полезные ресурсы:








Язычество и все что с ним связано.

Предыдущая Следующая

Сказанного достаточно, чтобы сделать однозначный вывод: если исследователи не называли наших колдунов и кудесников шаманами, то только из установившейся традиции. В действительности, их практика оказывается шаманической.
2. Значительная часть этнографов считает, что о шаманизме можно говорить тогда, когда душа шамана совершает полет или поиск в пространстве психической реальности. Для этого, посредством камлания шаман обязан ввести себя в особое состояние сознания, подобное сну.
Это действительно так, но это лишь внешнее проявление одного из состояний, в которые входит шаман. Иногда он впадает в это состояние в апогее своей игры. Тогда вся его внешняя активность мгновенно переходит во внутреннюю активность сознания. После этого внешне кажется, что шаман просто лежит неподвижно, иногда закрыв глаза ладонью. В это время, душа шамана бодрствует, энергична, обладает волей и памятью и видит Белый Свет, освещающий весь мир. В этом свете видны добрые и злые духи, люди, другие шаманы, скрытые вещи, тайные помыслы. Видны духи болезней и созванные шаманом духи - его помощники. Этих помощников может быть много. Из них кто-то защищает шамана, кто-то переносит его в иные миры, кто-то служит "послом" там, куда шаман проникнуть не может, кто-то помогает при исцелениях - поедает духов болезней, кто-то ищет потерянные вещи. Возможности шамана определяются возможностями подвластных ему духов. Духи эти вошли в шамана при камлании через висящие на нем шнурки и кисточки одежды.
Камлание может происходить по случаю болезни, мора, пропажи, выяснения судьбы, просто гадания по случаю праздника. Камлание это большой труд.
3. Опишем акт камлания у остяков - хантов с реки Вах. При этом будем пользоваться редкой брошюрой "Из истории шаманства", изданной Томским университетом в 1976 году.
В вечернее время шаман устанавливает идолов своих духов в месте, где будет совершаться камлание. Это может быть закрытое помещение или открытое капище. Шаман может принять отвар сушеных мухоморов, но может и не пользоваться галлюциногеном. Сперва он обращается к идолам духов с просьбой помочь ему совершить намеченное деяние, например, исцелить больного. После этого он медленно вводит себя в возбужденное состояние. Помощник подает ему нагретый на костре бубен. Медленно, как сонный, он начинает свою песнь, двигаясь, как медведь, и иногда ударяя в бубен. Так же медленно он начинает петь о том, как он подымается вверх, пролетает шесть небес, попадает на верхнее небо и находит, что там свет - ярче некуда, серебро рекой течет, в белой юрте стоит белый старик - бог Торум. На жалобы, переданные шаманом, что жить на земле трудно стало, он отвечает: "Всем хорошо будет".

Предыдущая Следующая
Ресурс волхва Рыбина Андрея Николаевича
© 2009


 
Hosted by uCoz