полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая


Убиралася, наряжалася,

До церкви пишла – як зоря зiйшла,

У церковь вжшла та-й засiяла.

Малорос. гарный – славный, хороший родственно с словами греть = гореть, серб. грjати (светить и согревать) 107. Следующие выражения указывают, что с стихией света соединялись и понятия о счастии и весельи: красоваться – жить в довольстве, весело, красная жизнь – счастливая, краситься – играть, гулять 108; “быть на кресу” – торжествовать, получить желаемое.

d) Слово чистый однозначительно с “светлым” и также совмещает в себе понятия небесного сияния и святости: небо чистое, небо прочищается, облает, чисть – то же, что ясень (вёдро): “на небе такая чисть!” 109 чистое злато и серебро (сравни: красное золото), Пречистая Дева; очищение было религиозным обрядом, состоявшим в прыганий чрез зажженные костры, в окуривании и омовении ключевой во(51)дою: огонь – символ небесной молнии, вода – символ дождя. Как весенняя гроза выводит из-за туч и туманов яркое солнце, прочищает небо, так действием огня и воды прогоняются от человека темные, враждебные, демонические силы; позднее обряд этот получил значение нравственного очищения от грехов (чистилище, очистительная молитва и присяга, чистота душевная). С отрицанием не – нечистый есть название дьявола; нечистая сила – сила мрака, холода и всего враждебного человеку; подобно тому и слово черный, противоположность которого “белому” так резко запечатлелась в предании о Чернобоге и Белбоге, употребляется как эпитет злых духов. В заговорах упоминаются “черные духи, нелюдимые” и творятся заклятия “от черных божиих людей” 110; а Густинская летопись приводит показания старинных кудесников 111: “наши бози живут в безднах, видом черни, крилаты, з хвостами, летают под небо слушающе ваших богов”. Сербск. поговорка: “ако je црн, ниjе ђаво” 112; в словацкой песне: “ciemj certi”; самое слово черт (cert, cart) Колляр производит от “черный”: с приданием корню сег формующей буквы t образуется cert (cart=schwarz), а с приданием буквы n – cern (Cernbog, чернь) 113. В духовных сочинениях дьявол именуется “князем тьмы”; у немцев черт называется – der schwarze, др.-сак. mirki – tenebrosus (сравни с нашим мрак; “er was swarz als ein rabe” 114). Народная загадка, означающая дым, уподобляет его черту: “чорт голенаст, выгибаться горазд” 115; во многих преданиях рассказывается, как черти, превращаясь в тонкий дым, мгновенно исчезают: “бес же изыде аки тьма из сосуда” 116. За темнотою до сих пор удерживается в простонародье представление чего-то таинственно страшного; обычная заметка: “не к ночи будь сказано” есть род заклятия, чтобы неосторожно сказанное вечером слово не вызвало какой беды 117; темною комнатой старые няни пугают детей; нечистые духи разгуливают по ночам и во мраке творят людям и животным зло, солнечных же лучей они боятся и тотчас разбегаются при утреннем рассвете 118. Темное царство демонов (=ад) представлялось на западе – там, где заходит солнце, где потухают его светлые лучи (см. гл. IV). Так как мрак скрывает все под своей непроницаемой пеленою, то злому духу приписываются свойства и названия укрывателя, таителя, хищника.

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz