полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая

Ей завязывали глаза, и она приглядывалась к душам, что входили в дом, стараясь узнать в них своих родных. Когда она узнавала кого-то, то негромко сообщала об этом. Соответственно, в доме была надлежащая тишина.
Однако приходили не только свои умершие родственники. Приходили обиженные к обидчикам, и просто духи проклятые за ложь и присвоение чужого добра. Приходили они к тем, кто сам был подвержен этим порокам. Бывали случаи, когда жрица падала с криком, и ее приходилось трясти и приводить в чувства, а в избе махать горящей головней или громовой свечей, дабы явившиеся духи не свели с ума всех домочадцев.
Этот этнографический пример из жизни белорусов девятнадцатого века взят из книги "Земляробчы каляндар" А.Н.БССР, Минск, 1980г. Он показывает, что у славян были развитые магические практики общения с миром духов, а избранная женщина оказывается в роли очень близкой к роли пифии в Дельфийском оракуле. Вместе с этим, данный пример указывает на языческую веру в возмездие, в расплату за совершенные преступления и обиды. Духи невинно убитых стремятся наказать своего убийцу. К этому времени тематически относится и белорусская легенда о дикой охоте короля Стаха.
Эта легенда повествует о величайшей трагедии белорусского народа. Белорусский король Стах со своей свитой был приглашен в гости и предательски убит по воле аристократа, так же претендовавшего на корону Белой Руси. Потомки предателя - аристократа гибли по воле духов короля Стаха и его свиты, являвшихся во время осенних дедов на землю вершить суд. А Белая Русь как королевство и государство своевременно не состоялась.
Насколько можно судить, именно этот образ духов, вершащих по воле богов суд на земле, отражает белорусская "стародавняя литовская" Пагоня (символ Погоня - скачущий всадник с мечем, герб княжества Литовского, людской и экономический ресурс которого составляла Белая Русь).
К этому следует добавить, что жреческое сословие всегда хочет есть, ибо служение богам затрудняет добычу пропитания так же, как это делает землепашец. Существует целый ряд праздников: Коляда, Масленица, Волочебники, Русалии, когда этнографически зафиксированы шествия жрецов (в последние столетия - инициативных людей) в образе духов своего времени. Наиболее известны такие шествия ряженых на Коляду, но они так же имели место достаточно равномерно в течение всего года.

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz