полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая

Зажин начинали с самого густого места. Первые три жмени колосьев откладывали и потом уносили домой, ставили в красный угол, где они маленьким снопом хранились в течение всего года. Потом нажинался первый сноп. Потом первая бабка. На этом работу прекращали.
Первый сноп относили на край поля, где была расставлена легкая трапеза. Там же устанавливали первый сноп и окропляли его пивом, (впоследствии стали окроплять нагнанной из зерна горелкой). Остатки еды закапывались на сжатой части поля. Дома большой сноп ставили на лавку под красный угол, после чего устраивалась основная трапеза. Сноп как бы сидел за столом вместе со всем остальным народом, под него клали монеты. Зерна этого снопа шли на озимый засев поля.
Помимо этой ритуальной трапезы, из зерна нового урожая не полагалось варить кашу или печь хлеб до того, как весь урожай будет собран.
2. Уборка зерновых серпом довольно тяжелое дело. За ночь не успевает разогнуться спина, а с утра снова на поле с серпом на плече. Потому во время жатвы, да и во время всякой тяжелой работы пели. Песни времени жатвы не имеют сакрального значения. Ритуальным и магическим была сама работа под песню. При этом силы всех работников на поле возрастали многократно, и рождался общий ритм действия, который фактически и сложил русский народ с его неповторимой индивидуальностью. На это обратил внимание А. Блок в своем обращении к русскому народу, в "Поэзии заговоров и заклинаний". Блок боялся утраты этого объединяющего нас ритма.
Песня дает силу и выносливость. Утратив свои песни, народ утрачивает и часть своей силы.
3. Наконец нива сжата. Начинаются обряды дожинок. Узкую полоску у края поля всегда оставляли не сжатой. Ее последние колосья затаптывали, прижимали к земле камнем и клали маленький кусочек хлеба. Это жертва мышам, чтобы они не ходили в гумно.
Из другой части этих колосьев плели венок, вплетали в него цветы и одевали лучшей жнице на голову. Кроме этого, "завивали бороду". Для этого, под последними колосьями пропахивали землю, вынимали их с корнями и ими перевязывали оставшиеся колосья. В середину перевязанных колосьев клали кусок хлеба и клинкового сыра. Очевидно, связанные так колосья понимались как рот. После этого жнецы становились лицом к солнцу и говорили заговор. "Дай боже, чтоб легко жилось. Середина не болела, руки не млели, ноги не деревенели, голова не горела". После чего шли домой.

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz