полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая


98 Миладин., 26. Назад

99 Черты литов. нар., 93. Назад

100 Послов. Даля, 1031. Назад

101 Ч.О. И. и Д. 1865, II, 82. Назад

102 О.З.1849, IV, ст. Небольсина, 230; Оренб. Г. В. 1851, 9. С открытой головой женщине не следует молиться: “без сборничка нехорошо пред образа стать”. — Архив ист.-юрид. свед., II, ст. Бусл., 183. Назад

103 Ак. Ист., 1,112 (II). Назад

104 Биб. для Чт. 1848, X, ст. Гуляева, 134. Назад

105 У. З. 2-го отд. ан. Н., VII, в. 2,12-14. Назад

106 Нар. песни Водопад, и Олонец. губ. Студицк., 100. Назад

107 Сахаров., II, 106; Послов. Даля, 1063 — 4: “Летел порхай (от порхать) по всем торгам, бел балахон — без пол кафтан, без пуговиц” (снег). Назад

108 Die Gotteiwelt, 276. Назад

109 Или: “Ты, Покров-Богородица! покрой меня девушку пеленой своей нетленною — идти на чужую сторону! Введенье-мать Богородица! введи меня на чужую сторонушку! Стретенье-мать Богородица! встреть меня на чужой сторонушке!”. Назад

110 Послов. Даля, 825,839—40, 997; Сахаров., II, 60; Терещ., II, 209, 225—6, 473; Нар. ел. раз., 143. Назад

111 Доп. Обл. сл., 249. Назад

112 Рус. прост, праздн., I, 48; IV, 118; Вест. Р. Г. О. 1853,1, 60. Назад

113 Каравел., 220, 263. Назад

114 Неделя = воскресенье, день праздничный, когда оставляются все работы (ничего не делают); имя это впоследствии стало означать седьмицу, так как воскресный день был первым днем недели и по нем вели счет седьмицам. Назад

115 Slov. pohad., 478-496; Westsl. Marh., 144-155; Nб. Валявца, 111-6; Шотт, 11; Zeitschr. fur D. M., I, 42; H. Р. Ск., VI, стр. 214; Ч. О. И. и Д. 1865, III, 221-2. Назад

116 Летоп. занятий Археогр. Ком., II, 3—5. Назад

117 Худяк., 106. Назад

118 D. Myth., 114-5.
VI. Гроза, ветры и радуга

Усматривая в светилах и молниях блеск металлов, из которых приготовлялись воинские снаряды, фантазия первобытного народа признала в них то небесное оружие, каким светлые боги сражались с демонами тьмы. Так в сияющем диске солнца она видела золотой щит (стр. 110), в хвостатых кометах — пламенные мечи и копья (стр. 39), в молодом месяце — меч или серп; в создании этих представлений фантазия руководилась подмеченным ею внешним сходством форм. В летописи под 911 годом встречаем известие о звезде, явившейся копейным образом 1, т. е. о комете, хвост которой уподоблялся копью; с явлением комет издревле и доныне соединяются в народе предвестия грядущей войны. В языке нашем употребительно выражение “серп месяца”, произнося которое— мы уподобляем новорожденную луну земледельческому серпу; точно так же немцы говорят “sichel des mondes”. Наоборот, лат. lunatus получило значение: дугообразный 2, и в народной русской загадке молодой месяц служит метафорой для “серпа”: “месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел”. А в галицкой песне говорится о месяце, как о небесном мече: “чим же тебе порубано?” — спрашивает девица своего милого и слышит в ответ: “ясным мечом, як мисяцем!” 3

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz