полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая

Через этот первый дар вступали с духами в договор и обещали, что строить будут хорошо, и не только для хозяина. Клали под сруб конскую голову. Дух ее - дух тягловой конской силы, впоследствии держал и тянул строящийся дом и хранил его целостность. После голова эта появлялась на крыше дома, а сам дом при этом оказывался как бы крепким конским телом. Плохая примета, если конек повреждался или наклонялся - значит, в доме истощились чьи-то силы, значит, к покойнику.
Когда рубили сруб, то его освящали - переносили внутрь зеленое деревце, либо начинали сруб вокруг дерева, где могло быть удобнее - свободная от леса земля была дорога. После сруб могли разобрать и перенести на новое место.
Строительство домов, мельниц, кораблей даже в девятнадцатом веке интуитивно понималось народом как порождение тела, которому естественно иметь свою душу. Иначе построенное жить не будет. Строители, часто на бессознательном уровне, были озабочены проблемой внесения в свою постройку души. Это и разъясняет смысл всех приносимых при строительстве жертв в былые эпохи.
2. Сохранилась сказка про то, как в доме у деда и бабы вырос до неба дуб, и по нему удавалось до Неба добраться. Этот мотив позволяет связать дом с мирозданием. Если из дома есть по мировому дереву путь на Небо, значит, правильно выстроенный дом есть храм. А храм - священное, чистое, посвященное богам место, куда не смеет проникать злое начало. Не возводили ли наши предки храмов, которые стенами окружали священные дубы?
На храмовые черты русского дома, указывает и система резных оберегов. Они имеют свое мифологическое прочтение. Под крышей русского дома находим небесные воды, что хранятся в белом царстве. Под ним на полотенцах образы Солнца - Даждьбога, что совершает свой дневной путь по небосводу. На ставнях окон стоят берегини - роженицы, хранящие дом и людей до восхода и после захода Солнца.
Эти образы живут бессознательно, повторяясь из поколения в поколение, в новых и новых постройках. Крестьянин любит эти резные образы, но не читает их. На фоне этой храмовости русского дома продолжает жить поклонение малым домашним духам. Среди них главным является Домовой. Для крестьянина почитание домового оказывается высшим языческим культом, поскольку культы более высокого уровня, запечатленные в домашних оберегах, у него были отобраны.

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz