полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая


Телеса наши от сырой земли,

Кости крепкия взяты от камени,

Кровь-руда от черна моря 78.

Народные загадки метафорически называют волоса – лесом, а траву – волосами: “ой, на гори гай, пид гаем мигай, пид мигаем сопай, пид сопаем хопай” (голова, волоса, очи, нос и рот); “густый лис, чисто поле, два соболи, два стекла, труба и лепетайло” (волоса, лоб, брови, очи, нос и язык) 79; “под лесом-лесом колеса с повесом” (под спущенными косами висят серьги); “летела тень (= дзень, звук ударяющей косы) на Петров день, стала плакать, аж волосы вянут” (= трава, которую скосили); “красна девица сидит в темнице (= морковь или свекла в земле), а коса (= зелень) наруже” 80. Подобными сближениями пользуется и народная песня, особенно если речь идет о превращениях: так, утопая в волнах, говорила девица брату: “не коси, братец, шелковой травы; шелкова трава – то моя русая коса!” 81 В сербской песне хвалится девица:

Moja ситна коса – зелена ливада,

Moje чарне очи – два бистра кладенца 82.

В стихе о Егории Храбром сказано, что у его сестёр “власы, как кавыль-трава”. Сербы называют лес – шума, потому что в нем слышится постоянный шелест листьев (малорос. песня: “шум ходит по диброви”); а чешск, osumeti от первоначального значения: лишиться листьев, срываемых ветром, перешло в понятие: олысеть 83. С указанными метафорами тесно связывается поверье о зеленых волосах русалок, водяных и леших и тот часто встречаемый в народных сказках мотив, по которому щетка, кинутая героем во время бегства от враждебных преследователей, превращается в лес: из каждого волоска вырастает дерево 84. Русалки, как водяные нимфы, наделены зелеными косами, подобно римским божествам рек и финскому царю волн (Ahto), которые представлялись с травяными бородами; т. е. зелень, растущая по берегам рек и источников, рассматривалась, как волосы водяных богов и богинь 85. Малорусская загадка, означающая “камыш”, изображает это растение в таком поэтическом образе: “стоит дид над водою, колыхает бородою” 86. От санскр. vrdh – расти происходят лат. barba (вместо bardha), нем. oart и славян, брада; следоват., уже самый язык, назвавший бороду – растущею, наводил фантазию на это метафори(72)ческое уподобление 87. Доселе уцелел обычай связывать, во время жатвы, пук несрезанных колосьев и оставлять его на ниве в честь древнего бога плодородия; это называется: завивать Волосу бороду.

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz