съ поклономъ жениху. Дружка въ это время причитаетъ:

- Хвалится наша невста своими шитыми дарами, своимъ чистымъ рукодльемъ; дарокъ-отъ примите, рыльце утрите, невсту поцлуйте, за дарокъ заплатите.

Женихъ беретъ даръ, утираетъ имъ свой ротъ, трижды цлуется съ невстой, кладетъ на подносъ сколько-нибудь денегъ; кланяется ей и садится на свое мсто. Затмъ дружка вызывает

родителей жениха, его отца крестнаго, мать крестную и прочихъ родственниковъ, которые выходятъ изъ-за стола къ невст, принимаютъ отъ нея стаканъ съ напиткомъ и получаютъ что-либо въ даръ. Все совершается точно такъ же, какъ и при дар жениха. Каждый, получившій даръ, долженъ отплатить. Когда женихова родня будетъ одарена вся, дружка выкрикиваетъ:

- А не будетъ ли подарочка дружк?

И онъ получаетъ даръ, а потомъ вопрошаетъ:

- Ну, что? всхъ ли одарили?

- Нтъ,-отвчаютъ ему: невста будетъ дарить свою родню.

- Ну, это ваше дло,-говоритъ дружка; свое дло я справилъ, больше съ меня ничего не требуется, я вы-какъ хотите. А ты, невста, оборачивайся къ своимъ и выдаривай.

Невста оборачивается задомъ къ сидящимъ за столомъ гостямъ и начинаетъ такъ же, какъ и прежде, выдаивать своихъ братьевъ, сестеръ и другихъ родственниковъ, кром снох (если, разумется, онъ есть), которыхъ никогда при этомъ случа не дарятъ.

Въ это время, какъ невста подноситъ по стакану пива или сыченаго кваса и выдариваетъ, двушки поютъ:


 
 

Жениху.


 
 

Вы цвты-ли мои, цвтики,

Вы цвты мои лазоревы,

Васъ немножечко посяно,

Очень много уродилося:

Васъ три поля, васъ три чистыхъ.

Перво поле-до батюшки,

Второ поле-до матушки,

Третье поле-до суженой

Что до суженой до ряженой;


 
 

До дородна добра молодца,

До Григорія Иваныча.

Въ него двица влюбилася,

Въ красавица волестилася 1)

Во его ли щечки алыя,

Во его ли брови черная,

Во его ли кудри русыя,

Во его ль часту походочку.


 
 

Или:


 
 

Не шелкова ниточка

Къ стнк льнетъ;

Иванъ (женихъ) Варварушку (невста)

Къ сердцу жметъ.

Скажи-ка, Варварушка,

Скажи-ка, Ефимовна,


 
 

Кто теб милъ,

Кто по душ?

- Милъ то мн милехонекъ

Батюшка родной.

-Не правда, Варварушка,

Не истинная.


 
 

Затмъ двушки поютъ эту псню снова и на вопросъ: кто милъ, кто по душ?-въ псн поется:


 
 

-Милъ-то мн милёхонекъ

Иванъ сударь свтъ Матвевичъ.

-Правда, Варварушка,

Правда истинная.


 
 

Отцу жениха.


 
 

По городу по новому

Звоны пошли,

По терему по высокому

Дары понесли.

1) Въ высшей степени влюбилась.

Прими мой даръ,

Свекоръ батюшка,

Прими мой даръ,

Не прогнвайся.

Мои дары не спасеные,

Моя свадьба не знамая 1).


 
 

Или:


 
 

У Миколы у Святителя

Трижды въ колоколъ ударили;

У Прохора Иваныча

Трижды сердце возрадовалось:

Впервой возрадовалось-

Сынокъ родился;


 
 

Въ другой возрадовалось-

Сынокъ на возраст;

Въ третій возрадовалось-

Женить собрались;

Еще сердце возрадовалось-

Невстушку взяли.


 
 

Матери жениха поютъ т же самыя величанія,-только съ перемною именъ.


 
 

Женатому гостю или замужней женщин поютъ:


 
 

Какъ у нашего голубя

Золотая голова,

У голубки-

Алой лентой увита.

У Ивана-то хорошая жена...

Пришелъ деверь,

Позавидовалъ снох.

Кабы это да моя жена была,

Могъ бы чмъ

Утшить-воскрасить (нарядить):

Весной бы я-

Воскрашеной косой

По осени бы я-

Въ коляск золотой,

А зимой-то я-

Въ новыхъ лаковыхъ саняхъ.


 
 

Или:


 
 

Въ огород трава

Зеленымъ-зелена;

У Степана-то жена

Молодымъ-молода,

Молодехонька;

Точно бленькій груздочекъ-

Блянушка.

Душка-женушка


 
 

Марьюшка,

Спороди-ка ты мн сына,

Какъ яснаго сокола,

Каковъ я у тебя.

Отдадимъ мы его

Въ Москву грамот учить,

Мы не ради учьбы (ученья),

Ради чести-хвалы.


 
 

Или:


 
 

Какъ у рюмочки,

У серебряной

Золотой внокъ.

У Ефима-то Дементьича

Дорогой разумъ-обычай:

Гд ни ходитъ, ни гуляетъ,

Ночевать домой приходитъ,

Воротечки отворяетъ,

Жену вызываетъ:


 
 

Ты встрчай меня, хозяйка,

Встрчай, молодая,

-Мн и нкогда встрчать;

Сына милаго качаю (2)

Перемны чаю;

Я такую перемну-

Сноху молодую,

Я сноху ли молодую,

Какъ дочку родную.


 
 

Или:


 
 

Во шандальчикахъ свчки

Ясно горятъ,

Яраго воска отаиваютъ.

Ольга Захарьевна

По сничкамъ похаживаетъ.


 
 

Нянюшекъ, мамушекъ укладываеть.

Нянюшки, мамушки,

Ложитеся спать,

Вамъ некого ждать;

А мн молоденьк

1) Не особенно цнные подарки и не особенно извстная свадьба.

Всю ночь не засыпать:

Кровать убирать;

Убравши кроватушку,

Постелюшку стлать;

Постеля постелюшку,

Изголовьице класть;

Положивши изголовье,

Мила дружка ждать.

Погодя маленько.

Соколъ изъ за горъ, изъ-за горъ,

Ясенъ изъ-за долъ, изъ-за долъ;

Василій-атъ на дворъ,

Спиридоновичъ на дворъ.

Онъ на дворъ-то детъ,

Дворъ-атъ веселится;

На крылечко входитъ,

Оно жиблется (трясется).

Въ снички входитъ,

Сапожки скрипятъ; (2)

Двери не стоятъ,


 
 

Рчь говорятъ:

Гд ты былъ, соколъ,

Гд былъ-пребывалъ?

Гд былъ, ясный,

Гд былъ-пребывалъ?

-Былъ-то я, соколъ,

У тестя въ гостяхъ,

Былъ-то я, ясный,

У ласковаго.

мъ тебя тестюшка

Дарилъ, жаловалъ?

-Дарилъ меня тестюшка

Воронымъ конемъ;

Дарила меня тещенька

Стольнымъ городомъ;

Большой шуринъ-

Черкасскимъ сдломъ;

Большая своячина -

Шитымъ ковромъ.


 
 

Или:


 
 

Какъ по снямъ, было сничкамъ

По новымъ снямъ ршечитаимъ

Ходила, погуливала

Молода больша боярыня

Огафья Васильевна.

Будила, побуживала

Молодого свого барина

Петра-то Василича:

Встань-ка, прояснись, баринъ мой;

Пробудись, душа-надеженька!

Случилося у насъ несчастьице:

Разыгрался у насъ добрый конь,

Поломалъ сады зеленые,


 
 

Изломалъ цвты лазоревые.

-Не тужи, душа Огафьюшка,

Не тужи, душа Васильевна.

Насъ Господь-то Богъ помилуетъ,

Господинъ-атъ царь пожалуетъ:

Надлитъ онъ насъ тремя городами:

Первый-то городъ-Казань городокъ;

Другой городъ-Москва городокъ;

Третій городъ-Симбирскъ городокъ

Въ Казани-то будемъ сына женить,

Въ Москв-то будемъ дочь отдавать,

Во Симбирск-то будемъ сами поживать.


 
 

Или:


 
 

Въ горенк во новой, во новой,

Стоялъ столикъ кедровой, кедровой,

Серебряный съ бахрамой (2), 1)

Накрытъ доской золотой (2).

Алексй-ятъ господинъ (2),

Семенычъ-атъ господинъ (2),

Онъ по горенк ходилъ (2),

Ко столику подходилъ (2),

Вина въ рюмки наливалъ (2),

Татьячушк (жен) подносилъ (2),

Федоровн подносилъ (2);

Татьянушка, ты моя (2),

Федоровна, ты моя (2),

Кушай рюмку у меня (2):

Роди сына сокола (2)

Блымъ лицомъ во тебя (2),

Разумомъ во меня (2),

Отдадимъ мы сынка (2)

Грамот мы учить, мы учить,

По - нмецки, по - французски говорить (2).


 
 

Или:


 
 

Летли дв птички

Собой не велички;

Гд он летли,

Тутъ люди глядли;

Гд он садились,

Тутъ люди дивились.

1) Цифра 2 означаетъ здсь повтореніе послднихъ словъ въ стих, тогда какъ въ другихъ случаяхъ мы обозначаемъ ею повтореніе всего стиха.

Сли на калинку

На саму вершинку.

Стали он пти,

Пти-распвати

И васъ уважати.

Иванъ-атъ Сергичъ

По горниц ходитъ,

Феодосью Петровну (жену)

За рученьку водитъ,

Ручку пожимаеть,


 
 

Душой называеть.

Душка-женушка,

Федосья Петровна,

Спороди-ка ты мн сына,

Какъ благо сыра.

Отдадимъ мы сына

Грамот учиться,

рую" читати

И перомъ писати.


 
 

Холостымъ.


 
 

У сахарной яблонки

Отрасли втки до сырой земли;

У прекраснаго молодца,

У Ивана свтъ Иваныча,

Прилегли кудри ко блому лицу,

Ко блому ко румяному.

Его личико-

Точно бленькій снжокъ;


 
 

Щечки алы -

Въ саду розовый цвтокъ;

Брови-черны;

Взглядъ-веселые глаза;

На головушк-

Кудрявы волоса...

Кто тебя спородилъ, молодца?


 
 

Или:


 
 

Намъ сказали, что Никифоръ-атъ богатъ,

Алексичъ-атъ богатъ

Онъ и сотенку на сотенку считаеть,

Миллiонами по городу ссыпаетъ1),

Онъ и тыщами въ окошечко бросаетъ.

Изъ неволи сиротъ выпускаетъ:

Изъ неволи-невольниковъ,

Изъ острогу -острожниковъ.

За него-ли Богу молятся,

За удала добра молодца,

За Никифора Лексича.


 
 

Или:


 
 

Андрея-то матушка,

Митрича, сударыня,

Въ воскресенье спородила,

Въ воскресенье, во заутреню,

Пеленала лентой алою,

Первивала, приговаривала:

Ты, дитятко, Андрей сударь,

Что и милый Митріевичъ!

Ты когда будешь на возраст,

Ты задумаешь жениться,

На добра коня садиться.

Ты подъдешь ко двору тестеву,

Ко тестеву-ко невестину

Ты возъдешь на широкій дворъ,

Не пускай коня по двору:

Привяжи коня ко столбу,

Ко тому столбу точеному,

Ко крылечку позлащеному.

Ты взойдешь на красенъ крылецъ-

Не клади плохо плеточку:


 
 

Повсь плеточку на скобочку.

Ты взойдешь во новы сни -

Не клади плохо шапочку.

Отдай шапочку батюшк.

Ты взойдешь въ высокъ теремъ -

Ты не много Богу молися (==молись),

Ты пониже тестю кланяйся,

Еще ниже-своей тещеньк,

Въ особливицу-своячин.

Выбирай свою сужену,

Выбирай свою ряжену.

Твоя сужена наряжена,

Впереди за столъ посажена,

Отъ двушекъ отмнилася (==отличается),

Ея личко пермнилося,

Рзвы ноги подкосилися,

Блы руки опустилися,

Съ плечъ головушка скатилася,

Изъ глазъ слезы покатилися.


 
 

Или:


 
 

Кто у насъ уменъ,

Кто у насъ разуменъ?

Свтъ Лексй-атъ уменъ,

Лексичъ разумнъ

По горниц ходитъ,

Въ зеркало глядится,

 

1) Длаетъ миллiоные обороты.

 

Самъ себ дивится:

Какой я хорошій,

Какой я пригожій!

Хорошъ уродился,

Пригожъ нарядился.

По горниц ходитъ,

Сапогъ надваетъ,

Чулокъ не мараетъ.

На коня садится,

Конь-то веселится.

Онъ плёточкой машетъ,

Подъ нимъ конь-атъ пляшетъ.

Со двора съзжаетъ,

Луга объзжаетъ,

Луга зеленые,

Травы шелковыя.

Къ саду подъзжаетъ,

Пташки распваютъ,

Двушки гуляютъ,

Ворота (о)творяютъ,

Лекся встрчаютъ,

За руку примаютъ:

Пожжай, нашъ хорошій

Пожжай, нашъ пригожій...

За руки примаютъ,

За столы сажаютъ,

За столы дубовы,

За скатерти браны,

За яства сахарны,

За пойла медвяны.

Стаканъ водки наливаютъ,

На подносичк подносятъ,

Его милость просятъ:

Ты, Лексй, сударь, выпей,

Лексичъ, воскушай.

- Я не пью хмельного

Вина зеленого;

Выпью-ль я, не выпью

Стаканъ водки сладкой:

Съ водки не спьянишься,

Лучше взвеселишься...


 
 

Или:


 
 

Долина, долинушка,

Раздолье широкое;

По этой долинушк

Гуляетъ дтинушка-

Иванъ сиротинушка.

Повсилъ головушку

На праву сторонушку;

Опустилъ онъ очи ясны

Въ мать сыру землю.

Увидала его матушка

Съ высокаго терема,

Изъ Красна окошечка.

-Что ты, мое дитятко,

Что ты, мое милое,

Не весело ходишь?

Не смло ступаешь?

-Родимая матушка,

Къ чему веселитися

Вс люди женилися,

А я у васъ, матушка,

Хожу холостъ -не женатъ.

-Женись, женись, дитятко,

Женись, мое милое.

Возьми, возьми, дитятко,

У купчика дочку

Ты ее, богатую,

Еще тароватую,

Въ дл расторопную,

Въ рчахъ разговорчиву.


 
 

Свах.


 
 

Ходила свахонька по двору,

На ней лисья шубонька до полу.

Правая полынька-въ тыщу рублей,

Лвая полынька- во сто рублей.

А свахонька, догадайся,

За златъ кошель принимайся;

Въ кошельк казна золотая.

Отъ той казны хоть гривнёшку,

Отъ гривнешки хоть грошишка;

Тотъ грошишка ребромъ становится,

Въ стопочку норовится, 1)

Намъ, двушкамъ, пригодится.


 
 

Дружк.


 
 

Какъ у дружечки бородка...

За то его цари любятъ,

Господа-то почитаютъ.

На большо мсто сажаютъ.

 

1) Намревается попасть въ чашку.

2) Хранитель.

 

Слышишь-ли, дружка,

Теб псню поемъ,

Тебъ честь воздаемъ.

Воеводой называемъ.

Воевода ты нашъ, воевода.

Крпокъ ты нашъ содержитель!..


 
 

По окончанiи псни двушки обыкновенно поздравляютъ съ псенкой того, кому пропто величаніе. На ,,благодарю" он отвчаютъ:


 
 

Чмъ благодарить,

Лучше подарить.


 
 

Если и посл этого не воспослдуетъ вещественной благодарности, то он поютъ слдующую ироническую псенку:


 
 

Похалъ Ларивонъ, сударь, воевати

На добрымъ кон-на коров,

Со вострой саблей-со лучиной,

По дикимъ степямъ-по подлавкамъ,

За такими за зврями-за мышами.


 
 

Когда невста выдаритъ всхъ жениховыхъ и своихъ родственниковъ и, поклонившись сидящимъ за столомъ гостямъ, уйдетъ въ чуланъ, то ея родители угощаютъ пришедшихъ на дары ужиномъ. Дружка и теперь командуетъ. Онъ приговариваетъ:

- Гости званы, гости браны (избранные), гости возлюбленны! Полюбите у нашего сватушки и свахоньки хлба и соли; въ кутъ 1) по лавочк, отъ кута по скамеечк; не всякаго на имя (т. е. не каждаго приглашать по имени), а вс заразъ, не всякому челомъ и низкой поклонъ... Прошу покорно, покушайте.

На дарахъ же за ужиномъ дружка приглашаетъ въ поздъ, кого слдуетъ, напр., женихова крестнаго отца, такъ:

- Иванъ Иванычъ! Прошу покорно послужить князю нареченному: съ добрымъ конемъ и сдломъ и со всею сбруей ратной во храбрый поздъ пожаловать.

Точно также онъ приглашаетъ и прочихъ позжанъ. Тутъ же онъ проситъ кого-нибудь быть разносчикомъ пива, кого-стоять у воротъ и охранять ихъ и пр., словомъ, онъ назначаетъ въ это время разнаго рода чиновниковъ для дня свадьбы въ очень большомъ количеств и всякому найдетъ дло.

За ужиномъ въ этотъ свадебный моментъ подаютъ только три кушанья: холодное, горячее и курникъ (круглый пирогь съ курицею). Первыя два кушанья уничтожаются; но лишь только подадутъ курникъ, гости тотчасъ же поворачиваютъ вилки съ ножами и ложки теренками къ курнику и, не прикасаясь къ нему, выходятъ изъ-за стола. Гостей потчуютъ преимущественно виномъ: чуть-ли не посл каждой ложки радушные хозяева подносятъ по аршинчику водки. Надобно замтить, что вино-самая необходимая принадлежность свадьбы, оно фигурируетъ на самомъ первомъ план, и безъ него свадьба-не свадьба. Будь на свадъб одно вино и закуска простой черный хлбъ съ капустой или соленымя огурцами-и довольно. Посл будутъ говорить:

 

Кутъ, первое, почетное мсто подъ иконами, въ переднемъ углу.

 

у такого-то такъ была свадьба!... виномъ хоть обливайся... и накатились же вс тогда!.. Словомъ, объ этой свадьб будутъ ходить только самые лестные отзывы. Но окажись на свадьб хотя бы только небольшой недостатокъ въ вин, а разнаго рода кушанья вдоволь, въ народ заговорятъ: ну, что за свадьба была у такого-то! и вина-то не было: всего-то по 2-3 стаканчика поднесли; а что толку въ кушаньяхъ-то!.. Извстное дло, было бы вино... и пр.

Лишь только начнутъ ужинать,-двушки запоютъ величанія:


 
 

Жениху съ невстой.


 
 

Во горниц гусли лежали,

Во новыя, во звончатыя,

Никто не взыграетъ,

Варварушку (невста) не утшаетъ,

Ивана-то (женихъ) дома нть,

Сударика не случилось:

Онъ у тестюшки пируетъ,

У тещеньки зять столуетъ.

Теща зятя угощала,

Вина рюмку наливала,

На поднос подносила,

Ему говорила:

Ужъ ты пей, зятекъ,

Пьяный не напейся;

Надъ Варварушкой не взломайся,

Надъ Ефимовной не взвеличайся;

Не заставь ее тебя разувати;

У тебя, зятюшка, ноги грязны,

У Варварушки руки блы,

На рукахъ-то перстни золотые.

Во перстняхъ камни дорогіе.

Блы рученьки замараетъ,

Золоты ІІерстни поломаетъ,

Дороги камни растеряетъ.


 
 

Или:


 
 

Убита дороженька бархатомъ,

Убита широкая алыимъ.

Кто эту дороженьку

Торилъ, убивалъ?

Убивалъ дороженьку

Федоръ, сударь.

Свтъ-Степановичъ,

Онъ ко тестюшк

Въ гости ходючи,

Дороги гостинцы посючи.

Первой-то гостинецъ-черносливъ,

Другой-то гостинецъ-виноградъ.

А третій гостинецъ-самъ на дворъ,

Чтобы его тестюшка встрчалъ,

На широкій дворъ впускалъ.

Ласкова тещенька

За блы руки примала.

За дубовый столъ сажала

Что это за скатерти,

Что это за браныя?

Что это за яства за сахарныя?

Что эта за пойла за медвяныя?

Вы сборы, сборы

Авдотьи Ивановны...

Собирала двушекъ

Она насъ на пиръ,

Сажала подруженекъ

Высоко-высоко,

Сама то садилась

Выше всхъ,

Клонила головушку

Ниже всхъ.

Думала думушку

Крпче всхъ.

Подумавши думушку,

Слово молвила:

Вы, подружки мои,

Вы, голубушки!

Вы придумайте

Моей больной головушк,

Какъ-то мн

Во чужихъ людяхъ жить?

Чужого отца

Назвать батюшкой,

Чужую-то мать

Матушкой?


 
 

Прочимъ гостямъ повторяются прежнія псни.

Поужинавъ и нагрузившись виномъ, гости поднимаются съ

 

своихъ мстъ и прощаются со сватьями. Какъ только женихъ перешагнетъ за порогъ, двушки запоютъ ему:


 
 

Лексй, сударь, воротися,

Степановичъ, воротися:

Позабылъ ты рукавички

На поличк.


 
 

Считается признакомъ худого тона, если женихъ возвратится; двушки осмютъ его.

Когда дорогіе гости выйдутъ со двора, невста, молчавшая весь вечеръ, начинаетъ жалобно причитать нараспвъ:

Сударь ты мой, батюшка,

Ефимъ Феодоровичъ!

Лебедушка блая,

Родимая матушка,

Настасья Петровна!

Что это у васъ, батюшка,

Были за люди за торговые?

Что за пиры за бесды?

Чего они, батюшка,

Чего торговали?

Чего они у васъ, матушка,

Чего закупали?

Не мою-ли косыньку

Они торговали?

Не мою-ли русу

Они закупали?

Свтъ-то моя буйная головушка

Не дочесана;

Свтъ-то моя руса косынька

Не доплетена;

Шелковая ала ленточка

Не доношена.

Не далъ ты мн, батюшка,

Дочесать буйну головушку;

Не дала ты мн, матушка,

Доплести русу косыньку,

Не дала ты мн, любезная сестрица,

Александра Ефимовна,

Доносить шелковую алу ленточку.


 
 

Обрашаясь посл этого исключительно къ сестр, она продолжаетъ:


 
 

Лебедушка блая,

Любезная сестрица,

Лександра Ефимовна!

Покрасуйся, голубушка,

Пока у родимаго батюшки

У Ефима Феодорыча;

А еще-то, голубушка,

У родимой матушки,

Настасьи Петровны.

А я-то, горькая, открасовалася,

А я-то, безсчастная, отнжилась.


 
 

Невстины подруги станутъ уговаривать ее и просить, чтобы она не роняла напрасно слезъ и словъ. А та продолжаетъ:


 
 

Лебедушки блыя,

Любезны подруженьки!

Не унимайте, голубушки,

Меня, горькую,

Меня безсчастную.

Какъ мн, горькой,

Какъ мн не плакати?

Какъ мн не тужити?

Все мое сердечушко переныло,

Все ретивое переболло,

На васъ смотрючи.

Придетъ ко мн, горькой,

Большой праздничекъ,

Выйду я, горькая,

Изъ воротъ на улицу;

Погляжу я, безсчастная,

На красныхъ двушекъ,

На своихъ любезныхъ подружекъ:

Мои-то подружки

Точно макъ цвтутъ.

А я-то, горькая,

А я-то, безсчастная,

Какъ во-пол былинушка,

Горькая травынька,

Полынушка подкошеная,

Въ рядахъ подсушеная.


 
 

Обращаясь, затмъ, снова къ родителямъ, она причитаетъ:


 
 

Сударь ты мой, батюшка,

Сударь родимый,

Ефимъ Феодорычъ!

Лебедушка блая,

 

Родимая матушка,

Настасья Петровна!

Что это вы, голубчики,

На меня больно осердилися,

На что глядя, прогнвались?

Отдаете во чужи люди,

Во чужи люди въ незнамые,

Въ незнамые-незнакомые 1).

Во чужихъ-то людяхъ

Жить надо умючи,

Про все разумючи.

Али я вамъ, батюшка,

Была не работница?

Али я вамъ, матушка,

Была не скорый посолъ?

Не слуга верная?

Запоручили вы мн, батюшка,

Мою буйную головушку

Великой кручиной;

Сплели вы мн, матушка,

Мои блы рученьки

Травою великой (павиликой?)

Подкосили вы мн, батюшка,

Мои рзвы ноженьки

Травою осокой.

Во чужихъ-то людяхъ

Я не смю избою пройти,

Избою пройти-слово молвити

Я не смю назвать

Свекора батюшкой,

А свекровушку-матушкой,

А чужое-то чадо -

Имямъ (именемъ)-отчествомъ,

Иваномъ Матвичемъ.


 
 

Двушки остаются ночевать у невсты и уже не покидаютъ ее до тхъ поръ, пока отвезутъ въ церковь-на бракосочетаніе.

На слдующій день, въ день свадьбы, невста встаетъ раньше всхъ и, умывшись и помолившись Богу, садится на лавку и снова принимается выть:


 
 

Вставайте-ка, родимый батюшка

И родимая матушка!

Сударь ты мой, батюшка,

Ефимъ Федоровичъ;

Лебедушка блая,

Родимая матушка,

Настасья Петровна!

Спалась ли вамъ

Темная ноченька?

А мн-то, горькой,

Мало спалось,

Много видлось.

Приснился мн, горькой,

Сонъ не радошенъ,

Сонъ-крутая гора,

Крутая гора, быстра рка,

Быстра рка не забывчива.

Ходила я, горькая

По крутой гор, (2)

По быстрой рк.

Потеряла я, горькая,

Трое золотыхъ ключиковъ:

Первы-то ключики

Отъ волюшки батюшкиной,

Други-то ключики

Отъ нги матушкиной,

Третьи-то ключики

Отъ двичьей красоты.

Свтъ-то моя честь-хвала,

Двичья красота

Русая косынька

У родимой матушки,

Настасьи Петровны:

Свтъ-то моя волюшка

У родимаго батюшки,

Ефима Федорыча;

Свтъ-то мое сидньице

У родимаго братца,

У Кирилла Ефимыча,

Въ углу подъ окошечкомъ

Со красными двушками.

Домашніе невсты и ея подруги, безпокоимые ея причитаніями встаютъ. По требованію подругъ, невста снова умывается.

Сосди и прочіе поселяне, зная, что въ данный день иметъ совершиться бракосочетаніе такой-то двицы съ такимъ-то, спозаранку приходятъ послушать, уметъ ли невста искусно при-

1) Если двушка выходитъ замужъ въ другое селеніе, то прибавляетъ:


 
 

А еще больше-

На чужую сторону.

читать. Увидя кого-нибудь входящаго, напр., сосдку, невста причитаетъ:


 
 

Поди-ка, лебедушка,

Поди-ка, блая,

Къ намъ, горькіимъ,

Къ намъ, безсчастныимъ,

На мою свадьбу красную.

Не прогнвайся, голубушка,

Что я тебя не встртила

Среди пути-дороженьки,

Среди двора широкаго,

Среди крыльца высокаго,

Среди новой горницы.


 
 

Если у невсты нтъ кого-либо изъ родителей, напр., матери, то она, вставши раньше всхъ, будитъ своихъ подругъ и проситъ ихъ сходить съ нею на кладбище или, какъ говорятъ крестьяне, на "мазарки"-попросить у умершей матери благословенія на бракъ. Она причитаетъ:


 
 

Вставайте-ка, лебедушки,

Любезны подруженьки!

Сослужите службу врную,

Службу врную-послднюю:

Пойдемте-ка, лебедушки,

Любезныя подруженьки,

Со мною во чистое поле

Будить родимую матушку

Графену Петровну.


 
 

Собравшись, вс они молча идутъ на кладбище. Пришедши къ могил матери, невста вопитъ:


 
 

Поднимитесь, втры-сиверки,

Со крутыхъ горъ, со высокіихъ,

Раздуйте-ка матушку сыру землю

По чистому по полю.

Раскройся, матушка,

Гробова доска.

Размахни-ка, матушка,

Свои блы рученьки,

Распахни полотно тонкое,

Раскрой свои очи ясныя,

Разожми уста сахарныя.

Ты промолви-ка, матушка,

Ласково словечушко,

Утешь мое сердечушко:

Собрать-срядить меня есть кому,

А благословить меня некому.


 
 

Также точно причитаетъ невста, если у нея нтъ въ живыхъ отца, только перемняя "матушка" на "батюшка".

Когда, при возвращеніи съ кладбища, станутъ подходить къ дому, то двушки запоютъ:


 
 

Ты рка ли моя, рченька,

Ты рка-ли моя быстрая!..

Течетъ рчка, не колыхнется,

Бжитъ рчка, не уплеснется.

Вы, крутые бережки,

Стойте, не (о)сыпайтеся.

А ты, красна двица,

Марія Ивановна,

Стоишь-не улыбнешься,

Говоришь рчь- не усмхнешься.


 
 

Невста отвчаетъ на это:


 
 

Ужъ вы, люди добрые,

Подружки любезныя,

Мн чему-ли радоватися,

На что глядя, веселитися?

Полна гостей горница,

Полна свтлая свтлица;

Только нтъ гостьюшки любимой-

Матушки родимой,

Татьяны Ивановны.

Собрать-срядить меня есть кому,

А благословить меня некому.


 
 

Входя въ избу и встртивъ, нпр., брата, она обращается къ нему

Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz