полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая

На капище народ ждал своих жрецов, наряженных великими богами, ведомых Колядою. Вот подтверждающие это колядки, которые в каком-то смысле универсальны, начало колядочно, а остальной текст может быть применен к другим действам на капище:

Уродилась коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою
Стоят леса дремучие.
В тех лесах огни горят,
Огни горят горючие.
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят колядуют.

Богов ждут на капище и поют колядки. И не просто поют, а колядуют - поют и этим совершают волхование - вызывают Коляду. За столами старые деды варят воск и сучат свечи двойчатые, тройчатые. Столы заставлены, кубки налиты. С началом утра колядовать прекращали. От огней на защищенном от ветра лесом и валами капище становилось тепло, и поющие не боялись посадить голоса, как это случилось бы на морозе.
В другом варианте этой колядки поется:
…..
Вокруг огней скамьи стоят
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни - колядушки,
В средине них старик сидит,
Точит он свой булатный нож,
Возле него козел стоит,
Хотят козла зарезати.

4. Остановимся на печальной участи козла. Она не случайна. В других колядках поется о ритуальном убийстве козы. Иногда, по песне, ее убивают ударом в ушко, при этом из другого течет юшка. Убивают ее так же и ножом. Коза поет: "Небоюся я ни стрельцов - бойцов, а боюся я деда старого. У того деда борода седа. Он меня козочку испоре исколе сквозь полотенце в ретивое сердце". После этого коза падает, раздается крик: "Быть коза пропала, на ноги упала!"
Итак, жертвенному животному не угрожают обычные люди, пусть даже стрельцы - охотники, сколько бы их ни было. Его участь предрешена заранее. Оно будет зарезано на Коляду, и кровь его впитает белая ткань.
Мы имеем ключ к этому жертвоприношению. В Тобольской рукописи семнадцатого века сохранилось описание ритуального поведения охотников, при котором кровь первой убитой утки сливают на белый платок. Убив первую утку, охотник вынимает с восточной стороны дерн. Устилает дно белым платком, сливает на него из утки кровь и прикрывает его дерном так, что не остается следов. При этом он говорит: "Режу я тебя, серую утицу божью, острым ножом. Как из тебя, из серой утицы божьей, бежит кровь горяча от ретива сердца, от черной печени, от красного легкого сквозь белый плат в Мать - Сыру Землю прытко и яро, и скоро, - такоже бы летели бы серыя утицы прытко и яро, и скоро в мои ловушки, в мои поставушки со всех четырех сторон".

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz