полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая


По мнению поселян, весна начинается с Юрьева дня; тогда же приступают и к земледельческим работам 185. Св. Юрий, как выражаются о нем поговорки и обрядовые причитанья, отмыкает землю, низводит росу и дает рост травам (см. ниже гл. XVIII): “Юрий росу спустил”. Сербская песня говорит, что при разделе мира св. Юрию достались весенние цветы 186; а чехи славят его следующею припевкою: св. Юрий “vstava, zem odmyKava, aby trava rostla, trava zelena, fiala modra. FiaJa, ruze kwisti ne muze, az ji Perun (или pan Boh) s nebe pomuze!” 187. По указанию болгарских стихов, Юрий обходит межи и нивы и осматривает, подобру ли растет хлеба 188; на Украине говорят: “святий Юрий по полю ходить, хлиб-жито родить” 189, а в великорусских деревнях: “Юрий начинает полевые работы (23 апреля), Юрий и оканчивает (26 ноября — осенний его праздник)”. На вешний Юрьев день по всей Руси служат на пашнях молебны и окропляют их св. водою; в Тульской губ. молебны совершаются у колодцев, с которыми в глубочайшей древности сравнивались дождевые источни(361)ки = тучи; рано поутру крестьяне катаются на нивах по росе, чтобы “быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса”, а на другой день начинают сеять яровые хлеба. У сербов принято купаться на зоре Юрьева дня 190. Словенцы, празднуя возврат весны, назначают из своей среды юношу, который обязан представлять Зеленого Егора, опутывают его с ног до головы березовыми ветками и купают в реке — во знамение дождевых ливней, заставляющих зеленеть поля и рощи 191. В некоторых местностях России выбирают на Юрьев день красивого парня, одевают его в зелень и кладут ему на голову большой круглый пирог, убранный цветами; с зажженным факелом в руке он несет этот пирог в поле, а следующая за ним толпа девиц поет в честь Юрия обрядовые песни. Так обходят они трижды вокруг засеянных нив; после того разводят наподобие круга костер, оставляя в средине его пустое место, куда кладут принесенный пирог. Все усаживаются возле огня, пируют и делят между собою пирог — так, чтобы каждому досталось по куску 192. В Сербии девицы молят св. Юрия о женихах; как податель всякого плодородия, он вместе с тем признается и устроителем брачных союзов.

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz